Виктория Дорохова
Семинар-практикум «Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в сфере образования»
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
«Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в сфере образования»
Подготовила:
старший воспитатель
Дорохова В. О.
Целевая группа: воспитатели дошкольного учреждения, специалисты.
Форма проведения: творческий отчет.
Длительность: 1,5 часа.
Цель семинара-практикума : определение понятия «Информационно-коммуникационные технологии» и их преимущества в дошкольном образовании. Способствовать внедрению в образовательный процесс ГБДОУ г. Севастополя «Детский сад №124» информационно-коммуникационных технологий.
Публикация «Семинар-практикум „Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в сфере образования“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Задачи:
1. Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов.
2. Показать элементы применения ИКТ в образовательном процессе детского сада.
3. Актуализировать учебно-методическое обеспечение.
Подготовка к семинару :
Самостоятельное изучение литературы и статей в периодических изданиях по предложенному списку, источников Интернет.
Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный центр, CD -диск с записью инструментальной музыки, стикеры – «ладошки».
Методы и приемы: презентация, выступление, практические упражнения.
План семинара-практикума :
1. Вступление «Использование информационных технологий в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста».
2. Анализ проведенных открытых мероприятий педагогов, анкетирования.
3. Маленькие открытия (из опыта работы).
а) Методические рекомендации «Создание презентаций в программе POWER POINT».
б) Доклад учителя логопеда «Современные компьютерные технологии в подготовке детей к школе».
в) Из опыта работы «Использование ИКТ в работе с родителями».
4. Рефлексия «Ладошка».
5. Решения семинара-практикума.
Содержание:
1. Вступительное слово «Использование информационных технологий в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста» (выступление старшего воспитателя Дороховой В. О.)
Использование ИКТ в дошкольном образовательном учреждении – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Необходимость внедрения таких технологий в процесс образовательной деятельности отмечалась международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации», подготовленном ЮНЕСКО. В нашей стране за последние несколько лет произошел ряд событий, определяющих ускоренное развитие интернет-технологий в дошкольных учреждениях, формируются электронные ресурсы дошкольного образования.
В настоящее время реализуется стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан к этой информации. Поэтому, использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современными мультимедийным оборудованием, но и создавать образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
В педагогике существует более 50 педагогических технологий, но ключевой технологией XXI века является применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится образование. ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы : долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную ( ММ: текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео) информацию.
Освоение ИКТ реализуется по ряду направлений:
• Укрепление уровня материально-технического обеспечения (подключение к сети Интернет, приобретение компьютеров, интерактивных досок и др.).
• Овладение информационной культурой всех участников образовательного процесса (воспитанников, родителей, педагогов, руководителей).
• Применение ИКТ в образовательной области, где они становятся интегративным стержнем, вокруг которого строится вся система обучения.
• Применение ИКТ в воспитательном процессе, разных видах деятельности, дополнительном образовании, дающие возможности для развития индивидуальности воспитанников (олимпиады, конкурсы, форумы и др.).
• Применение ИКТ в управленческой деятельности.
Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. В настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.
Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы дошкольного учреждения. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.
В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии. Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.
Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей. Их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.
Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Маленькие дети требуют большей помощи при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности освобождает время педагога для параллельной работы с другими детьми. Использование компьютерных средств обучения также помогает развивать у дошкольников собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию.
Занятия на компьютере имеют большое значение для развития произвольной моторики пальцев рук. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.
Области применения ИКТ для развития дошкольников:
а) Использование глобальной сети Интернет.
Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции становятся составной частью современного образования. В Интернете можно найти информацию по проблемам раннего обучения и развития, о новаторских школах и детских садах, зарубежных институтах раннего развития, наладить контакты с ведущими специалистами в области образования.
б) Использование компьютера для ведения документации.
Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и «продвинутым» родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребенка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.
в) Использование развивающих компьютерных программ.
Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение. Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.
Существующие на рынке обучающие программы для дошкольного возраста можно классифицировать следующим образом :
1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
2. «Говорящие» словари иностранных языков с хорошей анимацией.
3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
4. Игры-путешествия, «бродилки».
5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.
Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности. Индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.
г) Использование мультимедийных презентаций.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.
Сохранение здоровья детей при работе с компьютером.
Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени, но непроизвольное внимание у детей данного возраста очень мало (10-15 минут, поэтому, как правило, дети не могут долго находиться за компьютером. Для детей 5-6 лет норма не должна превышать 10 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте двигается 70-80% времени бодрствования, поэтому пока вопрос о «засиживании» за компьютером не актуален.
В соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий, длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся.
2. Анализ проведенных открытых мероприятий, анкетирования (выступление старшего воспитателя).
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. При анализе результатов анкетирования и собеседования с педагогами ГБДОУ были выделены 4 группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости ИКТ в непрерывном повышении педагогической компетентности в зависимости от уровней компетентности и мотивации применения данных технологий в воспитательно-образовательном процессе.
Первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети.
Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем направлениям развития, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка, стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.
Считая данную проблему актуальной на сегодняшний день, в дошкольном учреждении была организована работа: при подготовке к семинару даны открытые мероприятия педагогами ГБДОУ. Образовательная деятельность прошла на высоком методическом уровне. Педагоги использовали презентации, цифровые образовательные ресурсы, видеоролики. Мероприятия вызывают интерес у воспитанников, родителей и говорят о необходимости внедрения в образовательный процесс ИКТ, в том числе, мультимедиа технологии (далее — ММТ).
Применение ММТ является эффективным средством обучения и воспитания, приводит к использованию эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики. Внедрение ММТ способствует повышению мотивации обучения дошкольников, экономии времени, более глубокому усвоению материала.
Мультимедийные средства обучения помогают выстраивать структуру мероприятия, эстетически его оформлять. Еще одним достоинством является эмоциональное воздействие на детей, что позволяет формировать личностное отношение к увиденному и услышанному.
ММТ наряду с живым словом педагога является элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения.
3. Маленькие открытия (выступление педагогов, презентации опыта работы).
Передовой опыт – самая оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы. Представляем лучший опыт внедрения информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс. Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.
3.1. Создание портфолио педагога
Портфолио – досье, собрание достижений, фиксация успехов. Основной смысл портфолио – показать все, на что ты способен. Имеет функцию оценки достижений человека, стимулирует к дальнейшему развитию.
3.2. Создание портфолио группы.
Данная технология направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. Создается атмосфера открытости, общности и поддержки всех участников.
3.3. Создание личных мини-сайтов, работа с сайтом ДОУ, электронной почтой.
Форма оперативной передачи информации участникам образовательного процесса, создание единого информационного образовательного пространства, обеспечение диалога субъектов коммуникации.
3.4. Создание обучающих презентаций и ЦОР.
Использование и создание учебных материалов нового поколения. Возможность моделирование таких жизненных ситуаций, которые сложно показать в образовательной деятельности. Одновременное использование графической, текстовой, аудиовизуальной информации, анимации и видеофрагментов.
Методические рекомендации «Создание презентаций в программе POWER POINT» (воспитатель Крючкина И. Ю.).
Доклад учителя-логопеда «Современные компьютерные технологии в подготовке детей к школе».
3.5. Участие в вебинарах, видеоконференциях.
Область информационной технологии, обеспечивающая одновременно двухстороннюю передачу, обработку, преобразование представление интерактивной информации на расстоянии в режиме реального времени. Происходит обмен опытом, знакомство с наработками педагогов России и зарубежья. Самообразование педагогов.
3.6. Использование ИКТ при проведении мероприятий с родителями (родительские собрания, клубы, гостиные и т. д.).
Это возможность продемонстрировать фото, видео материала жизни группы, образовательного процесса, Повышение эффективности образовательных мероприятий и педагогической компетенции у родителей.
Доклад воспитателя Вишневской Л. В. «Использование ИКТ в работе с родителями».
4. Рефлексия «Ладошка».
На листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, запишите его.
Большой палец – для меня это важно…/ не важно…
Указательный – я получил конкретные рекомендации…/ я не узнал для себя ничего нового…
Средний – мне было интересно, легко…/ скучно, неинтересно, трудно (не понравилось…
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
Мизинец – хочу для себя выяснить…
5. Решение.
Заслушав вопросы, вынесенные на семинаре, и выступления педагогов, стоит отметить, что педагогический коллектив имеет успехи по внедрению в опыт ИК технологий в образовательный процесс (применение на мероприятиях презентаций, обучающих ресурсов, освоение компьютерной грамотности).
Обсудив опыт применения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, решили:
- Повышать уровень ИКТ-грамотности педагогического состава ГБДОУ.
Срок: В течение учебного года.
Ответственный: старший воспитатель.
- Педагогам использовать в образовательной работе с воспитанниками и родителями информационно-коммуникационные технологии.
Срок: В течение учебного года.
Ответственные: воспитатели.
- Разработать систему мероприятий, ориентированных на повышение ИКТ-компетентности педагогов.
Срок: до августа 2018 года. (Отразить в годовом плане на 2018-2019 учебный год).
Ответственные: члены творческой группы.
Литература:
1. Богомолова, О. Б. Культура клавиатурного письма / О. Б. Богомолова – М., 2009.
2. Богомолова, О. Б. Искусство презентации / О. Б. Богомолова – М., 2010.
3. Босова, Л. Л. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / Л. Л. Босова – М., 2011.
4. Бурдюкова, Е. В. Видеоматериалы и сетевые видеосервисы в работе учителя: практическое пособие / Е. В. Бурдюкова – М., 2008.
5. Волошина, О. В. Развитие пространственных представлений на занятиях информатики в детском саду / О. В. Волошина // Информатика – 2006. – №19.
6. Горвиц, Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М., 1998.
7. Горячев, А В. Все по полочкам: пособие для дошкольников 5-6 лет / А. В. Горячев, Н. В. Ключ – М., 2008.
8. Горячев, А. В. Все по полочкам: методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников / А. В. Горячев, Н. В. Ключ – М., 2004.
9. Драхлер, А. Б. Сеть творческих учителей: методическое пособие / А. Б. Драхлер – М., 2008.
10. Журавлев, А. А. Что такое педагогические технологии и как ими пользоваться? / А. А. Журавлев – М., 2007.
11. Зуев, М. Б. Интернет: советы бывалого чайника: восемь лет спустя / М. Б. Зуев – М., 2007.
12. Калинина, Т. В. Управление ДОУ / Т. В. Калинина. – М., 2008.
13. Калугина, О. Б. Работа с электронными таблицами. Microsoft Office Excel 2003 / О. Б. Калугина – М., 2006.
14. Кастельс, М. Информационная эпоха : экономика, общество и культура / М. Кастельс – М., 2000.
15. Колин, К. К. Россия и мир на пути к информационному обществу /К. К. Колин // Открытое образование. – 2006. – № 4.
16. Пожарина, Г. Ю. Стратегия внедрения свободного программного обеспечения в учреждениях образования / Г. Ю. Пожарина – М., 2008.
17. Сайков, Б. П. Организация информационного пространства образовательного учреждения : практическое руководство / Б. П. Сайков – М., 2005.
18. Цветкова, М. С. Модели непрерывного информационного образования / М. С. Цветкова – М., 2009.
19 Кастельс, М. Информационная эпоха : экономика, общество и культура / М. Кастельс – М., 2000.
20. Колин, К. К. Россия и мир на пути к информационному обществу /К. К. Колин // Открытое образование. – 2006. – № 4.
21. Комарова, Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова – М., 2011.
22. Колодинская, В. И. Информатика и информационные технологии дошколятам / В. И. Колодинская – М., 2008.
23. Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В. «ИКТ в дошкольном образовании» - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
24. Кравцов, С. С. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников / С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина // Информатика. – 2006. – №12.
25. Крапивенко, А. В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений / А. В. Крапивенко – М., 2009.
26. Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии / Г. Ю. Ксензова – М., 2000.
27. Левин, В. И. История информационных технологий / В. И. Левин – М., 2007.
28. Мациевский, Н. С. Разгони свой сайт. Методы клиентской оптимизации веб-страниц / Н. С. Мациевский – М., 2009.
29. Хеннер, Е. К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования / Е. К. Хеннер – М., 2008.
30. Осадчук, Е. В. Конкурентоспособность в Интернете: как сделать свой проект успешным / Е. В. Осадчук – М., 2008.