Римма Зайдуллина
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательные организации
▼ Скачать + Заказать документы
«Внедрение информационно-коммуникационных технологий
в образовательные организации»
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.
Публикация «Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательные организации» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2020
Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду, в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств - от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет.
Несмотря на принятие приоритетного национального проекта «Образование» (направление «Интернетизация образования») и Концепции федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года» Россия пока не может сказать, что у неё есть целостная политика в области внедрения информационных технологий в деятельности учреждений дошкольного образования.
Именно внедрение ИКТ позволит наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка дошкольного возраста в период предшкольной подготовки.
Использование современных информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. В настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования. Именно поэтому появилась необходимость изучить возможности использования ИКТ в предшкольном образовании. Информационно-компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью жизни в обществе, они облегчают деятельность людей и способствуют своевременной обработке, передаче, хранению и подачи информации пользователю. Данные технологии внедряются в различные сферы деятельности человека и очень широко используются в современной сфере образования.
Использование электронных обучающих средств на учебных занятиях обеспечивает:
- Экономию времени при объяснении нового материала;
- Представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;
- Воздействие на разные системы восприятия воспитанников, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала; дифференцированный подход к обучению воспитанников, имеющих разный уровень готовности к восприятию материала;
- Вариативность в работе преподавателя, владеющего современными компьютерными технологиями при создании эффективных систем обучения в зависимости от своих педагогических и методических предпочтений, уровня подготовки воспитанников, профиля и особенностей материальной базы образовательного учреждения.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании — это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:
- использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;
- использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;
- использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.
Использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми.
Введение информационных технологий в программу подготовки детей к школе является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры.
К техническим средствам на базе ИКТ относятся:
- компьютеры;
- мультимедийные проекторы;
- интерактивные (электронные) доски;
- планшеты;
- сканер;
- принтер;
- цифровой фотоаппарат;
- видеокамера;
- мультимедийное оборудование и пр.
Информационные технологии являются самым современным инструментом для сбора и обработки информации. С помощью информационных технологий педагогу удобно :
- составлять списки детей;
- собирать сведения о родителях;
- вести диагностику развития детей;
- создавать различные бланки документов;
- оформлять родительские уголки;
- делать консультации и рекомендации для родителей;
- создавать всевозможные папки, стенды, различные папки- передвижки и др. («Школа для молодых родителей», «Поиграйте с детьми в пальчиковые игры», «Разучите с детьми»; «Нельзя приносить в детский сад»).
Особые требования по использованию компьютера в работе с детьми.
Использование ИКТ в работе с детьми регламентируется Инструктивно-методическим письмом Минобразования РФ от 14 марта 2000 г. N 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
ОСОБОГО ВНИМАНИЯ ТРЕБУЕТ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРОВ:
- занятия с использованием компьютеров для детей 6- 7 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю;
- продолжительность непрерывной работы с компьютером - не более 10 минут;
- гигиенически рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности;
- компьютерная техника, которая используется в ДОУ, обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат, подтверждающий ее безопасность для детей;
- освоение детьми основ компьютерной грамотности на ступени дошкольного образования не следует рассматривать как самоцель, а использовать как одну из составляющих образовательного процесса;
- использование ИКТ не предусматривает бучение детей основам школьной информатики и вычислительной техники;
- категорически запрещается использование ИКТ, построенных на АЗАРТНЫХ, АГРЕССИВНЫХ, МОНОТОННЫХ действиях и персонажах
Использование возможностей ИКТ в образовательном процессе способствует:
- активизации познавательной, творческой деятельности;
- достижению целей обучения и воспитания с помощью современных электронных учебных материалов;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля;
- повышению уровня комфортности обучения;
-снижению дидактических затруднений у воспитанников;
- приобретению навыков работы на компьютере.
Очевидно, что в будущем, с расширением возможностей компьютера по переработке информации и разработкой искусственного интеллекта, а также нового программного обеспечения, компьютер станет не просто многофункциональным инструментом, но и активным участником предшкольного образования.
Таким образом, использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе не только целесообразно, но и позволит достичь одной из целей, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации образования» - подготовка разносторонней развитой личности.