Светлана Алешкина
Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие лексической стороны речи детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Исследования отечественных и зарубежных ученых – философов, социологов, историков культуры (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, К. Гросс, В. И. Истомин, В. И. Устименко, Д. Б. Эльконин, К. Г. Юсупов и др.) описывают своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.
Публикация «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие лексической стороны речи детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Как отмечают многие исследователи в области разных наук о человеке, среди которых Н. П. Аникеева, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др, игра является сложным социокультурным феноменом.
В словаре русского языка «игра» определена как «деятельность, занятие детей, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для заполнения досуга, для развлечения» [2].
В Российской педагогической энциклопедии понятие «игра» подразумевает под собой «…один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания» [12].
Исследования таких психологов как Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. и педагогов среди которых М. Я. Басова, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского и др., показали, что игра социальна по своим мотивам, происхождению, содержанию, структуре, функциям.
Современные отечественные психолого-педагогические научные представления об игре базируются на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Данные игры создают сами дети под руководством взрослого. Основой данного вида игр является наличие детской самодеятельности [8].
С. Я. Рубинштейн подчеркивал, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры : эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество [18]. Иногда данный вид игр называют творческими, так как при развёртывании игры происходит не копирование действий, а творческое осмысление, воспроизведение в создаваемом образе, игровых действиях [18].
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: мотив, тема, игровой замысел, сюжет, роль [8].
В качестве мотива изначально выступает ролевое действие, возникающее по мере овладения ребенком предметным миром. В процессе развития сюжетно-ролевой игры он меняется. Постепенно мотивом сюжетно-ролевой игры становиться возможность взаимодействия – игрового, невербального, вербального – с другими участниками игры.
Тема сюжетно-ролевой игры представляет собой ту область социальной действительности, которая содержится в игре, меняется в соответствии с возрастом играющих детей, а так же с содержанием программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Игровой замысел выражен общим определением темы игры (во что и как будут играть дети).
Сюжет игры является главным компонентом. Он представляет собой ту сферу действительности, которая воспроизводится дошкольниками (отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих). Основным средством реализации сюжета являются игровые действия (стирать белье, жарить картошку, качать куклу и т. д.).
Условно сюжеты игр делят на :
- бытовые (например, игры в семью);
- производственные, отражающие профессиональный труд людей (например, игры в магазин);
- общественные (например, игры в школу).
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Она является средством реализации сюжета через ролевое действие, ролевой диалог, ролевые действия и ролевую речь.
Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.
Роль содержит свои правила поведения, которые дети берут из окружающей жизни, заимствуют из отношений в мире взрослых. Например, продавец в магазине расставляет товар, продает его, врач внимательно осматривает «больного» и т. п.
Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.
Действия, которые ребенок выполняет в соответствии с взятой ролью и по ходу (логике) сюжета называются игровыми. Игровые действия бывают: отобразительными (ребенок копирует действия реальной жизни) и изобразительными (действия более свернутые, используются слова как будто). Предметно-игровая среда, которая помогает ребенку реализовать игровой замысел, называется игровым материалом.
Одним из компонентов сюжетно-ролевой игры, доказывающих ее связь с развитием речи дошкольников является ролевая речь. Ролевая речь – это те слова словосочетания, предложения, монологи и диалоги, которые ребенок использует для обозначения своей роли и при ролевом взаимодействии с партнерами по игре.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
В среднем дошкольном возрасте основой сюжетно-ролевой игры становится творческое преобразование детского опыта. Содержание сюжетных игр обогащается : от разыгрывания бытовых сюжетов ребенок переходит к отражению взрослых профессиональных отношений, появляются сюжеты с фантастическими элементами. Дети начинают планировать сюжет до начала игры в соответствии со своими интересами. Могут определить тему, сюжет, распределить роли (в начале года с помощью воспитателя, затем самостоятельно); по ходу игры учатся согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью. В соответствии с замыслом сюжета формируется умение устанавливать разные ролевые связи в рамках одной сюжетной темы : врач-пациент; продавец – покупатели. Активно развивается ролевой диалог. Дети умеют использовать различные предметы-заместители, осуществлять игровые воображаемые действия и принимать воображаемые действия других играющих, заменять некоторые из действий словом («Как будто мы уже вернулись с прогулки», «как будто мы были на море и вернулись домой»).
Благодаря предметам-заместителям ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями, а значит накапливает и обогащает пассивны и активный словарь словами, обозначающими предметы, словами – признаками, словами – действиями [4]. При этом взрослый по-прежнему активно включается в игру: рассказывает о назначении предметов, их отличиях, функции предметов, а ребенок учится использовать новые слова в разговоре с взрослым, другими детьми в процессе реализации сюжета игр.
Наряду с такими принципами развития лексической стороны детей дошкольного возраста как взаимодействие со взрослым, опора на познавательную деятельность детей в среднем дошкольном возрасте применяется принцип опоры на процесс коммуникации, т. к. в игровой деятельности детей происходит формирование коммуникативной компетенции, умения использовать языковые средства в различных ситуациях общения [2].
Таким образом, имея представления о развивающих возможностях сюжетно-ролевой игры, ее структурных компонентов, особенности развития сюжетно-ролевых игр в среднем дошкольном возрасте, возможностях использования сюжетно-ролевых для развития лексической стороны речи детей среднего дошкольного возраста можно решать задачи, стоящие перед педагогом:
- обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее не известных детям слов;
- уточнение значения слова, словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (употребление синонимов, антонимом, многозначных слов, понимание переносных значений);
- активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания.
Список используемых источников
1. Алексеева М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – Москва: Академия, 2000. – 400 с.
2. Вайзер, В. В. Развитие речи дошкольников в сюжетно-ролевой игре [Электронный ресурс] / В. В. Вайзер – Режим доступа: https://almanahpedagoga.ru/ (10.01.2019)
3. Выготский, Л. С. Детская психология [Текст] : собрание сочинений в 6 томах. Том 4 / Л. С. Выготский. – Москва: Говорящая книга, 2012. – 202 c.
4. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду [Текст] / В. В. Гербова. – Москва: Мозайка-Синтез, 2014. – 80 с.
5. Дурицкая, В. С., Зотова, И. В. Сюжетно-ролевая игра как эффективный метод развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» [Текст] /И. В. Зотова,В. С. Дурицкая // Достижения науки и образования. – 2018. – № 4 (26). – С. 49–52.
6. Дергунская, В. А., Ошкина, А. А. Игровая образовательная деятельность дошкольников [Текст] : учебно-методическое пособие / В. А. Дергунская, А. А., Ошкина. – Москва: Центр педагогического образования, 2013. – 361 с.
7. Казанкова, Ю. Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста / Ю. Ю. Казанкова // Молодой ученый. – 2016. – № 27. – С. 669-673.
8. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – Москва: Академия, 2017. – 414 c.
9. Краснощекова, Н. В. Сюжетно ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Краснощекова. – изд. 3-е. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 251 с.
10. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг [Текст] : М. М. Кольцова, М. С. Рузина. – Москва: У-Фактория, 2006. – 224 с.
11. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии [Текст] : учеб. пособие / А. Р. Лурия. – СПб: Питер, 2012. – 320 с.
12. Макаренко. А. С. Педагогическая поэма. Полная версия [Текст] / А. С. Макаренко; под ред. С. С. Невской. – М. : АСТ, 2018. – 567 с.
13. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] : учебник / В. С. Мухина. – Москва: Академия, 2011. – 655 с.
14. Панова, О. В. Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников [Текст] / О. В. Панова // Молодой ученый. – 2017. – №38. – С. 116-118.
15. Преснякова, Н. А. Сюжетно-ролевая игра как метод развития речи дошкольников [Текст] / Н. А. Преснякова // Альманах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://almanahpedagoga.ru/
16. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. – 2-е изд., испр. – Москва: Просвещение, 2010. – 223 с, ил., 4 л. ил.
17. Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/ (12.02.2018)
18. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – 4-е изд. – СПб: Питер, 2019. – 712 с.
19. Селезнева, И. С., Шипова, М. В. Развитие речи у детей дошкольного возраста через формирование сюжетно-ролевой игры [Текст] / И. С. Селезнева, М. В. Шипова // Инновационная наука. – № 5. – 2015. – С. 237-239
20. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. – Москва: ВЛАДОС, 2016. – 366 с.
21. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] : метод, пособие: под ред. Е. А. Стребелевой. – 2-еизд., перераб. и доп. – Москва: Просвещение, 2004. — 164 с.