Лучший педагог года Итоги 2024

Влияние скороговорок на формирование речи у детей с нарушением речи

Ирина Викторовна Левчикова
Влияние скороговорок на формирование речи у детей с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы

Левчикова Ирина Викторовна

Учитель-логопед

МДОБУ д/с №21 г. Лабинск, Краснодарский край.

«Влияние скороговорок на формирование речи у детей с нарушениями речи»

Скороговорка – это специально продуманная фраза или небольшое четверостишье, построенные из трудно произносимых сочетаний звуков, предназначенных для быстрого и четкого проговаривания вслух. Положительный эмоциональный фон при разучивании веселых скороговорок позволяет организовывать общение с взрослыми комфортно, а обучать и развивать без принуждения. Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.

Темочки:

Скороговорки развивают речевой аппарат ребёнка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, чёткой и понятной, а ребёнок - успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

Несмотря на то, что скороговорки произносятся обязательно быстро, они учат ребёнка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая окончания», так, чтобы его понимали.

Разучивая скороговорку, ребёнок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

Психологи считают, что скороговорки можно использовать при работе с гиперактивными детьми, поскольку для правильного произношения необходимо проявить сосредоточенность и концентрированность.

В целом скороговорки благоприятно отражаются на общем интеллектуальном развитии ребёнка.

Каждая скороговорка, особенно хорошо известная, уже несет в себе определенный характер, настроение, окраску и, возможно даже темп. Кстати, описать свое восприятие скороговорки будет вполне уместно попросить самого ребенка, и тогда его отношение к этому фонетическому упражнению станет более эмоциональным, а восприятие звука – более успешным. Объясните ребёнку значение незнакомых слов и скороговорки в целом

После этапов логопедической работы по коррекции звукопроизношения (постановки, автоматизации, дифференциации звуков) для введения в свободную речь трудных звуков, в целом речевого развития, использую игровые приемы разучивания скороговорок на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Веселая и легкая форма обучения – вот главное назначение скороговорок. Главная цель скороговорок – это чистый звук, но не скорость. Читается несколько раз негромко, ритмично.

Как заучивать скороговорку

К. С. Станиславский рекомендовал работать со скороговоркой пошагово :

Первый шаг - вначале произнесите скороговорку очень медленно и чётко, разбивая на слоги.

Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения.

Второй шаг – беззвучный режим. После того, как этот этап успешно пройден: ребёнок выучил текст и произносит правильно все звуки, учитесь делать всё то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.

Третий шаг – чтение скороговорки шёпотом. И лишь потом – вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости скороговорки. Предложите ребёнку повторить её три раза подряд.

Можно использовать разные способы заучивания скороговорок : игра с мячом, хлопки в ладошки, использование готовых опорных схем. Скороговорки также можно изобразить в рисунках, что влияет на более точное и быстрое их запоминание, так как каждую нарисованную деталь (слово) дети ещё раз проговаривают.

Использование скороговорки в коррекционной работе

Работу с чистоговорками можно применять в коррекционной работе, как игровой приём. Не каждому из нас удаётся повторить скороговорку с первого раза без ошибок, но весёлая словесная игра увлекает. Скороговорки помогают правильно и чётко проговаривать звуки, труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством родного языка, тренируют не только звукопроизношение, но и силу воли, настойчивость, способность ставить цели и достигать их.

Вывод: использование скороговорок в коррекционно-образовательном процессе с помощью разных методов показывает положительную динамику в коррекции речевых нарушений, а именно: легче автоматизируются и вводятся в речь трудные звуки (по результатам мониторингов, повышается уровень речевого развития, лучше развивается память, внимание, воображение, появляется выразительность речи, повышается интерес к обучению. Дети свободно коммуницируют в группе, включаются в образовательный процесс, что обеспечивает равенство всех.

Скороговорок очень много вот некоторые из них

Скороговорки (В)

Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.

* * *

Воробья врачи спасли,

В вертолет его внесли.

Вертолет вертел винами,

Волновал траву с цветами.

* * *

Отвори, Увар, ворота, у двора на траве дрова.

* * *

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

* * *

Выдави воду, небо. не подведи хлеб.

* * *

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

* * *

Вместо рубахи не носите брюк вы,

Вместо арбуза не просите брюквы,

Цифру всегда отличите от буквы,

И различите ли ясень и бук вы?

* * *

Купили Валерику и Вареньке

Варежки и валенки.

* * *

Съел Валерик варенник,

А валюшка - ватрушку.

* * *

Проворонила ворона вороненка.

* * *

Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.

* * *

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

* * *

Соломы воз возница вез.

* * *

Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь.

* * *

Валя на проталинке промочила валенки.

Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

* * *

Валин валенок провалился в прогалинок

Список литературы

1. Алифанова ЕА., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. М., 2001. Алфёрова Л. Д. Речевой тренинг: дикция и произношение. СПб., 2003.

2. Алфёрова Л. Д., Васильева Л. Н. Нормативное сценическое произношение в условиях диалектного окружения. Петрозаводск, 2005.

3. Васильев Ю. А. Голосоречевой тренинг. СПб., 1996.

4. Васильев Ю. А. Тренинг сценической дикции. СПб., 1997.

5. Волина В. В. Учимся играя. М., 1994.

6. Выгодская И. Г., Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Устранения заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М., 1993.

7. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. СПб., 2000.

8. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. М., 1990.

9. Иртлач С. Ш. Интонационно-мелодическая природа сценической речи. Л., 1990.

10. Куликовская Т. Скороговорки и чистоговорки. (Практикум по улучшению дикции). М., 2000.

11. Лопухина И. С. Коррекция речи у дошкольников. СПб., 1994.

12. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1972.

Пронина М. П. Воспитание фонационного и фонематического слуха будущего драматического актера. Л., 1989.

13. Смирнова М. В. 2500 скороговорок. М., 2003.

14. Сценическая речь: Учебное пособие / под ред. И. П. Козляниновой. М., 1976.

15. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. М., 1993.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Картотека детских скороговорок для развития речи, улучшения дикции и развлечения. Картотека детских скороговорок для развития речи, улучшения дикции и развлечения. Шмигиривская Елена г. Королев Скороговорка — короткая,.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Рассказывание на темы скороговорок» Развитие речи Тема: Рассказывание на темы скороговорок. Воспитатель группы №11 Михайлюк А. С 10.11.15 г. Развитие речи Тема: Рассказывание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние скороговорок на формирование речи у детей с нарушением речи
Опубликовано: 21 ноября 2024 в 17:08
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние скороговорок на формирование речи у детей с нарушением речи» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Викторовна Левчикова (УИ 3465662) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД