Получи документы

Влияние сенсорных игр на речевое развитие в 2–3 года

Ольга Харламова
Влияние сенсорных игр на речевое развитие в 2–3 года
▼ Скачать + Заказать документы

ВЛИЯНИЕ СЕНСОРНЫХ ИГР НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В 2-3 ГОДА

Возраст от рождения до трех лет (ранний возраст) – это особый период в жизни детей, поскольку по интенсивности развития первые годы жизни не имеют равных себе. Бесспорно, это самый благоприятный возраст и для усвоения основ родной речи. Обозначим нормы развития речи у детей в этот период:

1) доречевой этап (первый год жизни) :

- 0-2 месяца – крик, плач (первая голосовая реакция);

Темочки:

- 2-5 месяцев – гуление: появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г»; ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями;

- 5-6 месяцев – лепет: ребенок лепечет сам с собой, издает звуки при обращении к нему, поворачивает голову в сторону звука, замирает в ответ на внезапный громкий звук, узнает свое имя и реагирует на него.

- 6-7 месяцев – первые слоги: ребенок отдает предпочтение строго определенным звуки: «ба», «ма» и может повторять их бесконечно, слушая их звучание;

- 7-9 месяцев – комбинации слогов: лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «тя-тя-тя», «ба-ба-ба» и т. д. ; формируется понимание речи окружающих;

- 9-10 месяцев – звукоподражание: ребенок начинает имитировать звуки речи взрослых;

- 10-12 месяцев – первые осмысленные слова (чаще всего, из двух одинаковых слогов); ребенок демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова»; понимает и выполняет простые односложные инструкции.

2) этап первичного освоения языка (второй год жизни) :

- на втором году жизни происходит накопление пассивного словаря и становление активной речи;

- к концу второго года жизни у ребенка формируется элементарная фразовая речь (он объединяет 2-3 слова, постепенно формируются грамматические категории;

3) этап усвоения грамматики (третий год жизни) :

- на третьем году жизни ребёнок начинает самостоятельно употреблять простые грамматические конструкции, использовать простые предложения, обнаруживает потребность в словотворчестве (придумывает свои слова, используя при этом законы родного языка: «копатка» - лопатка» и т. д.);

- словарный запас расширяется до 4000 слов1,2.

Таким образом, мы видим, что в возрасте от двух до трех лет происходит значительный скачок в развитии речи. Столь активное развитие речи в рассматриваемом возрасте обусловлено появлением у детей способности к передвижению, влекущему за собой возможность получения представлений об окружающем мире через сенсорные системы : зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Соответственно, для максимального речевого развития необходимо сенсорное развитие детей, подразумевающее развитие их восприятия и формирование представлений о свойствах предметов3.

Сенсорное развитие – это длительный и сложный процесс, благополучное завершение которого не обходится без непосредственного участия взрослых людей, окружающих детей (родителей и воспитателей ДОО, которым следует хорошо понимать, что основной формой познания у детей младшего дошкольного возраста является игра4.

Чтобы помочь детям получить новый и необходимый им сенсорный опыт, а также активизировать их речевое развитие, следует внедрять в их повседневную деятельность различные сенсорные игры, ориентированные на то, чтобы дать детям новые чувственные ощущения:

- зрительные (ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);

- слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршания бумаги до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);

- тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений);

- двигательные (ощущения ребенка от движений тела в пространстве и ритма движений);

- обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира);

- вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус различные продукты питания)5.

Соответственно, в работе с детьми следует использовать следующие сенсорные игры :

1) игры с крупами («дождик» из круп; хождение босиком по сенсорным «лужам» после «дождика»; пересыпание круп с помощью баночек, формочек, ложечек; зарывание в емкости с крупой мелких игрушек, конфет с последующим их поиском; ознакомление с запахами круп и сравнение их запахов с запахами специй, чая, кофе с целью определения самого «вкусного» запаха; игры с мокрыми крупами; рисование крупами);

2) игры с бытовыми предметами (игры «Как звучит миксер», «Сколько ложек можно поместить в стакан» и т. д.);

3) игры с пластиковой одноразовой посудой (строительство дорожек и башенок из стаканчиков; «сенсорный дождь» из пластиковых тарелочек; шуршание тарелочками, отстукивание пластиковыми ложками по стаканчикам и т. д.);

4) игры с песком (пересыпание песка, «зарывание» рук в песок, рисование пальчиками на песке);

5) игры с тканями и бумагой (прикосновения к поверхности, изучение свойств);

6) игры с фруктами (выкладывание узоров из фруктовых долек с попутным изучением запахов);

7) игры с сенсорными баночками (изучение свойств предметов, помещенных в различные баночки, наполненные крупой, монетками, колокольчиками, водой, блестками, маслом);

8) игры со стеклянными шариками, кубиками (пальчиковые игры в «сухом бассейне», раскладывание шариков/кубиков в разные емкости и перекатывание их между пальцами);

9) игры с движением (можно предложить детям залезть на стол и посмотреть, как меняется комната, если смотреть на нее с высоты; лечь на пол и ползти; перекатываться с боку на бок; побегать по сенсорным дорожкам и т. д.)

10) игры с красками (стаканы наполняются водой, затем в них поочерёдно разводятся краски разных цветов; можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой, и т. д.)6.

В ходе игры следует постоянно активизировать речь детей (задавать вопросы, требуя максимально полных по форме ответов, обогащая тем самым упрощенную речь самих детей, знакомить их с новыми для них словами (при этом целесообразно описывать детям то, что они слышат, видят, делают и чувствуют, детально и красочно, просить детей повторить новые слова и т. д. При этом необходимо следить за тем, чтобы дети не обозначали изучаемые предметы и явления звукопроизношениями, а также важно исправлять ошибки в речи детей (делая это очень тактично, выслушивать их ответы и поощрять их попытки высказаться.

В заключение следует отметить тот факт, что в три года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, в связи с чем благоприятный период в речевом развитии ребёнка завершается. Соответственно, что будет упущено в этот период, позже потребует двойных усилий!

Список литературы:

1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М. : Теревинф, 2009. – 272 с.

2. Митрофанова А. Е. Развитие речи у детей с задержкой речевого развития с помощью сенсорных игр и упражнений // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). – СПб. : Реноме, 2012. – С. 149-150.

3. Смирнова Л. Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л. Н. Смирнова, С. Н. Овчинников. – М. : АСТ, Астрель, 2012. – 175 c.

4. Эльконин Д. Б. Психология игры. – 2-е изд. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 360 с.

5. Янушко Е. А. Игры с ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М. : Теревинф, 2004. – 136 с.

6. Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет / Е. А. Янушко. – М. : Эксмо, 2016. – 424 c.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Времена года» для детей старшей группы по образовательной области «Речевое развитие» Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Старшая группа Тема: «Времена года» (итоговое) Цель: Формирование связной речи.

Конспект ООД по освоению образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе «Времена года» Конспект ООД по освоению образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе "Времена года" Подготовили: Межакова О. В., Рункова.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковых игр на речевое развитие дошкольника» Введение. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость.

Консультация для родителей: «Влияние сказки на речевое развитие детей раннего возраста» Проблема развития речи на этапе раннего детства приобретает актуальный характер. Современным родителям некогда заниматься детьми, мало.

Консультация для воспитателей «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста Воспитатель: Ершова Е. А. Загадка – одна из.

Протокол районного методического объединения воспитателей по теме «Развитие познавательных интересов и речевое развитие» Протокол районного методического объединения для воспитателей п. г. т. Красная Гора Брянской области от 6.02.2019 года. Присутствовало: 11.

План по самообразованию «Влияние взрослого на речевое развитие детей» МАДОУ ДЕТСКИЙ САД «КОЛОСОК» План по самообразованию Тема: Влияние взрослого на речевое развитие детей Разработала: Бирюлина Н. Б., воспитатель.

Презентация «Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольников» ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. (слайд 1) Овладение родным языком является одним из важных приобретений.

Речевое развитие детей 4-го года жизни (выступление на родительском собрании) Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения Для социальной адаптации в обществе и дальнейших.

Речевое развитие ребенка в 3–4 годаРечевое развитие ребенка в 3–4 года В этом возрасте малыши уже научились логически мыслить и делать собственные выводы о предметах, с которыми познакомились в процессе игровой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние сенсорных игр на речевое развитие в 2–3 года
Опубликовано: 8 сентября 2019 в 22:40
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние сенсорных игр на речевое развитие в 2–3 года» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Харламова (УИ 2004865) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД