Ольга Харламова
Влияние сенсорных игр на речевое развитие в 2–3 года
▼ Скачать + Заказать документы
ВЛИЯНИЕ СЕНСОРНЫХ ИГР НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В 2-3 ГОДА
Возраст от рождения до трех лет (ранний возраст) – это особый период в жизни детей, поскольку по интенсивности развития первые годы жизни не имеют равных себе. Бесспорно, это самый благоприятный возраст и для усвоения основ родной речи. Обозначим нормы развития речи у детей в этот период:
1) доречевой этап (первый год жизни) :
- 0-2 месяца – крик, плач (первая голосовая реакция);
Темочки:
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- 2-5 месяцев – гуление: появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г»; ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями;
- 5-6 месяцев – лепет: ребенок лепечет сам с собой, издает звуки при обращении к нему, поворачивает голову в сторону звука, замирает в ответ на внезапный громкий звук, узнает свое имя и реагирует на него.
- 6-7 месяцев – первые слоги: ребенок отдает предпочтение строго определенным звуки: «ба», «ма» и может повторять их бесконечно, слушая их звучание;
- 7-9 месяцев – комбинации слогов: лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «тя-тя-тя», «ба-ба-ба» и т. д. ; формируется понимание речи окружающих;
- 9-10 месяцев – звукоподражание: ребенок начинает имитировать звуки речи взрослых;
- 10-12 месяцев – первые осмысленные слова (чаще всего, из двух одинаковых слогов); ребенок демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова»; понимает и выполняет простые односложные инструкции.
2) этап первичного освоения языка (второй год жизни) :
- на втором году жизни происходит накопление пассивного словаря и становление активной речи;
- к концу второго года жизни у ребенка формируется элементарная фразовая речь (он объединяет 2-3 слова, постепенно формируются грамматические категории;
3) этап усвоения грамматики (третий год жизни) :
- на третьем году жизни ребёнок начинает самостоятельно употреблять простые грамматические конструкции, использовать простые предложения, обнаруживает потребность в словотворчестве (придумывает свои слова, используя при этом законы родного языка: «копатка» - лопатка» и т. д.);
- словарный запас расширяется до 4000 слов1,2.
Таким образом, мы видим, что в возрасте от двух до трех лет происходит значительный скачок в развитии речи. Столь активное развитие речи в рассматриваемом возрасте обусловлено появлением у детей способности к передвижению, влекущему за собой возможность получения представлений об окружающем мире через сенсорные системы : зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Соответственно, для максимального речевого развития необходимо сенсорное развитие детей, подразумевающее развитие их восприятия и формирование представлений о свойствах предметов3.
Сенсорное развитие – это длительный и сложный процесс, благополучное завершение которого не обходится без непосредственного участия взрослых людей, окружающих детей (родителей и воспитателей ДОО, которым следует хорошо понимать, что основной формой познания у детей младшего дошкольного возраста является игра4.
Чтобы помочь детям получить новый и необходимый им сенсорный опыт, а также активизировать их речевое развитие, следует внедрять в их повседневную деятельность различные сенсорные игры, ориентированные на то, чтобы дать детям новые чувственные ощущения:
- зрительные (ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);
- слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршания бумаги до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
- тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений);
- двигательные (ощущения ребенка от движений тела в пространстве и ритма движений);
- обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира);
- вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус различные продукты питания)5.
Соответственно, в работе с детьми следует использовать следующие сенсорные игры :
1) игры с крупами («дождик» из круп; хождение босиком по сенсорным «лужам» после «дождика»; пересыпание круп с помощью баночек, формочек, ложечек; зарывание в емкости с крупой мелких игрушек, конфет с последующим их поиском; ознакомление с запахами круп и сравнение их запахов с запахами специй, чая, кофе с целью определения самого «вкусного» запаха; игры с мокрыми крупами; рисование крупами);
2) игры с бытовыми предметами (игры «Как звучит миксер», «Сколько ложек можно поместить в стакан» и т. д.);
3) игры с пластиковой одноразовой посудой (строительство дорожек и башенок из стаканчиков; «сенсорный дождь» из пластиковых тарелочек; шуршание тарелочками, отстукивание пластиковыми ложками по стаканчикам и т. д.);
4) игры с песком (пересыпание песка, «зарывание» рук в песок, рисование пальчиками на песке);
5) игры с тканями и бумагой (прикосновения к поверхности, изучение свойств);
6) игры с фруктами (выкладывание узоров из фруктовых долек с попутным изучением запахов);
7) игры с сенсорными баночками (изучение свойств предметов, помещенных в различные баночки, наполненные крупой, монетками, колокольчиками, водой, блестками, маслом);
8) игры со стеклянными шариками, кубиками (пальчиковые игры в «сухом бассейне», раскладывание шариков/кубиков в разные емкости и перекатывание их между пальцами);
9) игры с движением (можно предложить детям залезть на стол и посмотреть, как меняется комната, если смотреть на нее с высоты; лечь на пол и ползти; перекатываться с боку на бок; побегать по сенсорным дорожкам и т. д.)
10) игры с красками (стаканы наполняются водой, затем в них поочерёдно разводятся краски разных цветов; можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой, и т. д.)6.
В ходе игры следует постоянно активизировать речь детей (задавать вопросы, требуя максимально полных по форме ответов, обогащая тем самым упрощенную речь самих детей, знакомить их с новыми для них словами (при этом целесообразно описывать детям то, что они слышат, видят, делают и чувствуют, детально и красочно, просить детей повторить новые слова и т. д. При этом необходимо следить за тем, чтобы дети не обозначали изучаемые предметы и явления звукопроизношениями, а также важно исправлять ошибки в речи детей (делая это очень тактично, выслушивать их ответы и поощрять их попытки высказаться.
В заключение следует отметить тот факт, что в три года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, в связи с чем благоприятный период в речевом развитии ребёнка завершается. Соответственно, что будет упущено в этот период, позже потребует двойных усилий!
Список литературы:
1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М. : Теревинф, 2009. – 272 с.
2. Митрофанова А. Е. Развитие речи у детей с задержкой речевого развития с помощью сенсорных игр и упражнений // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). – СПб. : Реноме, 2012. – С. 149-150.
3. Смирнова Л. Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л. Н. Смирнова, С. Н. Овчинников. – М. : АСТ, Астрель, 2012. – 175 c.
4. Эльконин Д. Б. Психология игры. – 2-е изд. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
5. Янушко Е. А. Игры с ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М. : Теревинф, 2004. – 136 с.
6. Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет / Е. А. Янушко. – М. : Эксмо, 2016. – 424 c.