Татьяна Гицевич
Влияние семьи на социально-личностное развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Самые лучшие дети бывают
у счастливых родителей.
А. С. Макаренко
Семья и детский сад - две сферы жизни ребёнка. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.
В начале пути рядом с ребёнком находятся самые главные люди в его жизни- родители.
На определённом этапе пути ребёнок поступает в детский сад. Детский сад первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступает в контакт семья. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу эмоциональный комфорт, содержательную жизнь, то это, конечно, ему на благо. Взаимоотношения"детский сад- родители", самые нелёгкие. Это пожалуй, одна из самых сложных проблем на сегодня. Так как контингент родителей в детском саду разный: по социальному уровню, образованию. Немало семей, где родители принимают активное участие в жизни и воспитании ребёнка, видят преимущество детского сада в том, что там их чадо получит опыт, научится дружить, приобретёт основы коллективизма, подготовиться к учёбе и к школе.
Публикация «Влияние семьи на социально-личностное развитие дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Есть категория родителей, которые ведут себя отчуждённо. Ощущается потребительское отношение к саду. Такие родители считают, что детский сад- место, где обязаны по долгу воспитывать их детей. Иногда некоторые мамы спрашивают: "У вас есть в группе трудные дети?" Отвечаю:" Трудных нет, но некоторые просто несчастны". И в этом есть вина семьи. Так как за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, дополнить их воспитательную деятельность.
Педагоги прошлого (Я. А. Коменский; К. Д. Ушинский и др.)были убеждены, что главными воспитателями ребёнка являются родители. Но для того, чтобы они правильно воспитывали своего ребёнка, педагоги должны предоставить специальные пособия и дидактические материалы. Нельзя говорить ни о каких новых конструктивных формах сотрудничества семьи и детского сада, пока детский сад будет оставаться "закрытым для родителей". Опыт нашего сада убедил в том, что одной из исключительно важных форм осуществления контакта с семьёй является индивидуальная работа. Именно благодаря индивидуальному общению и подходу к семьям детей, намного легче наметить пути педагогического воздействия на ребёнка, завоевать авторитет и создать благоприятные условия для взаимопонимания и развития.
Важно определить положение ребёнка в семье. Это можно сделать через его рисунки по темам" Мой дом", "Моя семья".
В нашей практике используется тема"Нарисуй семью животных". Ведь на вопрос:" Кого ты больше любишь: маму или папу?", ребёнок обычно уходит от ответа. И поэтому уместно провести анализ рисунков. Этот конкурс- тест можно провести и с родителями.
Из жизни ребёнка в детском саду родителей в первую очередь интересует питание, сон, поведение, успехи на занятиях. Помощь, которую желали бы получить родители от воспитателей, заключается в консультировании по проблемам развития и обучения ребёнка, а также в подготовке ребёнка к школе. Поэтому мы в своей работе планируем на учебный год беседы, консультации и др. Выставляются наглядные формы в виде тематических стендов. Оформляются фотовыставки, например:"Поделись улыбкою своей", "Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья", "Вместе весело играть", "Мои родители- первоклассники", "Мой папа солдат","Моя мама самая лучшая (красивая, весёлая, добрая, умная и т. д. ,и т. д. Успешно внедряем форму проведения родительских собраний "Пресс-конференция", где принимают участия не только воспитатели, но и специалисты, связанные с проблемами детства (психолог, логопед, медицинский работник, музыкальный руководитель). Мы отказались от лекционной формой проведения, и стараемся сделать их динамичными, вовлечь каждого родителя в обсуждение поставленных проблем. Новой формой работы, которая помогает формировать социально- личностные качества, является"День открытых дверей". В этот день царит атмосфера доброжелательности. Приобщение семей к добрым делам играет большую роль во внутрисемейных отношениях и воспитании. Совместно изготавливаем поделки, атрибуты для игр и праздников. Перед новогодним праздником устраиваем" Мастерскую Деда Мороза", где вместе мастерим украшения для группы. Эффективно проводим семейные клубы-"Игротека".Это яркое, динамичное мероприятие, где проводятся конкурсы, игры, чаепития. Пробуем внедрить "Дни здоровья", то есть организовать выходы в парк, на природу. Устраиваем дни волонтёров. В рамках программы проводится "обживание" группы в начале года, завершающееся новосельем. Родители приходят с подарками и поздравлениями. На сегодняшний день можно сказать, что уже сложилась определённая система сотрудничества с семьёй. Это помогает развить у детей социально- личностные качества. Показателем уровня развития ребёнка являются внутрисемейные отношения, что определяет готовность детей к обучению в школе и последующее их развитие.
Литература.
1. Безруких М. М. Развитие социальной уверенности у дошкольников. -М. "Владос",2014. 2. Немов Р. С. Психология. - М. :"Владос,2013.
3. Программа и руководство для воспитателей старшей группы детского сада. -М. "Просвещение"2013.
4. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй. Пособие для работников ДОУ. -М. :"Аркти"2014.