Наталья Зенцова
Социально-личностное развитие детей через сюжетно-ролевые игры
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-личностное развитие детей через сюжетно-ролевые игры.
Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
(В. А. Сухомлинский)
Процесс руководства сюжетно-ролевой игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием, в том числе и трудовым.
Публикация «Социально-личностное развитие детей через сюжетно-ролевые игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Свободная сюжетная игра - самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений - всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом.
Но кроме этого сиюминутного субъективного ощущения «все возможности», эмоционального комфорта,сюжетная игра в силу своей специфики имеет большое значение для психического развития ребенка, так сказать долговременный эффект. Прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками,заменяющими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия.
Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности : принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Большое влияние игра оказывает и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия, во - вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.
Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.
Сюжетно ролевая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Углубленно работаю по проблеме: «Социально личностное развитие детей через сюжетно-ролевые игры». Опыт моей работы показывает, что именно в игре происходят становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности. Игра это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
Однако сегодня, во многом сложилась такая ситуация, что игра стала сдавать свои позиции обучению. С одной стороны родителям свойственно желание как можно лучше подготовить своих детей к обучению в школе, а с другой – у них отсутствует понимание, что не доигравший ребенок будет испытывать серьезные трудности в учебе. Они считают, что единственной формой подготовки ребенка к школе – занятия. Однако если ребенок будет заниматься одним видом деятельности – учебой, у него возникает переутомление, пропадает интерес к учебе в школе.
Анкетирование показало, что родители не знают игр дошкольного возраста. В основном называют: лото, пазлы, прятки, догонялки, футбол, дочки-матери.
В какие игры любит играть их ребенок, называют подвижные, спортивные, компьютерные. Родители мало знают игр и не умеют их организовать. Особенно это касается сюжетно-ролевых игр.
Поэтому я выбрала тему по самообразования:
«Социально-личностное развитие детей через сюжетно-ролевые игры»
Были определены задачи:
1. Изучить методическую и теоретическую литературу по проблеме «Социально-личностное развитие детей через сюжетно-ролевые игры»
2. 2. Познакомиться с опытом работы педагогов- практикумов по проблеме Социально-личностное развитие детей через сюжетно-ролевые игры
3. Отобразить требования к подбору литературы
4. Провести педагогическую диагностику социально-личностного развитие детей через сюжетно-ролевые игры (эмоциональной отзывчивости, любознательности и активности детей в сюжетно – ролевых играх)
Актуальность.
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Новизна
Новизна состоит в разработке систем мероприятий по социально личностному развитию ребенка в сюжетно ролевой игре.
Для достижения результатов выстроила работу в разных направлениях:
-Взаимодействие с детьми.
-Сотрудничество с родителями.
-Сотрудничество с педагогами ДОУ.
Взаимодействие с детьми.
Цель:
• формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет
Задачи:
• учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры;
• формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников;
• учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре;
• воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре.
• Обогащение словаря детей.
• Поставленные цели и задачи соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования, примерной образовательной программе «Радуга».
В ходе игры дети смогут повысить свою познавательную активность, пополнить свои знания о профессиях.
Дети получат положительный опыт игрового коллективного взаимодействия, научатся устанавливать партнерские, дружеские отношения друг с другом в своих игровых микрогруппах, научатся договариваться, выслушивать ответы товарищей, решать спорные вопросы, находить общие решения.
Каждый ребенок сможет проявить инициативу, предложив свой личный вариант игры.
Участвуя в игре, дети приобретут опыт саморегуляции и взаимоконтроля.
Работая над обогащением жизненного и игрового опыта детей :
а) чтение художественной литературы, загадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок о труде, профессиях, о дружбе;
б) рассматривание иллюстраций, картин;
в) дидактическая игра «Профессии»;
г) беседы с детьми на тему «Кем я хочу стать, когда выросту?»
д) использовать различные методы и приемы такие как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре.
Сотрудничество с родителями:
• родительское собрание: «Какие сюжетно-ролевые игры нужны детям?»
• индивидуальные консультации для родителей по социализации личности ребенка через сюжетно-ролевую игру.
• оформление папок передвижек по теме;
• день открытых дверей.
• становление тесных связей между родителями, воспитателями и детьми;
• активное участие родителей в жизни детского сада.
Сотрудничество с педагогами
• консультация для педагогов «сюжетно- ролевые игры в жизни ребенка»
• беседы с воспитателями по социализации личности ребёнка через сюжетно-ролевую игру.
• обмен опытом между педагогами по данной теме;
• укрепление собственной мотивации и мотивации коллег на плодотворное сотрудничество в вопросах сюжетно- ролевых игр в социализации личности ребенка для улучшения качества работы с детьми.
В ходе своей работы делаю Выводы.
Формирование основ социально-личностного развития с помощью сюжетно – ролевых игр ведет к более гармоничному развитию личности, оказывает положительное влияние на всю последующую деятельность человека в обществе.
Через игру ребенок проникает в мир взрослых, вступает с ними во взаимодействие. Социальные отношения являются основой в развитии интеллекта, речи и мышления, так как деятельность и слово помогают развитию мышления.
Играя, ребенок как бы переходит в развитой мир высших форм человеческой деятельности, в мир правил человеческих взаимоотношений. Значение игры трудно переоценить в том, что нормы, которые лежат в основе человеческих взаимоотношений, через игру развивают мораль самого ребенка.
По своей теме предполагаю получить результат
Расширение представлений детей и родителей о сюжетно ролевой игре.
Воспитание творческой самостоятельной личности.
Воспитание эмоционально ценностного отношения к окружающему миру.
Перспектива
• Создать методический сборник дидактических игр по «Социально-личностному развитию детей через сюжетно-ролевые игры»
• Планирую работать над данной темой, сотрудничать с педагогами и родителями, повышать уровень самообразования.
Педагогическая диагностика работы над темой
Список используемой литературы:
-Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста «Я -ты -мы», автор О. Л. Князева;
-Виноградова Н. А. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников : практическое пособие /Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова – М. : Айрис-пресс, 2008 – 128с
-Солнцева О. В. Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр. Сопровождение сюжетных игр детей. Издательство «Речь», 2010 г.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»
Творческий отчёт
«Социально личностное развитие детей через сюжетно ролевые игры».
Воспитатель: Зенцова Наталья Александровна
г. Советский