Ольга Спицына
Консультация педагога — Психолога для воспитателей: «Социально — личностное развитие дошкольников 5–6 лет».
▼ Скачать + Заказать документы
«Социально – личностное развитие дошкольников 5-6 лет».
Проблема социально – личностного развития и воспитания детей дошкольного возраста кроются в тех переменах, которые происходят в нашем обществе и государстве. В условиях продолжающейся нестабильности социально – экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в трудные жизненные условия: растет число разводов и количеством неполных семей, ухудшаются условия содержания детей, встречаются семья с жестоким обращением с детьми.
Публикация «Консультация педагога — Психолога для воспитателей: „Социально — личностное развитие дошкольников 5–6 лет“,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
В детском саду педагоги сталкиваются со следующими проблемами: встречаются малыши с нарушениями в общении: с повышенной застенчивостью, тревожностью, агрессивностью, гиперреактивностью, неуверенные в себя дети.
Причины этих нарушений могут быть самые различные, но все эти нарушения мешают не только окружающим, но и самим детям. Эти данные говорят о важности и необходимости проведения работы по социально личностному развитию детей в дошкольном образовательном учреждении.
Социально-личностное развитие ребенка включает в себя:
формирование у детей качеств, благодаря которым они смогли бы благополучно наладить отношения со сверстниками, взрослыми, умели подчинять свое поведение нормам и правилам, принятым в обществе. Жизнь человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности. Для нормального развития личности ребенка необходимо общение и с взрослыми, и со сверстниками.
Важно создавать условия, заставляющие ребенка оценить и осознать свои и чужие действия и поступки. Сначала разговор с ребенком может основываться на его конкретных предметных действиях. Взрослый при этом должен высказывать свое отношение к результатам детской деятельности, наполняя его личностным содержанием. После этого можно предложить ребенку разговор на личностные темы. Желательно начинать с чтения книг о событиях из жизни детей: об их конфликтах, отношениях, поступках. После прочтения провести беседу: кто из персонажей понравился, почему, на кого ему хотелось бы быть похожим. Постепенно переводить разговор от книги к какой-либо теме, касающейся жизни ребенка и окружающих его детей. Взрослый должен не только спрашивать ребенка, но и сам быть активным участником разговора: высказывать свое мнение о конфликтах и событиях, происходящих в группе детей, рассказывать о себе, о своих знакомых. Продолжительность беседы определяет сам ребенок.
Формирование личностного общения может включаться в повседневную жизнь ребенка, в его игру, занятия, общение с друзьями. Важно постоянно обращать внимание ребенка на самого себя, на свою внутреннюю жизнь: что ты делаешь, какое у тебя настроение, почему ты так сделал и т. д. Такие вопросы заставляют дошкольника задуматься о себе, сформулировать и сформировать мнение о себе.
Развивая общение, взрослый не просто учит ребенка новым видам взаимодействия с другими людьми, не просто облегчает его контакты с окружающими, но и способствует становлению его духовной жизни, открывая ему, новые грани внешнего и внутреннего мира, формирует его личность.
Вот некоторые ситуации, которые находят наибольший эмоциональный отклик у ребят:
1. Практические ситуации гуманистического выбора.
Дошкольники становятся перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие?
Например, оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать её?
Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально-нравственного и эмоционального развития.
1. Практические ситуации проблемного характера типа «Как быть, что делать?»
Это различные ситуации затруднения, которые мы создаём, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильные решения.
Ситуации: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут решения, совместно разрешают проблемы.
1. Практические ситуации «Мы самые добрые в детском саду».
Дети учатся проявлять заботу о малышах, у них развивается чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем.
Можно организовать ситуации «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Приготовим для малышей концерт», «Покажем сказку», «Поможем сделать снежную горку», «Научим малышей водить хороводы».
1. Следующие ситуации типа «Мы дружим со школьниками».
Старшие дошкольники приобретают опыт сотрудничества с учениками школы: «У нас спортивный праздник», «Совместная литературная викторина в библиотеке», «Мы ждём наших учителей».
Участие в подобных ситуациях углубляет интерес к школе и снимает тревожность, связанную с предстоящим обучением в школе. Одновременно формируется ценный опыт меж возрастного общения, который важен не только для дошкольников, но и для учеников.
1. Очень увлекают детей ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам».
Побуждаем детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль «учителя», т. е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников.
Таким образом, взрослые должны заботиться об эмоциональном благополучии ребенка, уважать и ценить независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливать с детьми доверительные отношения; способствовать развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод; способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям и т. д.