Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Ранняя профориентация дошкольников»

Наталья Николаевна Москаленко
Консультация для педагогов «Ранняя профориентация дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Сообщение «Ранняя профориентация дошкольников»

Вступление

В настоящее время профессиональная ориентация дошкольников стала новым направлением дошкольной педагогики, несмотря на то, что трудовое воспитание – традиционное направление дошкольной педагогики. Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Большое значение труду придавали А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский. Когда в 20-е годы прошлого века возник вопрос о создании советской школы нового типа, проблема трудового воспитания подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста, ставилась очень остро.

В настоящее время во всех регионах Российской Федерации реализуются различные профориентационные проекты, а занятия по профориентации проводятся не только в школах, но и в дошкольных образовательных учреждениях.

Наличие каких проблем обусловило необходимость организации работы по профессиональной ориентации дошкольников?

Многие педагоги и психологи отмечают, что в последние 10 – 15 лет дошкольники затрудняются ответить на вопрос, что делают их родители на работе, чем они занимаются и в чем конкретно заключается их деятельность. Как правило, на вопрос «Что делают родители на работе?», дети отвечают: «Зарабатывают деньги».

Одной из причин такой неосведомленности является тот факт, что многие родители не разговаривают с ребенком о своей работе и не обсуждают тонкости своей профессии. Многие современные родители стараются отгородить своих детей от бытовой работы по дому и других ежедневных дел, которые, по мнению взрослых, могут быть либо опасны, либо очень трудны для их ребенка. Это первая проблема

Как следствие, возникает вторая проблема: большинство выпускников школ не знают, кем хотят стать. Эта проблема волнует не только самих детей и их родителей, но в большой степени заботит представителей кадрового рынка.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод: раннее трудовое воспитание и профориентационная работа являются актуальным направлением деятельности дошкольного образовательного учреждения и одной из ступенек на пути ребенка-дошкольника к успешности во взрослой жизни.

Необходимо отметить, что доминантной идеей организации процесса дошкольного образования в нашем детском саду является идея формирования успешной личности, способной быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социальной жизни, в связи с этим коллектив детского сада сделал акцент на разработке и реализации ранней профориентационной работы с дошкольниками и их родителями.

У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Поэтому ознакомление с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессией родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и так далее. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий необходимо строить с учетом современных образовательных технологий.

Цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий.

Задачи:

1. Развивать интерес детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (родители, сотрудники детского сада, социальные партнеры).

2. Знакомить детей с трудом различных профессий (место работы, условия труда, инструменты для работы, результат труда).

3. Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной

деятельности свои впечатления.

4. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.

5. Формировать у дошкольников осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд - это основа жизни.

6. Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

Формы работы по ранней профориентации дошкольников:

- экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;

- рассказы воспитателей и родителей;

- непосредственная образовательная деятельность;

- игры, праздники и развлечения;

- самостоятельная деятельность детей.

Для систематизации детских представлений о мире профессий и формирования ценностного отношения к результатам труда человека используются образовательно - игровые ситуации, например: «Научим Буратино сервировать стол (поливать и рыхлить почву цветов, «Весёлые поварята», «Поиграем в магазин» и другие.

В процессе проведения праздников и развлечений также затрагивается тема ознакомления с профессиями взрослых. На утренниках, посвящённых Дня защитника Отечества и Международного женского дня, День Матери, День поциии, напоминаем о профессиях родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности.

Для ознакомления детей с трудом взрослых используются традиционные методы обучения и воспитания:

- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

-наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

Осознать общественную значимость труда взрослых ребенку помогают дидактические игры с их помощью дети знакомятся с целью и мотивами труда; предметами, инструментами и оборудованием труда; трудовыми действиями и результатом труда.

Формирование представлений о труде взрослых строится по трем основным направлениям:

1. Приближение детей к труду взрослых – осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий.

Организованная образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий; прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.

2. Приближение работы взрослых к детям – к этому направлению относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий.

3. Совместная деятельность взрослого и ребенка.

К этому направлению относятся:

сюжетно-ролевые игры,

дидактические игры,

подвижные игры,

чтение художественной литературы,

игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течении режимных моментов, в совместной и свободной деятельности педагога и детей.

В ранней профориентации дошкольников используются современные образовательные технологии.

1. Игровые технологии.

2. Проектная деятельность.

Наиболее эффективной и доступной технологией в ранней профориентации, на наш взгляд, является проектная деятельность, так как работа в ходе реализации проектов включает в себя много различных форм и видов деятельности. На основании этого и возникла идея использования проектной деятельности при ознакомлении детей с профессиями взрослых, так были созданы и реализованы проекты в старшей группе: «Все профессии нужны, все профессии важны», "В мире профессий", «Кем быть?».

3. Познавательно-исследовательская деятельность – это ещё одна современная образовательная технология, которую мы используем в работе по ранней профориентации воспитанников.

В процессе познавательно – исследовательской деятельности дети знакомятся и исследуют инструменты, необходимые для людей разных профессий: метла, веник, лопата, совок (дворник); молоток.

4. Информационно-коммуникационные технологии – это ещё одна современная технология, которую мы используем в работе с детьми.

Публикации по теме:

Ранняя профориентация дошкольников Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется по трем направлениям: Работа с воспитанниками. Сотрудничество с семьями воспитанников.

Консультация для педагогов «Квиллинг для дошкольников»Консультация для педагогов «Квиллинг для дошкольников» «Квиллинг» у дошкольников. Квиллинг – это интересная техника бумагокручения. Благодаря этому необычному искусству, можно создавать великолепные.

Консультация для педагогов ДОУ «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ» Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Ранняя профориентация дошкольников»
Опубликовано: 19 января 2025 в 09:54
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Ранняя профориентация дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Николаевна Москаленко (УИ 57305) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД