Наталья Николаевна Москаленко
Консультация для педагогов «Ранняя профориентация дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение «Ранняя профориентация дошкольников»
Вступление
В настоящее время профессиональная ориентация дошкольников стала новым направлением дошкольной педагогики, несмотря на то, что трудовое воспитание – традиционное направление дошкольной педагогики. Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Большое значение труду придавали А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский. Когда в 20-е годы прошлого века возник вопрос о создании советской школы нового типа, проблема трудового воспитания подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста, ставилась очень остро.
В настоящее время во всех регионах Российской Федерации реализуются различные профориентационные проекты, а занятия по профориентации проводятся не только в школах, но и в дошкольных образовательных учреждениях.
Наличие каких проблем обусловило необходимость организации работы по профессиональной ориентации дошкольников?
Многие педагоги и психологи отмечают, что в последние 10 – 15 лет дошкольники затрудняются ответить на вопрос, что делают их родители на работе, чем они занимаются и в чем конкретно заключается их деятельность. Как правило, на вопрос «Что делают родители на работе?», дети отвечают: «Зарабатывают деньги».
Одной из причин такой неосведомленности является тот факт, что многие родители не разговаривают с ребенком о своей работе и не обсуждают тонкости своей профессии. Многие современные родители стараются отгородить своих детей от бытовой работы по дому и других ежедневных дел, которые, по мнению взрослых, могут быть либо опасны, либо очень трудны для их ребенка. Это первая проблема
Как следствие, возникает вторая проблема: большинство выпускников школ не знают, кем хотят стать. Эта проблема волнует не только самих детей и их родителей, но в большой степени заботит представителей кадрового рынка.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод: раннее трудовое воспитание и профориентационная работа являются актуальным направлением деятельности дошкольного образовательного учреждения и одной из ступенек на пути ребенка-дошкольника к успешности во взрослой жизни.
Необходимо отметить, что доминантной идеей организации процесса дошкольного образования в нашем детском саду является идея формирования успешной личности, способной быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социальной жизни, в связи с этим коллектив детского сада сделал акцент на разработке и реализации ранней профориентационной работы с дошкольниками и их родителями.
У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Поэтому ознакомление с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессией родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и так далее. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий необходимо строить с учетом современных образовательных технологий.
Цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий.
Задачи:
1. Развивать интерес детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (родители, сотрудники детского сада, социальные партнеры).
2. Знакомить детей с трудом различных профессий (место работы, условия труда, инструменты для работы, результат труда).
3. Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной
деятельности свои впечатления.
4. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
5. Формировать у дошкольников осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд - это основа жизни.
6. Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
Формы работы по ранней профориентации дошкольников:
- экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
- рассказы воспитателей и родителей;
- непосредственная образовательная деятельность;
- игры, праздники и развлечения;
- самостоятельная деятельность детей.
Для систематизации детских представлений о мире профессий и формирования ценностного отношения к результатам труда человека используются образовательно - игровые ситуации, например: «Научим Буратино сервировать стол (поливать и рыхлить почву цветов, «Весёлые поварята», «Поиграем в магазин» и другие.
В процессе проведения праздников и развлечений также затрагивается тема ознакомления с профессиями взрослых. На утренниках, посвящённых Дня защитника Отечества и Международного женского дня, День Матери, День поциии, напоминаем о профессиях родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности.
Для ознакомления детей с трудом взрослых используются традиционные методы обучения и воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
-наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
Осознать общественную значимость труда взрослых ребенку помогают дидактические игры с их помощью дети знакомятся с целью и мотивами труда; предметами, инструментами и оборудованием труда; трудовыми действиями и результатом труда.
Формирование представлений о труде взрослых строится по трем основным направлениям:
1. Приближение детей к труду взрослых – осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий.
Организованная образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий; прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.
2. Приближение работы взрослых к детям – к этому направлению относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий.
3. Совместная деятельность взрослого и ребенка.
К этому направлению относятся:
сюжетно-ролевые игры,
дидактические игры,
подвижные игры,
чтение художественной литературы,
игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течении режимных моментов, в совместной и свободной деятельности педагога и детей.
В ранней профориентации дошкольников используются современные образовательные технологии.
1. Игровые технологии.
2. Проектная деятельность.
Наиболее эффективной и доступной технологией в ранней профориентации, на наш взгляд, является проектная деятельность, так как работа в ходе реализации проектов включает в себя много различных форм и видов деятельности. На основании этого и возникла идея использования проектной деятельности при ознакомлении детей с профессиями взрослых, так были созданы и реализованы проекты в старшей группе: «Все профессии нужны, все профессии важны», "В мире профессий", «Кем быть?».
3. Познавательно-исследовательская деятельность – это ещё одна современная образовательная технология, которую мы используем в работе по ранней профориентации воспитанников.
В процессе познавательно – исследовательской деятельности дети знакомятся и исследуют инструменты, необходимые для людей разных профессий: метла, веник, лопата, совок (дворник); молоток.
4. Информационно-коммуникационные технологии – это ещё одна современная технология, которую мы используем в работе с детьми.