Елена Авдюшева
Влияние рисования на развитие речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние рисования на развитие речи у дошкольников
Знаете ли Вы, что рисование – это первая художественная деятельность, которой ребёнок занимается осознанно и самостоятельно. Это не просто веселое занятие, а сложный процесс, в котором мысленному образу или чувству придают видимую форму.
Публикация «Влияние рисования на развитие речи у дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Рисование – одно из самых любимых занятий детей. Рисование необходимо детям, чтобы полноценно развиваться, а нам, взрослым, детские рисунки помогают больше понять каждого ребёнка.
Рисование влияет на РАЗВИТИЕ РЕЧИ. И это является нашей основной задачей. Как же связана речь ребёнка и рисование? Итак, начнём!
Во-первых, рисование стимулирует развитие ВОСПРИЯТИЯ в детском возрасте, заставляя ребенка изучать объекты для изображения и открывать в них новые качества, которых он раньше не замечал. Тренируется умение наблюдать и анализировать объект, что также способствует развитию МЫШЛЕНИЯ, так как все психические процессы взаимосвязаны и влияют друг на друга. Таким образом, по рисункам ребенка можно сделать выводы о развитии моторики и интеллекта.
Особенно большое значение мы придаем связи рисования и мышления, так как рисование представляет собой, по сути, тоже рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами.
В раннем возрасте ребенок во время рисования проговаривает свои действия («сейчас я возьму синий карандаш и нарисую…», что помогает ему их осознавать и лучше координировать. Взрослые должны внимательно выслушивать рассказы детей о своих рисунках, задавать наводящие вопросы о героях, сюжете и деталях изображения, тем самым стимулируя развитие связной речи и словарного запаса.
Речевая (и мыслительная) деятельность малыша активируется и при простом рассматривании готовых картинок. Дети охотно сочиняют по ним целые истории, причем развитие сюжета определяется именно рисунком.
Необходимо научить детей придумывать сюжет для своего рисунка. Для этого, обращаем внимание детей на происходящее вокруг и просим озвучивать все, что они видят. И, таким образом, постепенно приучаем ребёнка к тому, что каждое интересное наблюдение может лечь в основу нового сюжета для рисунка. Восприятие в детском возрасте еще несовершенно, и рисование стимулирует его развитие, заставляя малыша изучать объекты для изображения и открывать в них новые качества, которых он раньше не замечал. Во время рисования тренируется умение наблюдать и анализировать объект. Это очень полезно для развития мышления и речи.
Чем разнообразнее и богаче жизненные впечатления ребенка, тем ярче и необычнее будет его фантазия. Не будем забывать, что мышление детей первых лет жизни преимущественно образное, и рисунок, давая наглядную основу, существенно облегчает процесс “сцепления” ассоциаций. Кроме того, наглядность и образность, а часто и красочность рисунка влияют на эмоциональную сферу ребенка: возникновение под карандашом или кисточкой изображения доставляет ему удовольствие, а всякая положительная эмоция, как известно, повышает тонус коры головного мозга, что облегчает протекание ассоциативных процессов.
Еще до того, как ребенок начнет изображать что-то конкретное, он уже «рассказывает» о своих каракулях и видит в них знакомые образы. Во время рисования дети часто комментируют то, что изображают, и рисунок становится живой картинкой, персонажи которой разыгрывают представление.
Мы против «молчаливого» рисования. «Молчаливое» рисование развивает речь менее интенсивно, образы беднее деталями, часто бывают шаблонными и заимствованными. Чтобы этого избежать рисуйте вместе с детьми. Рисование вместе со взрослыми помогает упрочить эмоциональный контакт, найти повод пообщаться, обогатить речь.
Сегодня мы затронули лишь одну грань развития у детей творчества и речи – это рисование. Но ведь есть ещё и музыка, пение, способность мастерить и многое другое, что может развивать речь ребенка. Поэтому, чем бы ни занимался ребенок, необходимо, как можно больше беседовать с ним, т. е. заставлять больше говорить.