Наталья Жданова
Влияние подготовки к школе на рефлексивные возможности детей
В современном мире родители, и педагоги дошкольных образовательных организаций заинтересованы в необходимости создания благоприятных условий, положительной социальной ситуации для того, чтобы ребенок, входя в мир сложных взаимоотношений, стал уверенным, успешным, добрым, умным и счастливым.
Знания о самом себе являются важным фактором становления личности. Знание себя, осознанность своих взаимоотношений с окружающими предполагают анализ, внутреннее обсуждение на основании своих действий, поступков, т. е. определяют уровень развития рефлексии, которая и является одним из важнейших психических новообразований, формирующихся у дошкольников в процессе учебной деятельности. 8
Публикация «Влияние подготовки к школе на рефлексивные возможности детей» размещена в разделах
Проблема познавательной рефлексии в отечественной психологии рассматривается в работах В. И. Слободчикова, Г. А. Цукерман, Н. Э. Фокиной, А. В. Захаровой, М. Э. Боцмановой, И. А. Кайдановской.
Рефлексия – это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества. Важнейшей особенностью рефлексии является их способность управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности.
Именно в дошкольном возрасте происходит формирование предпосылок для развития рефлексии. Условием же для формирования является совместная деятельность детей и взрослого. Готовность к школьному обучению в некотором смысле оценивается сформированностью произвольности познавательных процессов, умения контролировать собственные действия, рефлективностью по отношению к выполнению и выполненному действию.
Целью исследования было выявление влияния подготовки к школе на рефлексивные возможности детей старшего дошкольного возраста.
Выборка состоит из 45 детей, включающая:
15 детей, посещающих занятия по подготовке к школе (на базе школы, в которую ребенок идет в 1 класс) – группа «А»;
15 детей, посещающие платные дополнительные занятия по подготовке к школе (на базе детского сада)– группа «Б»;
15 детей, не посещающих подготовку к школе вообще –группа «В».
Для проведения эмпирического исследования и выявления степени влияния подготовки к школе на рефлексивные возможности детей дошкольного возраста нами использован комплекс методик, разработанный Е. С. Князевой. Применение данных методик позволило выявить возможности старших дошкольников ориентироваться на разные компоненты процесса решения познавательных задач. Методики распределены в три группы, направленные на компоненты процесса решения практических задач: условие, способ действия, результат.
Группа диагностических методик «Условие», направлена на определение уровня развития умения ребенка ориентироваться на условия задачи: видеть достаточность данных для решения задачи либо определить невозможность ее решения.
Группа методик «Действие» – выявить возможности ребенка ориентироваться на способ действия, выбирать способ действия.
Группа методик «Результат» – выявить возможности ребенка ориентироваться на результат задания, способности к самооценке.
В результате проведенного исследования было выявлено, что особенности развития рефлексии, во всех группах, связаны не только с возрастными особенностями детей, но и со спецификой организации подготовки к школьному обучению :
– дети группы «А», имеют наиболее высокий уровень рефлексивных способностей, в данной группе наиболее выражено умение ориентироваться на способ действия и на результат;
– дети группы «Б», имеют высокий и средний уровень рефлексивных способностей, наиболее выраженным является умение ориентироваться на результат;
– дети группы «В» показали результаты, которые свидетельствуют о недостаточности формирования рефлексивных способностей в части ориентировки на условие и на результат, при этом ориентировались на максимально продуктивный способ действия, который заключался в том, что старшие дошкольники были способны выявлять способ действия, указывать его, определять продуктивный способ действия.
Таким образом, наиболее выражены рефлексивные возможности у дошкольников, посещающих группы подготовки к школе, у дошкольников, не посещающих предшкольную подготовку, наиболее выражены предпосылки рефлексии, связанные только с ориентировкой на результат. Выявленные особенности развития рефлексии предположительно связаны не только с возрастными особенностями детей, но и со спецификой организации подготовки к школьному обучению.
Литература:
1. Бордовская Н. В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения /Н. В. Бордовская, С. И. Розум. –Спб. :Питер,2013. -624с.
2. Безрукова В. С. Педагогика: Учебное пособие / В. С. Безрукова. – Рн/ Д: Феникс, 2013. – 381 c.
3. Бороздина Г. В. Психология и педагогика: Учебник / Г. В. Бороздина. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 477 c.
4. Вайндорф-Сысоева М. Е. Педагогика: Учебное пособие / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Л. П. Крившенко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 197 c.
5. Виноградова Н. А. Дошкольная педагогика : Учебник / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М. : Юрайт, 2012. – 510 c.
6. Голованова Н. Ф. Педагогика: Учебник и практикум / Н. Ф. Голованова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 377 c.
7. Гуревич П. С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 479 c.
8. Карцева Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие /Л. В. Карцева. –М. :Дашков и К, 2013. -224с.
9. Кибанова А. Я. Психология и педагогика (адаптированный курс для бакалавров) / А. Я. Кибанова. – М. : КноРус, 2012. – 480 c.
10. Князева Е. С. Исследование предпосылок познавательной рефлексии у детей дошкольного возраста/ Электронный журнал «Психологическая наука и образование»/ № 2, 2013г.