Лучший педагог года

Влияние пальчиковых игр и развития мелкой моторики на речь детей дошкольного возраста

Татьяна Белобородова
Влияние пальчиковых игр и развития мелкой моторики на речь детей дошкольного возраста

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. "

В. А. Сухомлинский

Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие речи детей. Ученые доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.

Публикация «Влияние пальчиковых игр и развития мелкой моторики на речь детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Исследования врачей, физиологов разных стран доказывают, что эта тема всегда была и остается актуальной для дошкольных учреждений. Наблюдения показывают, что в последнее время все чаще дети поступают в детский сад с недостаточно развитой речью. Всё это побудило меня заняться работой над методической темой: "Влияние пальчиковых игр и развитие мелкой моторики на речь детей дошкольного возраста".

Цель моей педагогической деятельности в этом направлении – формирование у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений.

Достижение поставленной цели идет через решение следующих задач:

интегрирование пальчиковых игр, упражнений в речевой деятельности детей;

совершенствование мелкой моторики детей через пальчиковые игры;

систематизирование работы по совершенствованию пальчиковой моторики;

ознакомление родителей о значимости пальчиковых игр.

В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики, поэтому я продумываю день таким образом, чтобы каждый из них способствовал развитию мелкой моторики.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук провожу во время эмоционально-стимулирующей гимнастики, как утром, так и после дневного сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Изучив методическую литературу по этой теме, я создала картотеку пальчиковых игр. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Тексты упражнений - это рифмованные подсказки к заданным движениям, они легко ложатся на слух ребенка и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.

Для развития у детей мелкой моторики рук, учитывая возрастные особенности, в группе подобраны игры с предметами: мозаика, пирамидки, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с открывающимися игрушками и предметами (матрёшками); строительный материал; "пальчиковый бассейн", "пальчиковый театр”. Совместно с родителями были изготовлены развивающие коврики с использованием застегивания и расстегивания пуговиц и молний, которые предназначены для развития мелкой моторики и координации пальцев рук. Дети могут в любое время подойти и упражнять свои пальчики. Не требуется дополнительного времени на то, чтобы достать игру, развернуть и убрать. Заниматься на этом тренажере можно индивидуально, а также со своими друзьями. Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей.

Эти и многие другие специальные игры и упражнения, которые помогают укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук и дифференцированные движения пальцев рук, я провожу:

• в качестве разминок на занятиях;

• в перерывах между занятиями, во время режимных моментов;

• во время игр в помещении или на прогулке.

Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами, использую массаж рук ребенка. А с теми детьми, у которых возникают наибольшие трудности при выполнении заданий, организую индивидуальную работу. Количество упражнений и степень сложности в разучиваемых пальчиковых играх планирую в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Для того, чтобы добиться хороших результатов, использую разнообразные формы работы с родителями: семинары-практикумы, индивидуальные беседы, консультации, составление памяток и изготовление папок-передвижек.

Работа в данном направлении будет продолжена так как в ходе работы пальчики у детей становятся более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшается.

В процессе овладения пальчиковыми играми и упражнениями у детей развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти. Дети овладевают техникой массажа, запоминают движения и слова в пальчиковых играх, тем самым повышается уровень речевого развития детей.

Публикации по теме:

Подборка пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста «Подборка пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста» Составила:Долговесова А. В,воспитатель Введение.

Описание опыта работы «Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе пальчиковых игр и упражнений» 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Вопрос развития.

Мастер-класс для родителей «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Цель: сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста; познакомить родителей.

Конспект «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством пальчиковых игр» СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение 2. Важность и значение развития мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр. 4. Виды пальчиковых игр 5. Рекомендации.

Консультация «Развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»Консультация «Развития мелкой моторики детей дошкольного возраста» "История письма ребенка начинается значительно раньше того момента,когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как.

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Содержание Введение 1. Оснащение предметно развивающего пространства.

Нетрадиционные техники развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста. Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости.

Техника «торцевание» как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста .

Влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста (2–2,5 года) Известно, что развитее мелкой моторики связано с развитием левой лобной и левой височной областей головного мозга. Эти отделы отвечают за.

Влияние мелкой моторики на развитие речи. Упражнения по мелкой моторики для детей первой младшей группыВлияние мелкой моторики на развитие речи. Упражнения по мелкой моторики для детей первой младшей группы Проект "Влияние мелкой моторики на развитие речи. Упражнения по мелкой моторики для детей 1 младшей группы. " Тип проекта: Практический,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние пальчиковых игр и развития мелкой моторики на речь детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 мая 2017 в 14:31
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД