Ксения Дышли
Нетрадиционные техники развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи. [2]
Публикация «Нетрадиционные техники развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Нам, взрослым, иногда бывает трудно осознать эту истину. Частенько взрослые, а особенно бабушки и дедушки, говорят: «Когда мы были маленькими. Никто ни про какую моторику и не думал. И ничего, все писать научились!» В этом конечно, есть доля истины. Однако не забывайте, во времена нашего детства все ботинки были на шнуровках, а куртки на пуговках. Никаких тебе молний и липучек. Вот и тренировались пальчики малышей, пока их хозяева сопели от усердия, одеваясь в садике на прогулку.
И уже в 5 лет, а тем более в 6 ребенок прекрасно умел завязывать шнурки и застегивать курточку самостоятельно. Упражняясь, каждый день помногу раз, пальчики становились сильными и ловкими. Конечно, после такой серьезной подготовки научиться правильно обращаться с ручкой и карандашом просто пара пустяков.
Два года я уделила изучению традиционных техник развития мелкой моторики дошкольников : пальчиковые гимнастики, прищепки, шнуровки и многое другое. Но время течет и современным детям быстро надоедают однотипные занятия. Их жизнь разнообразна, им хочется нового и необычного. С каждым годом у детей увеличивается тяга к познанию и интерес к окружающему миру. И, именно, поэтому я решила начать поиск нетрадиционных техник развития мелкой моторики дошкольников, которые увлекут детей, от которых они будут в восторге и никогда не заскучают.
В данной статье я предлагаю игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики, которые больше всего нравятся моим воспитанникам.
1. «Игра - мозаика»
Материалы: трафареты животных, фруктов, овощей и т. д., пластилин по цвету предмета, трубочки для коктейля, ножницы.
Подготовка: На трафарет намазывается пластилин, трубочки нарезаются колечками.
Игра: Ребенку, предлагается выложить колечки из трубочек по всей плоскости фигуры.
2. «Игра – рисование»
Для следующей игры нам понадобится скотч, файл, гуашь, пена для бритья.
Подготовка: Файл наполняется пеной для бритья, в разные края добавляется гуашь разных цветов, открытый край файла плотно заклеивается скотчем.
Игра: Ребенок при помощи пальчиков пытается смешать краски и нарисовать незамысловатые рисунки.
3. «Сенсорный шар»
Материалы: Воздушные шарики разных цветов, разнообразная крупа, макаронные изделия.
Подготовка: Каждый шарик наполняется разным сенсорным материалом.
Игра: Исследуя пальчиками, дети должны угадать, что находится в шарике. Младшим дошкольникам на начальном этапе важно предложить образцы этого материала в тарелочках для сравнения.
Также можно сделать игрушку-антистресс, насыпав вместо крупы муку и нарисовав на шарике веселую мордочку.
4. Очень интересная игра «Заплатки», которая также учит детей правильно подбирать цветовую гамму.
Материалы: карточки с заплатками, пластилин разных цветов, мультифора, скотч.
Подготовка: Карточка с заплатками аккуратно и плотно упаковывается в файл.
Игра: Ребенок отщипывает нужное количество пластилина и замазывает недостающий кусочек картинки.
5. «Радуга в банке»
Материалы: Соль, цветные мелки, прозрачная баночка.
Подготовка: Соль небольшими порциями насыпается в тарелочки для занятий.
Игра: Дети раскрашивают соль при помощи мелков и затем при помощи воронки соль разноцветными слоями ссыпается в баночку.
И отдельной темой мне хотелось бы поговорить о замечательном материале – гидрогеле. Гидрогель - это полимерное соединение, способное многократно впитывать в себя большое количество воды. Изначально гидрогель предназначался для подпитки растений водой, которая впитывается в шарики и для декора, но очень быстро гидрогель нашел свое применение для игр с детьми.
В магазине гидрогель продается в пакетиках по 10 г., которых находятся маленькие шарики размером 1 мм. в диаметре. Шарики высыпаются в ёмкость и заливаются большим количеством воды. С этого момента деятельность уже начинается, так как гидрогель растет около суток, мы можем проследить его рост. Когда гидрогель вырос, сливается лишняя вода и здесь начинается самое интересное, как только вы возьмете в руки эти шарики вы поймете, в чем его преимущество перед другими сенсорными материалами. Шарики мягкие, скользкие их трудно удержать, они перекатываются с руки на руку. (Прежде, чем проводить игровые упражнения с гидрогелем, на родительском собрании я собрала разрешения законных представителей о том, что они согласны на игры с этим материалом). Существует огромное количество игр с гидрогелем, я вам расскажу о нескольких из них.
1. Работа с пинцетом. При помощи пластикового детского пинцета ребенок может перекладывать гидрогель из общей емкости в маленькие формы, так же можно включить сортировку по цветам.
2. Бусы – очень сложное упражнение, так как шарики постоянно выскальзывают из непослушных детских пальчиков, но благодаря упорству и интересу детей к материалу игры, дети очень быстро учатся и нанизывают бусы сами.
3. Используя конструктор «Lego», как площадку, с которой шарики не смогут скатиться, можно выкладывать рисунки.
4. Предлагаем ребенку сложить шарики пальчиками в бутылку или емкость с узким горлышком.
5. В большую емкость насыпать много гидрогеля и спрятать в нем мелкие игрушки.
6. В прозрачной посуде раскладывать слоями по цветам;
7. И, наконец, сделать игрушку антистресс, которую также можно положить в уголок уединения. Наполнить воздушный шарик гидрогелем и крепко завязать.
Список нетрадиционных техник развития мелкой моторики можно подождать бесконечно. Главное использовать свою фантазию, не стоит ограничиваться шаблонными представлениями об игровых способах развития мелкой моторики.