Оксана Браткова
Влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста (2–2,5 года)
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что развитее мелкой моторики связано с развитием левой лобной и левой височной областей головного мозга. Эти отделы отвечают за формирование или функционирование многих психических или учебных навыков. Исследованиями ученых Института филологии детей и подростков Академии психологических наук была подтверждена связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. В прямой зависимости уровень развития ребёнка находится от сформированности тонких движений рук, другими словами «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Поэтому, тренировка движений всей кисти руки является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка. В своей работе с детьми двух-трех лет я ставила следующие задачи:
Публикация «Влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста (2–2,5 года)» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
1. Игры и упражнения для тренировок пальцев сочетать с речевой деятельностью детей
2. Для совершенствования пальчиковой моторики работа проводилась регулярно
3. Занятия проводились в утренние часы, либо в свободное от занятий время в первой половине дня
4. Постепенно повышала интерес детей, превратив упражнения в занимательную игру
Большинство детей в начале года не владеют тонкими движениями рук. Наблюдается сниженный тонус, мышечная напряженность, прослеживается медлительность в выполнении движений. Даже самые простые упражнения делаются в медленном темпе. В начале учебного года (сентябрь 2015 г.) 7 детей из 10 захватывали разные предметы, мелкие игрушки, разрезные картинки всей ладонью, а не двумя-тремя пальцами. Для повышения эффективности действий ребенка в данных упражнениях я проводила работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук во время физкультурных пауз, примерно по три-четыре минуты. Для лучшего достижения результата упражнения проводились либо индивидуально, либо в небольших группах по два-три человека, при этом упражнения подбирались с разнообразными движениями пальцев. Самые маленькие дети хорошо усваивают народные потешки и прибаутки. Все эти упражнения представлены и хорошо известны в народной педагогике. В народных потешках реальный мир представлен художественно, ярко, доходчиво. Например:
Упражнение 1. «Этот пальчик БАБУШКА»
Цель: Активизировать движения пальцев рук
Ход игры: Психолог загибает и разгибает пальчики малыша, попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами: «Этот пальчик – Бабушка, этот пальчик – Дедушка, это пальчик – папочка, этот пальчик – я, вот и вся моя семья»
Упражнение 2. «Этот пальчик хочет спать»
Цель: Активизировать движения пальцев рук
Ход игры: Психолог загибает и разгибает пальчики малыша, попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами: «Этот пальчик хочет спать, этот пальчик прыг в кровать, это пальчик прикорнул, этот пальчик уж заснул. Тише пальчик, не шуми, братиков не разбуди. Встали пальчики – УРА! В детский сад идти пора»
Упражнение 3. «Поехали - поехали»
Цель: Учит ребёнка совершать действия руками (раскрывать ладони, широко разводя пальцы) в соответствии со стихотворным текстом
Ход игры: Текст психолога: «Поехали, поехали, с орехами, с орехами, к дедушке за репкой желтой, большой, вот какой (показывает, разводя ладони в стороны). Поехали, поехали к зайчику за мячиком, за мячиком твоим, круглым и большим, вот таким!»
Упражнение 4. «Зайкины ушки»
Цель: Развивать мелкую моторику руки ребёнка
Ход игры: Пальчики зажаты в кулачке, ребёнок выставляет вверх указательный и средний пальчики, шевелит ими в стороны и вперё д по тексту: «Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат. Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат»
Все эти упражнения играют положительную роль в развитии мелкой моторики у детей. К концу третьего месяца занятий наблюдаются следующие результаты:
1. Пальчики детей становятся более ловкими.
2. Кисти рук становятся более подвижными.
3. Практически исчезают скованность движений рук ребёнка.
4. Повышается уровень овладения двигательными умениями и навыками.
5. Совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти.
По результатам наблюдений и при подведении итогов данной работы был сделан вывод, что активизация мелкомоторной функции положительно сказывается на улучшении речевой функции, динамичном увеличении словарного запаса, а также стимулирует развитие артикуляции речи ребёнка.