Феоктистова Елена
Консультация для педагогов «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка. Вы никогда не задумывались, почему в экономически развитых странах так мало творческих людей и настолько ограниченны маленькие дети? Все потому, что достижения цивилизации «глушат» творческую мысль в зародыше. «Интеллектуальное достояние» и нестандартно мыслящие люди есть в тех странах, где ребенок вынужден все делать своими руками. Стихия детского разума ярче проявляется там, где сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия.
Публикация «Консультация для педагогов „Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. В процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь пальцев рук. В институте физиологии детей и подростков АПН сотрудниками лаборатории нервной высшей деятельности ребенка в ходе обследования большого количества детей было установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
В связи с вышесказанным, можно отметить, что тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти рук к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Среди прочих двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как стимулируют созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого является ускоренное развитие речи ребенка.
Развитие мелкой моторики пальцев рук
Развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (это стимулирует умственное развитие ребенка, а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста.
Таким образом, пальцевые упражнения, моделирующие окружающий предметный мир ребенка, при умелом их включении в контекст различных занятий и режимных моментов могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.
Важным средством развития тонкой моторики рук служат также упражнения с предметами, поскольку именно предметно - манипулятивная деятельность лежит, главным образом, в основе развития двигательных функций рук.
Для развития тонких координационных движений рук я использую мелкий спортивный инвентарь: малые мячи, палочки, флажки, карандаши, шишки, орехи и пр. Упражнения с предметами (манипуляции, жонглирование, подвижные игры с ними, спортивные эстафеты и др. вводятся в физкультурные и музыкальные занятия, проводятся во время прогулок, других режимных моментов.
Действия с предметами, в отличие от упражнений без атрибутов, благодаря их наглядности и практической направленности, осознаются и принимаются детьми как необходимые им. В связи с этим у детей повышается мотивация к таким занятиям, появляется осмысленность и целенаправленность при выполнении различных предметных манипуляций. Двигательные навыки, приобретенные детьми в процессе упражнений с мелкой спортивной и другой атрибутикой, используются ими в игровой деятельности, переносятся на действия с предметами в быту, т. е. становятся важным составным компонентом их повседневного двигательного поведения.
Первоначально мы с ребятами выполняли простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывая о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, и т. д. На данный момент продолжаем нашу работу по развитию мелкой моторики и координации движений руки.
Моя работа по развитию кистей рук проводится систематически, базируется на методиках Большаковой С. В. Буденной Т. В., Гатановой Н. В., Коноваленко В. В. Коноваленко С. В., Лопухиной И. С., Плутаевой Е., ЦвынтарногоВ. В.
Чтобы механизм взаиморегуляции двигательной и речевой функции «сдвинул» речевое развитие в позитивном направлении, я использую разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук :
упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия воспитателя;
игры с пальчиками – в режимные моменты и прогулки;
пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной гимнастикой;
задания на развитие мелкой моторики даются также для домашней работы с родителями.
В своей работе я использую следующие виды упражнений, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук :
игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;
специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика;
игры и действия с игрушками и предметами:
раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей, шишек и т. д. ,
нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку,
застегивание и расстегивание пуговиц,
игры с мозаикой, строительным материалом и т. д. ;
изобразительную деятельность:
лепку из пластилина, теста, глины,
Кроме игровых упражнений, так называемой пальчиковой гимнастики, дети очень любят массаж, который является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
В процессе формирования кинетической основы двигательного акта
я использую следующие упражнения:
“Блины” – кладем кисти рук на стол ладонями вниз, одновременно поворачивать их ладонями вверх. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола.
“Кошечка” - кладем кисти рук на стол ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак, затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола, и затем кулак или ладонь кладутся на стол.
“Шалтай-болтай” - кладем правую кисть на стол ладонью вверх, левую — ладонью вниз. Одновременно поменять положение кистей рук.
“Кошка-мышка” - кладем на стол раскрытую ладонь правой руки и сжатую в кулак кисть левой руки. Одновременно поменять положение кистей рук.
“Пальчики-драчуны” - ставим локти на стол. Прижимаем обе ладони друг к другу. Постукивать поочередно, начиная с большого, пальцами друг о друга.
“Молоточки” - ударяем подушечками пальцев по столу последовательно, начиная с большого пальца. Упражнение проводится под мой счет, пальцами только правой или только левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук.
“Заборчик” - ставим локти на стол, соединияем ладони рук друг с другом. Последовательно, начиная с мизинцев, переплетать пальцы рук друг с другом.
Все упражнения проводим по образцу.
Понимая значимость и важность работы по развитию моторики у детей, я активнее включаю в занятия с детьми различные упражнения и игры для развития всех компонентов двигательной сферы ребенка: общей и артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук.
Эффективность занятий, интерес детей к ним можно повысить, если упражнения пальцевой гимнастики проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом. Одновременно со слушанием, дети вместе со мной «инсценируют» содержание прослушиваемого стихотворения, песенки или потешки с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. Я вижу заинтересованность детей, их активность, а в дальнейшем, разучиваемые на занятиях пальцевые движения дети включают в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук.
Необходимо помнить, что очень многое зависит от установки. Если воспринимать упражнения по развитию мелкой моторики как коррекционную деятельность, этот негатив передастся и детям. Поэтому такие упражнения мы называем играми. Для ребенка игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче детские игровые движения, тем глубже знакомство ребенка с миром.