Алина Небабина
Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческого потенциала старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческого потенциала старших дошкольников
Творчество является постоянным спутником детского развития. Лучшим средством для развития способности
к творчеству является деятельность. (Л. С. Выготский)
Публикация «Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческого потенциала старших дошкольников» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
Творчество - это особая форма человеческой активности, направленная на создание новых, оригинальных и в то же время социально значимых результатов.
Изобразительная деятельность - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребёнка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.
Язык изобразительного искусства многообразен. Его необходимо знать воспитателю, так как на занятиях в детском саду происходит активное формирование художественного восприятия. Педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками рисования. В связи с этим, начиная с младшего дошкольного возраста, воспитатель сначала ставит задачу – формировать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, затем обращает внимание на то, как художник рассказывает об окружающей действительности, и уже после этого направляет все внимание на средства образной выразительности.
Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания.
Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.
Экспериментирование – основа творческой фантазии детей. Поэтому необходимо создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т. п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т. п.
Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, зубную щетку, расческу, поролон, парафиновую свечу, ватные палочки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушить правила использования некоторых материалов: а вот пальчик да в краску.
Нетрадиционные техники рисования вносят разнообразие в изобразительную деятельность и предоставляют ребенку больше шансов для самовыражения: «Рисование пальчиками и ладошкой», «Набрызг», «Кляксография», «Печатка», «Тампонирование», «Монотипия», «Рисунок жесткой кистью», «Цветные ниточки», «Рисование восковыми мелками», «Граттаж», «Рисунок на ткани», «Знакомая форма – новый образ» и т. д.
В целях развития воображения и творчества воспитатель предлагает детям изобразить: различное настроение, свою мечту, музыку, запах, рисуем себя, семью, друзей и самое любимое, важное интересное в жизни, что-то загадочное и волшебное. Например, несуществующее животное, фантастическое растение и т. д. Все это можно рисовать не только в альбоме, но и на ватмане, на старых обоях. Рисовать можно лежа на полу, стоя, на доске или мольберте, на асфальте.
Учет индивидуальных особенностей ребенка - одно из основных условий развития изобразительных способностей в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения, и даже настроение ребенка в этот день.
Каждый из методов – это небольшая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции, а эмоции, как известно, это и процесс, и результат практической деятельности
На занятиях с использованием нетрадиционных техник у детей развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, фантазия, память, познавательные способности, самостоятельность, ребенок экспериментирует. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации.
Исследовательское поведение является одним из важнейших условий развития интеллектуально – творческого потенциала детей. Чем разнообразнее, оригинальнее поисковая деятельность, тем больше возможностей получить в конечном итоге новый результат, а оригинальность – это показатель творчества.
Таким образом, разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Мой опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Дети располагают значительными потенциальными возможностями в процессе занятий изодеятельности: у них формируется интерес к итогам своей работы, внимание, ориентация на листе бумаги, воспитывается аккуратность, усидчивость, развивается мелкая моторика рук.
Все, что закладывается в детстве, дает расцвет в будущем. Дети от природы наделены яркими способностями, надо лишь постараться, как можно раньше создать максимально благоприятные условия для их развития.
Список использованной литературы
1. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М. ,2007.
2. Давыдова, Г. Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники / Г. Н. Давыдова. – М. : Скрипторий, 2003, 2016
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, проектирование содержания. - М., 2011.
4. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М. : ВЛАДОС, 2001.
5. Комарова Т. Детское художественное творчество. - М., 2005.