Вера Николаевна Ляховец
Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.
Пабло Пикассо.
Не каждый становится художником, но рисовать пробуют все, особенно в детстве. Интересно, что дети хотят и любят рисовать. Рисование - это самые любимые уроки! И это не случайно.
Публикация «Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности дошкольников» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Для развития ребенка важна хорошая моторика рук — рисование в этом деле приносит большую пользу. Движения пальцев стимулируют речевую деятельность. Дети, рано взявшие в руки карандаши и краски, быстрее начинают говорить. Во время творчества происходит становление ассоциативно-образного мышления, обогащение внутреннего мира, развитие мелкой моторики, а следом — речи, также развитие концентрации и сосредоточенности. Появляется мотивация, понимание, что для получения результата необходимы усилия. Рисование неимоверно расслабляет и отвлекает детей от напряжений и стрессов. Они погружаются в новый, сказочный и безграничный мир искусства.
Для получения удовольствия от рисования талант не нужен. Увидеть красоту в стакане воды может не каждый, но тот, кто рисует, замечает удивительное в любом предмете.
Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Определённые разновидности изобразительного искусства не требуют особых навыков и способностей. Любой ребёнок сможет создать оригинальную картину при помощи необычной техники. Это придаёт детям уверенность и желание стремиться к дальнейшему развитию, не тревожась о неудачах и ошибках.
По сравнению с традиционным рисованием, необычные техники позволяют затрачивать значительные меньше времени на создание картин. Это очень важно для детей дошкольного возраста, ведь у многих из них не хватает усидчивости и терпения для продолжительной работы. Применение необычных инструментов и материалов различных по форме, размеру и фактуре, помогает научиться принимать нестандартные решения, находить ответы в любых ситуациях. Необходимость смешивать цвета и находить новые оттенки развивает цветовосприятие и эстетический вкус. Дети знакомятся с формой и объёмом, что развивает пространственное мышление и воображение. Ребёнок учится планированию, заранее определяя последовательность простых действий. У детей развивается наблюдательность и более тонкое восприятие образов. Осознание сопричастности к созидательному процессу положительно сказывается на развитии многих личностных качеств. Развивается внимательность, усидчивость и способность к концентрации. Однако это происходит легко и без принуждения, поскольку большинство техник подразумевают выполнение рисунка за короткий промежуток времени. Это даёт ребёнку возможность постепенно привыкать к новым видам деятельности. Детям прививается эстетический вкус, развивается эмоциональная отзывчивость.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать :
- рисование пальчиками
- рисование ладошками
- печать из ниток
- печать из картофеля или морковки.
С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:
- отпечатки-картинки
- печать пластилином
- масляная пастель + акварель
- отпечатки листьев
- рисунки из ладошки
- рисование ватными палочками
- волшебные ниточки
- монотипия.
С детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники :
- рисование мыльными пузырями
- рисование мятой бумагой
- рисование солью
- кляксография
- пластилинография
- граттаж
- фроттаж.
Хочется более подробно рассмотреть некоторые из техник,например одной из самых простых является рисование ладошками - это первая техника, которой маленькие дети способны овладеть. Рисунок получается быстро - это крайне важно, потому что малыши не могут долго заниматься одним делом. Детскую ладошку обмакните в краску и пусть ребенок сделает отпечаток на поверхности бумаги. Посмотрите, на что это похоже. Спросите его, что нужно дорисовать, чтобы получилось какое-то животное или птица. Недостающие детали можно нарисовать пальчиками.
Для средней возрастной группы прекрасным способом для творчества является техника «отпечатки листьев». Чтобы отпечатать лист, можно взять любой красивый листок и нанести краску на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист приложить к бумаге и прогладить. Через несколько секунд можно аккуратно поднять листик - на бумаге останется его отпечаток.
С детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники,например рисование мыльными пузырями. Ребенку будет очень интересно нарисовать картинку мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску и с помощью трубочки сделать крепкую пену. На пузыри аккуратно положить лист бумаги и дождаться, когда станут проявляться первые узоры. Можно поднимать бумагу - пузырчатые узоры готовы.
Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее. Они развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения. Ведь ценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.