Галина Маскалёва
Развития творческого воображения детей через использование нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Развития творческого воображения детей через использование нетрадиционных техник рисования
Приложение № 23
муниципальное казённое дошкольное образовательное
учреждение – детский сад №2 г. Татарска
Педагогические чтения:
«Совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования»
Секция:
«Современные подходы к организации образовательной деятельности в контексте реализации
ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС ДО».
Публикация «Развития творческого воображения детей через использование нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Тема: «Развития творческого воображения детей
через использование нетрадиционных техник рисования
в условиях реализации ФГОС ДО.»
Исполнитель : Маскалёва Галина Анатольевна
МКДОУ- детский сад № 2
Воспитатель первой квалификационной категории
г. Татарск, 2018 год
В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. Сейчас в мире нужны специалисты, умеющие нестандартно мыслить, находить выход из любой ситуации, самостоятельно принимать решения. Основы этого нужно закладывать уже в дошкольном возрасте.
В Федеральных государственных образовательных стандартах делается акцент на развитие творческих способностей и воображения детей, индивидуализацию их образования с учётом интересов и склонностей к творческой деятельности
Работая с детьми дошкольного возраста, заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход. Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Среди нетрадиционных техник много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности.
Актуальность данной темы заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни.
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того, чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.
Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Использование нетрадиционных техник удовлетворит его любопытство. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Для использования нетрадиционных техник рисования перед собой я поставила цель: создание педагогических условий для развития творческого воображения детей через использование нетрадиционных техник и приемов рисования
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческого воображения детей через использование нетрадиционных техник и приемов рисования
2. Создать оптимальные условия в группе для творческой изодеятельности.
3. Сформировать положительную мотивацию к занятиям изобразительной деятельностью.
4. Повысить компетентность родителей в вопросе развития творческого воображения детей посредством использования нетрадиционных техник рисования через эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи
Для успешной работы с детьми в области использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников изучила педагогические труды: «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Козакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. При всем многообразии концепций, подходов, исследований данной проблемы все авторы единодушны. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.
Для практической работы использую следующую литературу:
1. И. А. Лыкова «Цветные ладошки»
2. Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»
3. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».
4. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».
5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка»
6. А. М. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности».
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник.
-способствует снятию детских страхов; развивает уверенность в своих силах; развивает пространственное мышление; учит детей свободно выражать свой замысел; побуждает детей к творческим поискам и решениям; развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; развивает мелкую моторику рук; развивает творческие способности, воображение и фантазию; во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Существует много известных нетрадиционных техник рисования, которые использую в работе с детьми.
Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации. На занятиях нетрадиционной техникой рисования учимся думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.
Важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажут помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;
- музыкальное сопровождение и т. п.
Я использую развивающие технологии :
- личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
- коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
- игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
- педагогические (доверительная беседа, стимулирование).
Свою работу строю на следующих принципах:
- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
- принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность;
- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
- принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
- принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности;
- связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности;
- принцип доступности материала.
В свободное от занятий время я приглашаю детей поиграть с красками, водой и бумагой. Дети охотно отзываются, так как им интересно играть в такие игры, они испытывают радость, восторг. Занятия такого рода помогают больше узнать о красках, запомнить название цветов и их оттенков. Игры с красками, водой и бумагой развивают пространственное воображение, воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельные решения. А такие черты характера необходимы подрастающему человеку.
Расширяю кругозор детей и обогащаю впечатления в процессе наблюдений, рассматривая произведения изобразительного искусства, и образцы нетрадиционной техники рисования. Знакомлю детей со свойствами и качествами разнообразных предметов, из которых можно изготовить материал для необычных занятий. Прогулка является неотъемлемой частью для последующих занятий, например, сбор листья, наблюдение за птицами, рассматривание ветки ёлки и т. п.
Целенаправленное руководство с моей стороны способствует успешному развитию детского изобразительного творчества. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков.
В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.
Работая с ребенком, неизбежно приходится сотрудничать с их родителями. Поэтому провожу для родителей консультации и беседы, родительские собрания, анкетирование. В ходе индивидуальных бесед, убеждаю родителей, чтобы они поддерживали интерес своего ребенка к рисованию в кругу семьи. А игры с красками, водой и бумагой - очень интересны и даже полезны. Они развивают глаз и пальцы, углубляют и направляют эмоции, возбуждают фантазию, расширяют кругозор. На эту тему я провожу консультации и семинары-практикумы, где показываю родителям приемы работы по нетрадиционной технике рисования. Есть родители, которые уделяют большое внимание всестороннему развитию своих детей, уже сегодня радуются успехам своего малыша и с желанием рассказывают об этом в детском саду. Совместно с родителями оформляем выставку детского рисунка, которая очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее.
Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д, всем этим мне помогли пополнить центр творчества наши родители. Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами мы с детьми обогатили уголок продуктивной деятельности, составлены схемы с поэтапным описанием выполнения работы, подобранны дидактические пособия, литература по используемым темам, развивающие игры. В ИЗО-уголке ребята всегда имеют возможность выбора изобразительного материала.
Я стараюсь, чтобы предметно-пространственная среда группы становилась стимулом к развитию моих воспитанников, для поддержания и развития интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству в целом.
Я считаю, что за небольшой промежуток времени я добилась хороших результатов. Анализируя проделанную работу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что в процессе творчества дети научились воплощать свои замыслы, свободно выражать свои мысли, стали проявлять инициативу. Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало им уверенности.
Результатом своей работы считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.
Таким образом, на основе проделанной работы увидела, что у детей возрос интерес к рисованию. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.
Результатом моей работы по развитию творческого воображения детей через нетрадиционные техники рисования детей стали их победы в конкурсах рисунков: во всероссийских – Диплом 1 степени в творческом конкурсе ко дню матери «Пусть всегда будет мама!»-2016г; лауреат 1 степени в конкурсе изобразительного искусства «Дорожная азбука»-2016г; диплом 1 степени в конкурсе рисунков «зима снежная метелями завлекла к нам Новый год!»; диплом 1 степени в конкурсе рисунков «Город Воинской славы-память сражений надёжно хранит»- 2017г. диплом 2 степени в конкурсе «Волшебная бусинка»-2016г; диплом 2 степени в творческом конкурсе «Маленький художник» 2016г. в районных – 2 место в экологической акции «Птичья столовая» 2016г. и 2017г. ; 2 место в творческом конкурсе по БДД «Мастерская безопасности» -2017г; внутри учреждения регулярно дети участвуют в конкурсе рисунков «Осенний переполох», «Моя любимая мамочка», «Новогодняя мастерская», «Мой папа-салдат», «Космические дали»; «День Победы – как он был от нас далёк!» «Здравствуй, лето».
Моя работа всегда требует систематического повышения своего педагогического уровня, стараюсь совершенствовать своё педагогическое мастерство, изучаю нормативные документы и требования к качеству воспитательно-образовательного процесса, интересуюсь новыми методиками, инновационными технологиями, регулярно знакомлюсь с новинками методической литературы.
Для совершенствования работы по нетрадиционным техникам рисования я занимаюсь самообразованием, посещаю семинары на уровне детских садов г. Татарска. Ежегодно своим опытом работы с радостью делюсь с коллегами. Для воспитателей района провела мастер – класс («Развития творческого воображения детей через использование нетрадиционных техник и приемов рисования», консультацию: «Нетрадиционные методы рисования», анкетирование. Внутри детского сада активно участвую с детьми в конкурсах и мероприятиях, награждена грамотами за творческий подход в организации воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, за лучший уголок по ИЗО в группе.
В дальнейшем планирую продолжить работу по развития творческого воображения детей через нетрадиционные техники рисования с использованием проектной деятельности.
Используемая литература.
Д. Н. Колдина Рисование с детьми 6-7 лет. Издательство «Мазаика – Синтез» Москва 2010г.
Е. Н. Янушко «Рисование с детьми» издательство «Мазаика – Синтез» Москва 2010г.
И. А Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» творческий центр Сфера, москва 2009г.
О. А. Соломенникова «Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством». Издательство «Мозаика-Синтез», Москва,2008 год
Н. В. Шайдурова «Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам». Издательство «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 2009 год
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности». Москва Мозаика- Синтез, 2010г
Н. В. Шайдурова «Обучение дошкольников рисованию животных по алгоритмическим схемам» Издательство «Детство-Пресс», Санк-Петербург, 2009г.