Наталия Романова
Влияние музыки на речевое развитие детей
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста
На сегодняшний день в детских садах самая актуальная тема - коррекция речевых нарушений, поскольку именно эта патология наиболее часто встречается в дошкольном возрасте, а так же наиболее эффективно поддаётся коррекции при своевременном лечении. Профилактика и исправление дефектов речи требует комплексного воздействия со стороны разных специалистов: медиков, логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей. Очень важным и действенным влиянием обладают специальные логоритмические занятия, в основе которых лежит комплексное сочетание слова, музыки и движения.
Публикация «Влияние музыки на речевое развитие детей» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Логоритмика, или речевое музицирование, в широком значении слова, это система музыкально – рече – двигательных упражнений, осуществляемых для нужд коррекционной логопедии. Учёными доказана связь между движениями рук (пальцев, кисти) и произношением слов, (работа гортани) благодаря тому, что в коре головного мозга речевая зона и двигательная зона кисти расположены рядом. Таким образом, развитие моторики влияет на развитие речевой зоны. Логоритмическая деятельность включает в себя следующие элементы:
- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- фонопедические упражнения по методу В. В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Эти упражнения благотворно сказываются на развитии музыкальных способностей детей и решают многие музыкальные задачи : развитие детского голоса, творческой фантазии, формирование способностей к взаимодействию с партнёрами, развитие звуковысотного слуха, вырабатывание непрерывного дыхания и динамики.
Приоритетным направлением в коррекционно – воспитательной работе является интеграция музыки и других видов деятельности (развитие речи, изодеятельность, физическая культура). Почему именно музыка?
Среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самым действенным и организующим является музыка. Музыка, как форма специфического невербального эстетического воздействия, является эффективным методом организации музыкально – коррекционного занятия.
Каждый из видов музыкального воздействия, какую бы форму он не имел (вокальную, инструментальную, речевую, двигательную, вызывает в ребёнке определённое чувство эмоциональных изменений в поведении, влияет на важнейшие вегетативные функции, моторику и тем самым на речь,
Мы знаем, что музыка является одним из эффективных выразительных средств развития речи детей. Музыка в этом вопросе — незаменимый помощник, так как выполняет сразу несколько функций: музыка формирует чувство ритма и воображение, активизирует память, духовно обогащая внутренний мир и являясь великолепным средством общения.
Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению и многим другим параметрам. Так, слову в музыке соответствует мотив. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания.
Опираясь на эти знания, можно использовать как можно больше разнообразных методов и приемов не только на музыкальных занятиях, но и в режимных моментах, и на других НОД. Организованно образовательную деятельность мы начинаем с приветствия - распевки, где дети не только поют, но и выполняют движения.
«Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Люди с песней просыпайтесь,
И друг другу улыбайтесь!»
Такие распевки не только развивает речь, память, но помогает детям легче вступить в контакт со сверстниками, наладить доверительные отношения друг к другу, повысить настроение.
С детьми младшей группы можно использовать хороводные, пальчиковые и подвижные игры. На музыкальных занятиях в младшей группе почти во всех музыкально-ритмических движениях используется слово, т. е. педагог поет со словами, а дети выполняют те движения, о чем поет педагог. В работе с детьми дошкольного возраста художественное поэтическое слово занимает очень большое место. Поэтическое слово обогащает эмоциональную жизнь, помогает воспитывать художественно-эстетический вкус с первых лет жизни. У ребенка появляются любимые песенки и стихи. Ярким примером для усвоения песен и развития речи являются потешки, которые создают яркий образ, который, как правило, близок и знаком детям и поэтому вызывает различные эмоции. Потешки благотворно влияют на развитие словарного запаса, образности и выразительности речи, их можно использовать во всех режимных моментах.
Основным средством овладения музыкальным языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Они не осознают того, что через повторение заучивают слова, так как произносят их снова и снова. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.
Как говорил В. А. Сухомлинский «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Поэтому с детьми надо использую пальчиковые игры. Таким образом, решается несколько задач: развивается речь ребенка, дыхание, протяжное пение, моторика рук, ритмические движения. Развитию ритмических движений способствуют упражнения «Прохлопай». Дети хлопают в ладоши «громко и быстро», «тихо и медленно», «громко и медленно», «тихо и быстро».
Связь мелкой моторики и речи была отмечена еще давно многими педагогами и психологами, например, связав музыку, речь и мелкую моторику Е. Железнова и С. Железнов разработали комплекс упражнений по развитию мелкой моторики под музыку : «С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух. Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей : слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма. Развитие мелкой моторики активизирует у детей работу мозга, способствует развитию речи и помогает дошкольникам подготовить руку к письму. У Е. Железновой подобрано много музыкальных песен, которые можно использовать вместо физкультурных разминок, даже на НОД («У жирафа», «Паучок», «Тук-тук, туки - тук» и др.). Также у Е. Железновой есть игры «Музыкальные слоги», в которые дети с удовольствием играют, они легко запоминаются и с их помощью тоже развивается разговорная речь детей. Они похожи на чистоговорки, которые можно использовать воспитателям в повседневной жизни с детьми. Например: «Са-са-са в лесу живет лиса», «Бы-бы-бы у нас растут грибы». Эти чистоговорки не только можно проговаривать, а так - же и пропевать.
На музыкальных занятиях в работе над певческими навыками мы особо уделяем внимание на дикцию, артикуляцию.
Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности способствует развитию речи, помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность, повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей.