Мария Данилова
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие моторики всегда ведет за собой развитие речи. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.
Публикация «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Сейчас дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.). Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно собрать конструктор, пазлы, мозаику, счетные палочки. Отказываются от лепки, аппликации, не успевают за сверстниками в процессе деятельности. К сожалению родители узнают такую проблему только перед школой. Исходя из этого, развитие мелкой моторики следует начинать как можно раньше, особенно детей с речевым нарушением.
Мелкую моторику рук развивают :
• Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
• Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;
• Народные игры с ладошками;
• Игры с природным материалом;
• Игры с предметами домашнего обихода;
• Игры с песком и водой;
• Пальчиковый театр;
• Дидактические игры;
• Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация).
Используют развитие мелкой моторики в различных видах деятельности:
• Продуктивная деятельность
• Индивидуальная работа
• Самостоятельная деятельность
• Прогулка
• Утренняя гимнастика
• Самообслуживание
• Работа с родителями
Для достижения результата эти виды детской деятельности используются в ежедневной работе регулярно, используя игровые упражнения в различных видах деятельности с детьми раннего возраста.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры — это отличный способ развлечь малыша, пообщаться с ним и укрепить вашу связь, но и замечательный способ развития мозга и мелкой моторики.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вверх", "вниз". Очень важны эти игры для развития творчества детей.
Игры для малышей до года: «Сорока-ворона», «Пальчики-грибочки», «Два козленка», «Пять утят», «Часы», «Червячки», «Наша семья», «Качели», «Котята», «Перчатка», «Поросята», «Разминка», «Зайцы».
Игры для детей от 1 года до 3 лет : «Зайка», «Ворона», «Машинка», «Кораблик», «Самолеты», «Кошки-мышки», «Паровоз». Задействуют не только пальчики, но и запястные, локтевые и плечевые суставы.
Игры с мячом
Обучение посредством мяча сделает коррекционно-образовательный процесс интересным, доступным, понятным. Игры с мячом отвлекают внимание детей от речевого дефекта и побуждают интерес к общению. Освобождают от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях. Помогают разнообразить виды деятельности на занятиях. Развивают высшие психические функции, общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве. Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи. Регулирует силу и точность движения. Развивают и нормализируют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей, формирует произвольное внимание. Развивает глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции. Развивает мышечную силу, усиливает работу важнейших органов – легких, сердца, улучшает обмен веществ. Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние у детей правильных речевых навыков.
Предметно-развивающая среда
В предметно-развивающей среде, есть игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи. Это игры: мозаики, пирамидки, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, разной величины вкладыши, игрушки с открывающимися деталями, логические домики, шнуровка, застегивание пуговиц, кнопок, игры с карандашами, грецкими орехами и крупой, пальчиковый бассейн.
Продуктивная деятельность
Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Можно предлагать детям разнообразные задания: это использование книжек – разукрашек, рисование пальцами, дорисовывание, штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок. Если ребенок крайне неохотно рисует кистью или карандашом, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь.
Массаж и самомассаж
Массаж рук ребенку для развития речи можно начинать с рождения, а осознанную гимнастику с шести-семи месяцев. Массаж с мячиком Су-Джок терапии способствует улучшению взаимодействия полушарий мозга, активизирует участки, которые отвечают за речь.
Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.
Развитие мелкой моторики у детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются. Все игры и упражнения, которые направлены на развитие мелкой моторики, должны учитывать индивидуальное развитие и особенности каждого ребенка - его настроение, желание и возможности.