Папки-передвижки

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей раннего возраста

Мария Данилова
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие моторики всегда ведет за собой развитие речи. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

Публикация «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей раннего возраста» размещена в разделах

Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Сейчас дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.). Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно собрать конструктор, пазлы, мозаику, счетные палочки. Отказываются от лепки, аппликации, не успевают за сверстниками в процессе деятельности. К сожалению родители узнают такую проблему только перед школой. Исходя из этого, развитие мелкой моторики следует начинать как можно раньше, особенно детей с речевым нарушением.

Мелкую моторику рук развивают :

• Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;

• Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;

• Народные игры с ладошками;

• Игры с природным материалом;

• Игры с предметами домашнего обихода;

• Игры с песком и водой;

• Пальчиковый театр;

• Дидактические игры;

• Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация).

Используют развитие мелкой моторики в различных видах деятельности:

• Продуктивная деятельность

• Индивидуальная работа

• Самостоятельная деятельность

• Прогулка

• Утренняя гимнастика

• Самообслуживание

• Работа с родителями

Для достижения результата эти виды детской деятельности используются в ежедневной работе регулярно, используя игровые упражнения в различных видах деятельности с детьми раннего возраста.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры — это отличный способ развлечь малыша, пообщаться с ним и укрепить вашу связь, но и замечательный способ развития мозга и мелкой моторики.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вверх", "вниз". Очень важны эти игры для развития творчества детей.

Игры для малышей до года: «Сорока-ворона», «Пальчики-грибочки», «Два козленка», «Пять утят», «Часы», «Червячки», «Наша семья», «Качели», «Котята», «Перчатка», «Поросята», «Разминка», «Зайцы».

Игры для детей от 1 года до 3 лет : «Зайка», «Ворона», «Машинка», «Кораблик», «Самолеты», «Кошки-мышки», «Паровоз». Задействуют не только пальчики, но и запястные, локтевые и плечевые суставы.

Игры с мячом

Обучение посредством мяча сделает коррекционно-образовательный процесс интересным, доступным, понятным. Игры с мячом отвлекают внимание детей от речевого дефекта и побуждают интерес к общению. Освобождают от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях. Помогают разнообразить виды деятельности на занятиях. Развивают высшие психические функции, общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве. Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи. Регулирует силу и точность движения. Развивают и нормализируют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей, формирует произвольное внимание. Развивает глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции. Развивает мышечную силу, усиливает работу важнейших органов – легких, сердца, улучшает обмен веществ. Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние у детей правильных речевых навыков.

Предметно-развивающая среда

В предметно-развивающей среде, есть игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи. Это игры: мозаики, пирамидки, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, разной величины вкладыши, игрушки с открывающимися деталями, логические домики, шнуровка, застегивание пуговиц, кнопок, игры с карандашами, грецкими орехами и крупой, пальчиковый бассейн.

Продуктивная деятельность

Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Можно предлагать детям разнообразные задания: это использование книжек – разукрашек, рисование пальцами, дорисовывание, штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок. Если ребенок крайне неохотно рисует кистью или карандашом, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь.

Массаж и самомассаж

Массаж рук ребенку для развития речи можно начинать с рождения, а осознанную гимнастику с шести-семи месяцев. Массаж с мячиком Су-Джок терапии способствует улучшению взаимодействия полушарий мозга, активизирует участки, которые отвечают за речь.

Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.

Развитие мелкой моторики у детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются. Все игры и упражнения, которые направлены на развитие мелкой моторики, должны учитывать индивидуальное развитие и особенности каждого ребенка - его настроение, желание и возможности.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста»Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста» Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение,.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка» Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений детей раннего возраста с помощью тестопластики Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений детей раннего возраста, с помощью тестопластики» 1Пояснительная записка. Каждый день в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей раннего возраста
Опубликовано: 6 мая 2024 в 06:44
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Мария Данилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД