Екатерина Калачёва
Влияние развития мелкой моторики рук на формирование речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с января 2014 года рекомендует учитывать индивидуальные особенности ребенка, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук, поддерживать инициативу и самостоятельность детей, возможность выбора детьми материалов. В целевых ориентирах ФГОС ДО обозначено, что ребенок уже в раннем возрасте должен уметь уверенно пользоваться такими предметами как ложка, расчёска, карандаш и стремиться проявлять самостоятельность. Однако, заметила, что некоторые дети с плохо развитой ручной моторикой неловко удерживают ложку, не правильно держат карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, поэтому, чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Некоторые ребята затрудняются раскатать кусочек пластилина, держать в руках кисточку, поэтому они равнодушно относятся к занятиям художественным творчеством: рисованием, лепкой, заранее предполагая отрицательный результат своей работы – все это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку.
Публикация «Влияние развития мелкой моторики рук на формирование речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Поэтому, считаю, проблема развития моторики актуальна для ребят нашего сада. Выявление проблемы способствовало созданию комплекса занятий по пластилинографии, для развития мелкой моторики руки, интеллектуального развития дошкольников и развития речи. Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме позволило выдвинуть следующее предположение. Использование комплекса художественно – творческой деятельности по пластилинографии способствует развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. В настоящее время с увеличением числа детей с нарушениями речевого развития, слабо развитым вниманием, памятью, мышлением, проблему развития мелкой моторики рук следует считать актуальной и востребованной.
Цель проекта: развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием комплекса художественно – творческой деятельности по пластилинографии.
Способ достижения цели: развитие мелкой моторики рук через создание лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.
Задачи проекта:
Выявить возможности пластилинографии как эффективного и целесообразного
средства развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Учить детей основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, ощипывание, вдавливание).
Учить детей принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
Воспитывать умения аккуратной работы с пластилином.
Мотивировать к участию в создании индивидуальных и коллективных работ.
Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
Развивать интерес к процессу и результатам работы.
Создать условия в развивающей предметно – пространственной среде группы для развития творческих способностей детей.
Поддержка творческой инициативы дошкольников.
Привлекать родителей к совместной художественно – творческой деятельности и разработать информацию педагогического просветительского характера.
Методы и приемы:
-игровой
-словесный
наглядный
-практический
Научные принципы:
-комплексный подход
-системность и последовательность
-сотрудничество воспитателя и родителей
Этапы и сроки проведения:
1) Организационно – подготовительный (сентябрь 2017 год)
2) Основной (октябрь – апрель 2017 – 2018 год)
3) заключительный (май 2018 год)
Этапы введения пластилинографии, как средства развития мелкой моторики:
-Знакомство с техникой пластилинография.
Рассматривание картин и иллюстраций, выполненных в этой технике
-Обучение детей нетрадиционной технике пластилинографии (реализация плана работы кружка «О’чумелые ручки»)
-Самостоятельная творческая деятельность детей (+ развивающие игры)
-Отслеживание результатов, рефлексия (организация выставки)
Результативность
В ходе реализации проекта дети:
-освоили различные технологические приёмы и способы работы с пластилином
-развили свои мелкомоторные функции
-проявляют усидчивость и стремление к успешному завершению своих творческих работ
-формируется умение планировать работу, доводить начатое дело до конца.
Анализ проведённой работы с детьми позволил сделать вывод, что пластилинография является одним из эффективных средств развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Вывод
Развитие кисти руки и координация движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности детей. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном детстве.
И поскольку общее моторное отставание наблюдается у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать.
Пластилинография активизирует моторику рук, улучшает подвижность пальцев, развивает их силу и гибкость.
Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.
Работа по развитию мелкой моторики должна проводится систематически воспитателями и родителями. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, настроение, желание, возможности.
Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции, что будет вызывать интерес и приведёт к положительному результату в развитии мелкой моторики.