Ольга Ходунова
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей
▼ Скачать +Заказ
В настоящее время отмечается возрастающее количество детей с различными речевыми нарушениями. Зачастую успех коррекционно-развивающего воздействия зависит от многих факторов. И один из них- развитие мелкой моторики, которой отводится ведущее место в логопедической работе.
Публикация «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Что же понимается под этим термином? Мелкая моторика – это координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук.
Для чего же нужно развивать пальчики дошкольника? Дети с нарушением речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений. Учёными доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определённые зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становление детской речи, повышает работоспособность ребёнка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.
Овладевая рукой, ребёнок в процессе своего развития становится более самостоятельным и независимым от взрослого, что способствует проявлению его инициативы в разных видах детской деятельности. Дошкольный возраст – это период создания у ребёнка предметно – действенного мышления. С полным основанием такое мышление можно назвать «ручным»- ведь только манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками и действиями.
Из всего этого можно сделать следующий вывод: чтобы научить малыша говорить, нужно развивать его двигательные способности пальцев рук или мелкую моторику.
Игры, упражнения по развитию мелкой моторики :
- шнуровки,
- конструкторы;
- мозайки;
- мячи (каучуковые, колючие, рифленые, плюшевые);
- пробки от пластмассовых бутылок (для закручивания, нанизывания, как «башмачки» для пальцев и т. д.);
- прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук;
- щетки для волос, аппликаторы Кузнецова, коврики «травка» для массажа и самомассажа;
- клавиатура компьютера, кнопочный телефон – для развития дифференцированных движений пальцев рук;
- шаблоны для обведения, раскрашивания, штриховки;
- «сухие бассейны» - это ёмкости, наполненные горохом или фасолью, для самомассажа кистей и пальцев рук;
- «моталки» - верёвки с ручками на концах, привязанные к какому-либо центру, для выработки координации вращательных движений;
- грецкие орехи, шишки для самомассажа кистей и игры с шариками СУ-ДЖОКа на координацию движений пальцев.
Рекомендации родителям
1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, куда необходимо включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей рук.
2. Занятие нужно начинать и заканчивать сеансом массажа кистей рук.
3. Работу по развитию мелкой моторики нужно проводить регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития ребёнка.
4. Внимательно следить за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно.
5. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
6. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите ребёнка за успехи, но не забывайте при этом, следить за его настроением и физическим состоянием.
И помните: любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.