Баранова Светлана
Влияние малых фольклорных форм на развитие речи детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «ЦРР – детский сад №44
«Росинка» г. Альметьевска»
воспитатель I квалификационной категории
Сергеева Гульнара Валерьевна
Влияние малых фольклорных форм на развитие речи детей 3-4 лет
«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.
Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель;
Публикация «Влияние малых фольклорных форм на развитие речи детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк;
оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик;
оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».
К. Д. Ушинский
Едва появившись на свет, ребёнок учится привлекать к себе внимание, сообщать о своих потребностях с помощью звуков: плача, покряхтывания. Подрастая, дети, подражая взрослым, начинают выражать свои чувства, потребности, желания с помощью слов. У них появляется речь.
Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.
В возрасте 3-4 лет дети начинают осознанно постигать особенности разговорной речи, что и является главной задачей педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – оказание помощи в освоении разговорной речи, овладении родным языком. В отличие от предшествующего периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей широко пользовался внеречевыми средствами, он переходит к собственно речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится язык, а внеречевые формы играют второстепенную роль.
В настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей со слабым речевым развитием вследствие различных факторов: ухудшение состояния здоровья детей, существенное сужение объема «живого» общения, воздействие глобального снижения уровня речевой культуры в обществе и другие. К сожалению, родители в настоящее время по причине не простой финансово-экономической ситуации в стране заняты добыванием денег и мало общаются со своими детьми. Ещё в советское время на основе исследований выяснилось, что лишь 17,5 минут в день родители уделяли внимания своим детям. Мне кажется, сейчас эта ситуация гораздо хуже. Кроме того, научно-технический прогресс развивается очень стремительно. Телефоны, планшеты, компьютеры, ноутбуки, электронные игрушки и т. п. заменяют людям «живое» общение. Родители сами учат своих малышей ими пользоваться, чтобы занять их чем-то и отдохнуть. И, к сожалению, это становится для детей необходимостью, практически зависимостью. Поэтому, одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи и речевого общения.
Малые фольклорные формы (потешки, песенки, загадки) помогают в развитии речи детей и оказывают следующее влияние на её развитие :
- Дают детям образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка.
- Заучивание стихов, потешек, считалок совершенствует речевой слух, вырабатывает правильное речевое дыхание.
- Пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки — незаменимый материал для дикционных упражнений. С их помощью дети учатся чёткому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.
- Ознакомление детей с лучшими образцами устного народного творчества и каждодневное их использование в повседневной жизни развивает устную речь ребёнка, его фантазию, воображение, влияет на духовное развитие, учит определённым нравственным нормам.
Источники:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : Академия, 2000.
2. Апполонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. - 1992.
3. Аникин В. П. к мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. – М. : Дет. Лит., 1988.
4. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.
5. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Начинаем говорить (Развитие речи). – СПб. : «Паритет», 2005.;
6. Бударина Т. А., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб: Детство-пресс, 2001.;
7. Безруких М. М. Сказка как источник развития творчества детей. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.;
8. Виноградов Д. С. Русский детский фольклор, кн. 1. – Иркутск, 1930. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей// Дошк. воспитание. – 1985.;
9. Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. М. : Просвещение, 1981.;
10. Дронова Т. Н. «играют взрослые и дети». Линка – Пресс, 2006.;
11. Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.;
12. Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.;
13. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм// Дошк. воспитание. -1991.;
14. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). –М. : Педагогика, 1972.;
15. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-Пресс, 2000.;
16. Криницина Н. Дети любят потешки// Дошк, воспитание. - 1991.-№11.;
17. Бородич А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 1981.
18. Гридина В. Т. Читай, играй, веселись / В. Т. Гридина. – М. : БАО-Пресс, 2005
19. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми / Орлова // Дошк. воспитание. – 1984. – №4.
20. Тарабина Т. И. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки / Т. И. Тарабина. – Ярославль: Академия развития, 1997.
21. Тишунина Н. А. Развитие речи детей раннего возраста посредством ис-пользования произведений устного народного творчества / Н. А. Тишунина; под. ред. канд. пед. наук Г. В. Гнайковой. – Волгоград. Изд-во ВГАПК РО, 2008.
22. Абашкина О. И. Консультация «Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм» / О. И. Абашкина
[Электронныйресурс]
23. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/405683-konsultacija-razvitie-rechi-detej-rannego-voz