Папки-передвижки

Влияние малых фольклорных форм на развитие речи детей 3–4 лет

Баранова Светлана
Влияние малых фольклорных форм на развитие речи детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ «ЦРР – детский сад №44

«Росинка» г. Альметьевска»

воспитатель I квалификационной категории

Сергеева Гульнара Валерьевна

Влияние малых фольклорных форм на развитие речи детей 3-4 лет

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.

Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель;

Публикация «Влияние малых фольклорных форм на развитие речи детей 3–4 лет» размещена в разделах

оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк;

оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик;

оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

К. Д. Ушинский

Едва появившись на свет, ребёнок учится привлекать к себе внимание, сообщать о своих потребностях с помощью звуков: плача, покряхтывания. Подрастая, дети, подражая взрослым, начинают выражать свои чувства, потребности, желания с помощью слов. У них появляется речь.

Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.

В возрасте 3-4 лет дети начинают осознанно постигать особенности разговорной речи, что и является главной задачей педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – оказание помощи в освоении разговорной речи, овладении родным языком. В отличие от предшествующего периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей широко пользовался внеречевыми средствами, он переходит к собственно речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится язык, а внеречевые формы играют второстепенную роль.

В настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей со слабым речевым развитием вследствие различных факторов: ухудшение состояния здоровья детей, существенное сужение объема «живого» общения, воздействие глобального снижения уровня речевой культуры в обществе и другие. К сожалению, родители в настоящее время по причине не простой финансово-экономической ситуации в стране заняты добыванием денег и мало общаются со своими детьми. Ещё в советское время на основе исследований выяснилось, что лишь 17,5 минут в день родители уделяли внимания своим детям. Мне кажется, сейчас эта ситуация гораздо хуже. Кроме того, научно-технический прогресс развивается очень стремительно. Телефоны, планшеты, компьютеры, ноутбуки, электронные игрушки и т. п. заменяют людям «живое» общение. Родители сами учат своих малышей ими пользоваться, чтобы занять их чем-то и отдохнуть. И, к сожалению, это становится для детей необходимостью, практически зависимостью. Поэтому, одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи и речевого общения.

Малые фольклорные формы (потешки, песенки, загадки) помогают в развитии речи детей и оказывают следующее влияние на её развитие :

- Дают детям образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка.

- Заучивание стихов, потешек, считалок совершенствует речевой слух, вырабатывает правильное речевое дыхание.

- Пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки — незаменимый материал для дикционных упражнений. С их помощью дети учатся чёткому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.

- Ознакомление детей с лучшими образцами устного народного творчества и каждодневное их использование в повседневной жизни развивает устную речь ребёнка, его фантазию, воображение, влияет на духовное развитие, учит определённым нравственным нормам.

Источники:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : Академия, 2000.

2. Апполонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. - 1992.

3. Аникин В. П. к мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. – М. : Дет. Лит., 1988.

4. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.

5. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Начинаем говорить (Развитие речи). – СПб. : «Паритет», 2005.;

6. Бударина Т. А., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб: Детство-пресс, 2001.;

7. Безруких М. М. Сказка как источник развития творчества детей. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.;

8. Виноградов Д. С. Русский детский фольклор, кн. 1. – Иркутск, 1930. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей// Дошк. воспитание. – 1985.;

9. Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. М. : Просвещение, 1981.;

10. Дронова Т. Н. «играют взрослые и дети». Линка – Пресс, 2006.;

11. Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.;

12. Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.;

13. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм// Дошк. воспитание. -1991.;

14. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). –М. : Педагогика, 1972.;

15. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-Пресс, 2000.;

16. Криницина Н. Дети любят потешки// Дошк, воспитание. - 1991.-№11.;

17. Бородич А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 1981.

18. Гридина В. Т. Читай, играй, веселись / В. Т. Гридина. – М. : БАО-Пресс, 2005

19. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми / Орлова // Дошк. воспитание. – 1984. – №4.

20. Тарабина Т. И. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки / Т. И. Тарабина. – Ярославль: Академия развития, 1997.

21. Тишунина Н. А. Развитие речи детей раннего возраста посредством ис-пользования произведений устного народного творчества / Н. А. Тишунина; под. ред. канд. пед. наук Г. В. Гнайковой. – Волгоград. Изд-во ВГАПК РО, 2008.

22. Абашкина О. И. Консультация «Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм» / О. И. Абашкина

[Электронныйресурс]

23. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/405683-konsultacija-razvitie-rechi-detej-rannego-voz

Публикации по теме:

Фотоотчёт о родительском собрании «Развитие речи ребёнка с помощью малых фольклорных форм»Фотоотчёт о родительском собрании «Развитие речи ребёнка с помощью малых фольклорных форм» Я думаю что и в наше время эта тема актуальна! Как хотелось бы, чтобы наши дети пели русские детские песенки, рассказывали сказки, потешки.

Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в первой младшей группе «В гости к бабушке Варварушке» Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в 1-й младшей группе. Подготовила воспитатель МБДОУ №2 г. Кингисеппа.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» 1. Условия формирования опыта. Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние малых фольклорных форм на развитие речи детей 3–4 лет
Опубликовано: 20 сентября 2024 в 06:02
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние малых фольклорных форм на развитие речи детей 3–4 лет» (включая файлы) размещена пользователем Баранова Светлана (УИ 2035085) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД