алена павлик
Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Коль вдруг муравьи сообща нападут,
Осилят и льва, как бы ни был он лют.
Саади
Корпоративная культура — совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавших свою эффективность и разделяемых большинством членов организации. Компонентами корпоративной культуры являются :
• принятая система лидерства;
• стили разрешения конфликтов;
• действующая система коммуникации;
• положение индивида в организации;
• особенности гендерных и межнациональных взаимоотношений;
Публикация «Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности образовательного учреждения» размещена в разделах
• принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы.
Характер организационной культуры проявляется через систему отношений:
1. отношение работников к своей профессионально-трудовой деятельности;
2. отношение работников к предприятию;
3. функциональные и межличностные отношения сотрудников.
выделяют следующие типы современной российской организационной культуры : «друзья», «семья», культура «начальника». Слайд
Тип «друзья» характерен для фирм, создаваемых в годы перестройки, когда открывались возможности для создания новых структур, для смены сферы деятельности. Пробиться в новой сфере в одиночку было очень трудно, люди чувствовали себя неуверенно, и поэтому они привлекали в свои фирмы друзей и близких. В коммерческой деятельности друзья стремились, прежде всего, сохранить дружбу, но организационные цели рано или поздно входили в противоречие с культурой межличностных отношений и разрушали их, дружба превращалась в соперничество и даже ненависть.
Организация с типом «семья» характеризуется жёсткой иерархией, существуют роли отца и матери, старших и младших сестёр и братьев. Взаимоотношения основаны на чувствах, полное отсутствие каких-либо официальных правил. Руководитель уверен, что подчинённые должны понимать его с полуслова и полунамёка, а подчинённые, не получая чётких указаний, пытаются сами почувствовать, чего руководитель от них хочет. Такая «игра в телепатию» приводит к серьёзным ошибкам и потерям для организации. Как правило, при жёсткой статусной иерархии обязанности и функции не распределены. Каждый «старший» может что-то поручать любому «младшему», иметь с ним секреты, а каждый «младший» стремится проявить себя перед «отцом». Каждый здесь делает не то, что он обязан, а то, что ему кажется наиболее важным, исходя из семейных отношений.
Культура «начальника» характеризует тот факт, что существует страх перед начальником, руководителем. В то же время все проблемы организации связывают с ошибками вышестоящего руководства. Руководителей принято считать некомпетентными, а иногда просто глупыми. Сотрудники верят, что в других компаниях есть хорошие руководители, которые могли бы всё изменить и сделать лучше. В результате люди на всех уровнях иерархии ругают вышестоящих, при этом ощущая свою реальную беспомощность.
Элементами корпоративной культуры ДОУ №5 являются стандарты поведения; система ценностей; символ, лозунг; традиции, ритуалы, мероприятия.
Начиная работу по совершенствованию аспектов корпоративной культуры на практике, оценили ее настоящее состояние в ДОУ; в естественной и системной форме показали, чем является корпоративная культура.
Для того, чтобы провести изучение уровня корпоративной культуры в детском саду были выбраны методики исследования:
1. Анкетирование педагогов.
- «Корпоративная культура в ДОУ».
- «Насколько Вы удовлетворены работой в ДОУ».
2. Анкетирование родителей. Родителям предложили следующие анкеты:
- «Результативность работы ОУ».
В анкетировании приняли участие:
- сотрудники детского сада
- родители
3. Беседы с сотрудниками ДОУ (групповые и индивидуальные, наблюдение за рабочим процессом в течение дня. Разработанность элементов корпоративной культуры.
Начиная работу по практическим аспектам корпоративной культуры, главным образом, нужно оценить ее настоящее состояние в ДОУ; необходимо в элементарной и системной конфигурации представить, чем является корпоративная культура.
Анкета применяется в практике основания, ведения и совершенствования корпоративной культуры ДОУ, как на первичных этапах работ, так и для последующих измерений развития корпоративной культуры.
Сотрудникам детского сада была предложена анкета «Корпоративная культура ДОУ»
Результат исследования анкет показал, что в ДОУ присутствуют следующие элементы корпоративной культуры : символы, традиции, система ценностей, ритуалы, стандарты поведения, мероприятия, определенный стиль управления.
Элементы корпоративной культуры (слайд)
Под миссией ДОУ иметься в виду главное предназначение детского учреждения, цель создания, социальная роль, необходимость и рациональность дальнейшего существования организации.
Миссия детского сада заключается в том, что через упрочение и развитие психического и физического здоровья детей, содействовать цельному воспитанию личности каждого ребенка.
Миссия ДОУ назначена с учетом круга интересов заказчиков, воспитанников, сотрудников, родителей, социальных партнеров.
Важнейшее условие благополучного развития и функционирования организации проявляется в ее позитивном имидже в глазах общества. А организация одобрительного внешнего образа неосуществимо без внутренней слаженности между работниками одного коллектива, выполнения сотрудниками создания и ведения единого корпоративного стиля и служебного этикета. Под служебным этикетом, имеется в виду, комплекс правил делового сотрудничества в организационных сообществах (поведение сотрудников в разнообразных ситуациях, появляющихся в организации). Служебный этикет базируется на принятых в обществе нормах этикета, такие нормы можно наблюдать при приветствии (например, первым надлежит здороваться подчиненному - с начальником, младшему по возрасту со старшим и т. д., при ведении переговоров (в т. ч. телефонных) и пр., но учитывая при этом особенность рассматриваемой организации.
Другое направление организационной культуры - корпоративный стиль - содержит символику учреждения (слоган, логотип, присутствие единых узнаваемых элементов, используемых при оформлении зданий и внутренних помещений, а так же единую форму костюма для педагогического коллектива (дресс-код).
В детском саду имеется свой логотип - Аленушка.
Дресс-код (от англ. Dress-code - кодекс одежды) - форма одежды, необходимая при визите на определенные мероприятия, при работе в организации, заведении. Также применяется для введения унификации в одежде, показывающей принадлежность работника к определенной организации или профессиональной группе. Дресс-код вводит и список элементов и самой одежды, непозволительной для пребывания на рабочем месте (к примеру, глубокие декольте, шлепанцы, шорты, топы и пр.). Внешний вид работников и воспитателей ДОУ - это один из показателей совместного состояния дел в организации и выступает не на последнем месте в вырабатывании ее имиджа в глазах общественности и партнеров.
В настоящее время вопросам внешнего вида сотрудников организаций образования начало уделяться значительно большее внимание. 6 февраля 2014 года опубликован документ, который предлагает всему педагогическому сообществу, в целом, и каждой педагогической организации, в частности, принять Кодекс профессиональной этики педагога учреждения : «Рекомендации по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом», утвержденные письмом Минобрнауки РФ и Департаментом государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи.
На основании этого нормативного документа в организации разработали и приняли Кодекс профессиональной этики педагогов детского сада №5 «Аленушка» Так, в Кодексе профессиональной этики педагога определено, что «по взаимоотношению к своей профессии воспитатель беспокоится о своем внешнем виде как основной части вырабатывания положительного имиджа профессии педагога».
Большая роль в развитии корпоративной культуры предоставлена руководителю организации. В нашем детском саду сложился демократический стиль управления. Проще говоря, принятие управленческих решений выполняется при активной деятельности работников. При этом, решение профессиональных вопросов воплощается в жизнь руководителем с использованием конкретных работников, а в изучении и продвижении общих вопросов формирования деятельности организации участвуют все работники учреждения.
Корпоративная культура ДОУ положительно отражается на проведении корпоративных мероприятий.
Рассмотрим некоторые из них:
Любого нового работника организации надлежит представить всем сотрудникам ДОУ.
Традиционны корпоративные празднования : День рождения детского сада – 24 декабря, которому в этом году исполнилось 33 года.
Изучив и проанализировав элементы корпоративной культуры нашего детского сада, можно сделать следующие вывод о том, что корпоративная культура выступает в качестве показателя управления развитием дошкольного образовательного учреждения.
Подтверждением этого является сформированная в ДОУ корпоративная культура :
- воспитатели и другие работники ДОУ обладают представлениями о основных целях и задачах деятельности организации, ее миссии, ее месте в обществе;
- педагоги обладают ценностными установками (понятием о позволительном и непозволительном, через призму данного педагоги оценивают все поступки сотрудников;
- у педагогов выработаны модели поведения (варианты того, как нужно реагировать на определенные события) в разнообразных ситуациях (как простых, так и нестандартных);
- стиль руководства ДОУ педагоги оценивают как демократический
- функционирующая система коммуникации в ДОУ результативна (согласованность между членами коллектива и обмен информацией, с внешним миром, принятые конфигурации обращения «подчиненный-начальник» и «начальник-подчиненный»);
- придерживаются нормы делового общения между членами коллектива, с родителями (представителями власти, прочими учреждениями, обширной общественностью и т. д.);
- обозначены линии разрешения конфликтов (внешних и внутренних);
- в организации имеются свои обычаи и традиции (например, приглашение на праздники бывших работников, ветеранов, поздравление сотрудников с днем рождения и т. д.);
- наблюдается символика учреждения (стиль одежды сотрудников, логотип - «Аленушка» и пр.).
- принят Кодекс профессиональной этики педагогов ДОУ
Таким образом, мы видим, что детский сад интересен для родителей, интересующихся в приобретении действенных образовательных услуг, направленных на конструктивное взаимодействие с воспитателями, симпатизирующих достижениям своих детей и понимающих важность образования;
ДОУ может заинтересовать работников организации, вырабатывает понимание того, что они функционируют в особенном образовательном учреждении. Это содействует постоянству коллектива и формированию одобрительного климата в коллективе. В учреждении есть педагоги, которые работают в данном учреждении более 20 лет.
ДОУ показывает социальному окружению социальную значимость, качество оказываемых услуг и ценность деятельности всего коллектива.
Достижение устойчивого функционирования, благожелательного отношения общественности к организации и ее услугам, которые завоевываются через предоставление новостей и информации об организации и ее услугах в наиболее благоприятном для нее свете, однако без искажений и дезинформации, детали представлены на сайте ДОУ, участии педагогов в общероссийских, региональных конкурсах, в публикациях.