Ирина Винокурова
Организация военно-патриотического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
"Организация военно-патриотического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения"
В настоящее время Россия претерпевает ряд сложных изменений, не только во внешней политике, но и непосредственно внутри своего государства. Стремительно меняется жизнь, и вместе с ней меняется и мы сами.
Сегодня, благодаря многочисленным СМИ, люди получают информацию в большем размере, чем раньше и гораздо правдоподобнее, чем в былые времена. К сожалению, некоторые меры, которые предпринимают политики, не всегда являются популярными.
Публикация «Организация военно-патриотического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- День Победы, 9 мая
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июль 2018
Поэтому патриотическое воспитание дошкольников на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений в области образования. Чувство любви к Родине должно воспитываться не только опираясь на прошлое нашей страны, но и с гордостью говорить о настоящем и будущем России.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности.
Заявленная проблема воспитания дошкольников является одной из актуальных, так как именно она предполагает внесение весомого вклада, а в некоторых случаях и решающего вклада в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины уже на ранних стадиях развития личности. В то время как авторитет армии страны достаточно слаб, ушли на второй план заслуги военных перед отечеством, забыты основные вехи защиты Родины нашими предками, а многие факты искажены, данная область воспитания детей как никогда должна занять одну из главенствующих позиций.
Военно-патриотическое воспитание дошкольников включает в себя идейное и морально-психологическое воспитание в соответствии с критериями патриотизма:
• эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины);
• когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности);
• мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности);
• практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим).
На базе МДОУ «Детский сад № 130» в рамках подготовки к 70 - летию годовщины Победы в Великой Отечественной Войне с воспитанниками старших и подготовительной групп и воспитателями детского сада было проведение анкетирования о наличии знаний о Великой Отечественной Войне. Анкета включала в себя 10 пунктов. Вопросы анкеты:
1. Знаешь ли ты, когда началась и закончилась Великая Отечественная Война?
2. Знаешь ли ты точную дату начала и конца Великой Отечественной Войны?
3. Кто напал на нашу страну в те годы?
4. Знаешь ли ты названия основных битв Великой Отечественной Войны?
5. Что такое блокада Ленинграда?
6. Кто такие партизаны?
7. Знаешь ли ты кто такие труженики тыла, чем они занимались?
8. Когда наша страна отмечает День Победы?
9. Воевал ли кто-то из твоих дедов и прадедов на этой войне? Что они тебе рассказывали?
10. Как ты думаешь, что человеку приносит война? Надо ли помнить тех, кто воевал? Почему?
В соответствии с полученными результатами анкетирования в МДОУ № 130 нами разработана программа мероприятий на 2015-2018 года, направленных на развитие чувства патриотизма у детей. В данный план входит ряд мероприятий как на территории нашего детского сада, а также за его пределами.
В ходе реализации данной программы были организованы следующие мероприятия:
Был создан годовой проект: «Мой прадедушка - герой». В котором участвовали в течении года не только дети и сотрудники детского сада, но и родители. Проект состоял из нескольких этапов:
-создание мини-музея «Никто не забыт, ничто не забыто».
-акция «Письмо ветерану» Дети и родители подготовили письма-треугольники, на которых нарисовали рисунки и пожелания ветеранам. Волонтеры помогли донести письма до ветеранов.
Итогом данного проекта стал галла-концерт «Письма с фронта» С концертными номерами перед ветеранами выступали не только дети, но и родители воспитанников. В свою очередь ветераны рассказали детям о трудностях и радостях военного времени.
Помимо этого в течении года организовывались
-конкурс детско – родительского рисунка «Мы за мир на земле!»
-созданы в группах уголки: «Воинской славы», рассказывающие воспитанникам о войне 1941-1945 г.
-проведены тематические беседы и праздники.
Следующее большое, запоминающееся мероприятие прошло в 2016 году 5 мая на территории ДОУ. Была проведена первая районная военно-спортивная игра «Зарница» совместно с областным военкоматом, с представителями Саратовской общественной организацией ветеранов-пограничников «Часовые Родины», ветеранами ВОВ, представителями администрации Заводского района. В зарнице приняли участие 4 детских сада. Команды «Десантников», «Моряков», «Пехотинцев» и «Танкисты» получили в штабе план-схему, по которой ориентировавшись на местности и преодолевая препятствия нашли Знамя Победы. Под педсню День победы знамя было водружено на флагштоке. Для детей и всех гостей была организована военно- полевая кухня.
В преддверии празднования 23 февраля в 2017 году в нашем детском саду весело, азартно и запоминающе прошел праздник: «Один день из жизни солдата». Почетным гостем и соведущим праздника выступил Кошкаровский Олег Александрович - тренер по рукопашному бою. Дети с папами прочувствовали все тяжбы службы. Побывали и в роли моряков, саперов, десантников, танкистов, а так же показали свою силу со спортивными снарядами.
В Саратове есть общественная организация ветеранов-пограничников «Часовые Родины». Они являются наши социальные партнеры и друзьями воспитанников. 15 февраля 1989 начался вывод Советских войск с Афганистана и про это ветераны Афганской войны рассказали детям. Ветераны не только рассказали, но и показали альбом с фотографиями Но самым интригующим и запоминающимся в этой встрече была переносная выставка военной экипировки и такелажа. Гости познакомили ребят с автоматами Калашникова (сборка и разборка, показали как пользоваться ручной гранатой, дети подержали в руках пистолеты разной модификации, на скорость снимали и одевали противогазы различного вида, побывали в роли телефонистов. Примеряли на себя каски, танкисткие шлемы, узнали о продуктовом довольствии солдат.
Следующий этап программы станет вторая районная военно-спортивная игра «Зарница».
Планируется организация выездной экскурсии музея боевой славы и вечного огня, показ презентации, рассказывающей о хронологии военных событий тех лет под названием «Поклонимся великим тем годам…» с ее последующим обсуждением. И многое другое.
Таким образом, данный план мероприятий затрагивает сферу развития, обучения и воспитания ребенка в детском саду. Мы работаем над тем, чтобы проводить данные мероприятия без приурочивания их к какому-либо событию в жизни страны, делать это последовательно в течение всего года.
На наш взгляд, получение детьми подобных знаний формирует в них патриотические качества личности и чувства гордости за свой народ, приобщает к истории страны и помогает укрепить авторитет традиций государства.
Спасибо за внимание.