Боброва Светлана
Формирование инклюзивной компетентности педагогов в условиях дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров.
Задачи:
-повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов;
-формировать представления о психологических особенностях семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
-проанализировать и определить пути помощи и поддержки семьи ребенка с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации.
Публикация «Формирование инклюзивной компетентности педагогов в условиях дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
Ход работы:
Психолог: Здравствуйте, уважаемые педагоги. Свое выступление я хочу начать со стихотворения.
Мне страшно. Голова гудит.
Там мечутся слова и просятся уйти.
“Пусти нас, Соня, в мир пусти!”
Но рот мой на замке,
А ключ к замку в мозгу-
И как его достать?
Ну помогите ж мне!
Я не хочу немой остаться,
Но страх засовом запер рот.
Слова рождаются, живут и чудеса творят
В мирах, что в голове я создаю…
И вот В конце концов и умирают.
Чтоб им жить, Их надо в мир, вовне пустить.
Но как? Скажите мне!
А вдруг их люди не поймут?
Сквозь рот мой проходя,
Изменятся слова, их мир не примет,
Оттолкнёт, а вместе с ними- и меня?
Как жить? Мне страшно. Голова гудит”. (Соня Ш., у девочки аутизм. На момент написания стихотворения ей было 8 лет).
Психолог: С помощью данного стихотворения мы можем с вами немного прочувствовать то, что испытывают и чувствуют дети с ограниченными возможностями здоровья.
Как вы догадались, сегодняшняя наша встреча посвящена работе с детьми особой категории, а именно формированию инклюзивной компетентности педагогов в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей.
Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам. Включение, или инклюзия требует реформирования образовательного учреждения так, чтобы оно отвечало нуждам и потребностям всех детей без исключения.
Одним из основных условий инклюзивного образования является профессиональная компетентность педагогов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.
Показателем профессионализма педагога является его способность гибко реагировать на особые образовательные потребности нетипичных детей, а также находить при необходимости альтернативные формы коммуникации с нетипичным ребенком.
Упражнение «Котенок». Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его. В конце упражнения психолог говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.
Давайте рассмотрим модель формирования индивидуального образовательного пространства (слайд на презентации)
Выделяют совокупность элементов в педагогической инклюзивной компетентности с точки зрения практических предметно-манипулятивных умений и навыков педагога инклюзивной группы :
1. Создание инклюзивной среды обучения, предполагающей активное участие каждого ребенка в различного рода социальных мероприятиях вне зависимости от его индивидуальных особенностей. При этом компетентность педагога выражается в организационном умении сформировать дружественную атмосферу, где все дети имеют возможность удовлетворить свои образовательные потребности и не оказаться в ситуации социальной неудовлетворенности. Основными личностными характеристиками педагога является открытость и его готовность к грамотному разрешению возникающих затруднений.
2. Предоставление в случае необходимости для каждого ребенка С ОВЗ дополнительного временного резерва при выполнении различных учебных заданий или некоторых социальных поручений. Ключевым индикатором компетентностных характеристик педагога в данной ситуации является осознанный уход от стереотипных представлений о соблюдении фиксированной нормы для всех детей.
3. Оказание социально-педагогической поддержки ребенку с особенностями развития. Данный элемент профессиональной компетентности педагога ориентирован на постепенное развитие доверительных отношений с ребенком. При этом важным условием осуществления социально-педагогической помощи особенным детям служит комбинированное сочетание собственно профессиональных и индивидуально-личностных характеристик педагога.
4. Мотивированное создание ситуаций взаимной поддержки в системе «нетипичный ребенок – типичный сверстник». Профессионализм педагога состоит в создании благоприятной фоновой обстановки развития социальной субъектности ребенка с ОВЗ, при которой он демонстрирует не только пассивное поведение, но и является активным участником всех взаимодействий субъектов группы.
5. Умение выявить ближайшие и отдаленные академические и социализаторские перспективы детей особой категории.
6. Инициирование сотрудничества между специалистами различного профиля для достижения максимально комплексной инклюзии особого ребенка в учебно-воспитательное пространство. Данная способность педагога занимает ведущее место в структуре его профессиональной компетентности в области инклюзивного образования, так как умение применять на практике командный подход позволяет достичь всестороннего раскрытия инклюзивного потенциала дошкольника с ОВЗ.
7. Сочетание основ тактического и стратегического планирования при разработке индивидуального образовательного маршрута для детей с особенностями развития. Педагогический профессионализм выражается в способности педагога к системному видению всех сильных сторон развития личности особенного ребенка, его социально-педагогических пробелов и стратегических резервов для восстановления полноценного функционирования.
Следует признать продуктивность представленной позиции и значимость идеи о наличии четкой взаимосвязи между эмоционально-личностной вовлеченностью педагога и достигнутыми результатами в ходе формирования готовности дошкольника к включению в более широкий социум.
В работе с особенными детьми важна не только работа с самими детьми, но и их семьей, так как сама семья может испытывать трудности во взаимоотношениях с детьми. С помощью упражнения «Мать инвалида» мы попытаемся понять, что чувствуют и испытывают родители в данной ситуации.
Упражнение «Мать инвалида». С помощью данного упражнения сейчас я продемонстрирую то, какие ограничения в обществе испытывают родители детей с ОВЗ. Группа участвует, отвечая на вопросы.
Глаза: Родителям сложно принять своего ребенка, увидеть его таким, какой он есть; сложно выводить его в общество и в буквальном смысле «быть на виду».
Рот Родители боятся рассказывать о своем ребенке, говорить о нем, рассказывать о своих трудностях и потребностях.
Уши Родители не хотят слышать диагноз ребенка и боятся общественного мнения и осуждения.
Руки Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребенка, человек «опускает руки»
Сердце. Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце разрывается», «болит душа»).
Живот Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие семьи детей с нарушеньями развития как бы «живут вполсилы», «дышат в полдыхания».
Бедра Многие родители боятся рожать детей, ухудшаются супружеские отношения, формируются супружеские дисгармонии.
Ноги Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле боятся сами «сделать шаг», ограждают и ребенка от самостоятельных жизненных шагов. Семья замирает, не развивается
Психолог: в такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с нарушениями в развитии. Преодолеть это состояние можно, ощущая тепло и поддержку как родных людей, так и людей, работающих с особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку иногда именно детский сад - первая ступенька общества и образования, которая может показать семье, что они включены в это общество и этот мир. И им уже не так страшно обращаться в социальные сферы, водить детей в школы и активно включать в мир отношений.
Сейчас мы с вами с помощью упражнения «Кенгуру» поразвиваем нашу эмпатию и чувство сопереживания другим.
Упражнение «Кенгуру». Участникам на пояс завязывается шарф или косынка, образуя «сумку кенгуру». В нее сажают детеныша — мягкую игрушку-зверушку. По команде ведущего «кенгуру» начинают прыгать к условленному месту, стараясь не выронить малыша. Руками придерживать нельзя. Побеждают самые быстрые и заботливые кенгуру.
Итог. Психолог: Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения, обеспечивающего интегрированное / инклюзивное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса таких детей.
Учитывая, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает возможность свободного выбора образовательного учреждения, каждому педагогу необходимо обладать определенным уровнем сформированности инклюзивной компетентности как составляющей его профессиональной компетентности.
В заключении я хочу показать вам видео (Видео про ребенка Дауна). Дети с синдромом Дауна участвуют в соревнованиях, каждый сам за себя, а что будет дальше смотрите в видео.
Нам самим формально «здоровым» людям необходимо поучится взаимопомощи у детей с ограниченными возможностями здоровья.