Татьяна Георгиевна Редикульцева
Консультация «Влияние изобразительно деятельности на умственное развитие детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Т. С. Комарова отмечает, что изобразительная деятельность оказывает значительное влияние на умственное развитие детей [3, с. 37]. Факт умственного развития детей в процессе изобразительной деятельности обуславливается тем, что в изобразительном творчестве дети передают свои впечатления, полученные в окружающей жизни, или из прочитанных книг. В процессе создания образа действительности либо литературного героя, картины у детей конкретизируются, закрепляются знания и представления, которые выступают источником для активизации мышления, воображения.
Публикация «Консультация „Влияние изобразительно деятельности на умственное развитие детей“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
По-мнению В. Б. Косминской обучение рисованию, лепке, аппликации способствует умственному развитию дошкольников [4, с. 53]. Художник-педагог П. П. Чистяков писал, что «рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования» [1, с. 257].
М. М. Кольцова указывает на то, что тренировка движений пальцев кистей рук стимулирует речевое развитие ребёнка, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти рук к письму, а также повышает работоспособность головного мозга. Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. Влияние процептивной импульсации с мышц рук так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области [2, с. 74].
В процессе изодеятельности осуществляется развитие восприятия и осознание речи, так как она приобретает практическую направленность, а проблемные ситуации способствуют речевой активности. Дети опираются одновременно на несколько анализаторов – зрение, слух, тактильное восприятие, что также положительно влияет на речь.
В исследованиях влияние изобразительной деятельности на умственное развитие дошкольников Н. П. Сакулиной отмечалось, что основным источником познания действительности с целью ее отражения в образах, является восприятие зрительное и осязательное. Отдельные акты восприятия, объединяясь и преобразуясь, составляют опыт многократных наблюдений, формируют представления. Осуществляется отбор и обобщение получаемой информации, включаются мыслительные действия - анализ, синтез, обобщение, абстракция [5, с. 107].
Н. И. Чуприковой обозначалось, что включение в процесс восприятия и последующее изображение операций анализа, сравнения, уподобления, установления сходства и различия предметов, а также обобщения способствуют интеллектуальному развитию через развитие когнитивных структур мозга [6, с. 36].
Умственному развитию дошкольников способствует постепенно пополняющийся запас знаний на базе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. В ходе организации восприятия предметов и явлений необходимо отмечать изменчивость форм, величин (ребенок-взрослый, цветов (цвета времен года, разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, клюет зернышки и т. п.).
По сходству формы предметы окружающего мира можно объединить в несколько групп. На базе данного сходства выделяются общность способов изображения в рисунке, лепке предметов и их частей идентичной формы. Дети осваивают обобщенные способы изображения (например, предметы округлой формы - ягодки, орешки, шарики и др. лепятся приемом раскатывания глины между ладонями кругообразными движениями, что способствует их умственному развитию.
Итак, включение в процесс восприятия и последующее изображение операций анализа, сравнения, уподобления, установления сходства и различия предметов, обобщения способствуют интеллектуальному развитию через развитие когнитивных структур мозга.
Список литературы:
1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – Москва: Академия, 2009. – 344 с.
2. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности). - Москва: Педагогика, 1973. - 144с.
3. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - 2-е изд. Испр. и доп. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008. – 159с.
4. Косминская В. Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Н. Б. Халезова и др. – Москва, 1977. – 253с.
5. Сакулина Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. - Москва: Просвящение, 2013. - 199 с.
6. Чуприкова Н. И. Принцип дифференциации когнитивных структур в умственном развитии : обучение, интеллект//Вопросы психологии. -1990.-№5.-С. 31-39.