Махруткина Оксана
Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования словаря дошкольников занимает важнейшее место в современной педагогике и является из актуальнейших проблем.
Во-первых, формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но мышления.
Во-вторых, для овладения детьми чтением, письмом и счетом необходим достаточный уровень овладения лексической системой языка.
Публикация «Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Огромную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он научился самостоятельно читать, необходимо удовлетворять.
Дошкольный возраст- это возраст интенсивного формирования речи. Важную роль в развитии речи, пополнение словарного запаса ребенка играет художественная литература.
Детские песни и потешки очень важны для развития речи. Кроме этого, они развлекают детей, воспитывают их, побуждают к активности, налаживают эмоциональный контакт ребенка с родителями, формируют чувство юмора.
Развитие речи с помощью потешек идет параллельно с воспитанием малыша, с формированием у него гигиенических навыков, с игрой и развитием эмоций. Тренировка слуха, зрения, чувства ритма, развитие фантазии и воображения – все под силу этим маленьким стишкам.
Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например «заинька», «лисонька», «волчок».
Колыбельная песня как форма народного поэтического творчества содержит большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка. Это и напевное выделение голосом гласных звуков, и медленный темп, и наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.
Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.
Один из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его побеждать жизненные трудности.
Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей, способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.
Рассказ один из источников развития речи. Рассказы для дошкольников играют важную роль в их развитии и формировании навыков чтения и воображения. Это короткие истории, предназначенные для маленьких детей, которые пока ещё не умеют сами читать, но могут слушать и воспринимать рассказы. Их особенностью является простота и понятность, чтобы они могли быть доступными и интересными для дошкольников. Это могут быть рассказы В. Сутеева, Н. Носова, Е. Чарушина, В. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, Н. Сладкова.
Таким образом, художественная литература имеет огромное значение в воспитании детей и является одним из могучих средств развития и обогащения их речи. Перед семьей и дошкольным учреждением стоит увлекательная задача – заложить семена любви и уважения к книге, к художественному слову.