Приложение МААМ

Конспекты бесед по воспитанию гуманных чувств посредством произведений детской художественной литературы

Ольга Бородинова
Конспекты бесед по воспитанию гуманных чувств посредством произведений детской художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10

(дошкольные группы)

Конспекты бесед по воспитанию гуманных чувств (доброты) через произведения детской художественной литературы

в старшей группе

Воспитатель : Бородинова Ольга Михайловна

2018 г. Рыбинск

Беседа №1 «Что такое добро?»

Публикация «Конспекты бесед по воспитанию гуманных чувств посредством произведений детской художественной литературы» размещена в разделах

Цель: На примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятие «добро».

Ход занятия:

На первом занятии дети рассуждают о смысле слова «добро» и слушают сказку Сухомлинского «Как белочка дятла спасла».

1) Рассуждения детей о смысле слова «добро».

- Как вы понимаете смысл этого слова? (это все хорошее, положительное).

Далее детям предлагается внимательно послушать сказку В. А. Сухомлинского «Как белочка дятла спасла», а затем ответить на вопросы.

«КАК БЕЛОЧКА ДЯТЛА СПАСЛА».

Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу. Сколько не стучит о лед, до коры не достучится. Сколько не бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.

Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда – Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.

- Почему это ты, Дятел плачешь?

- Нечего есть, Белочка…

Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.

Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.

А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.

Вопросы для анализа:

- Какое чувство у вас возникло к героям сказки?

- Почему радуются белочка и бельчата?

- Какое дело совершила белка?

- Могла ли героиня поступить иначе? Чем бы это обернулось?

В конце занятия подводиться итог.

Проанализируйте жизнь нашей группы за последнее время. Какие произошли изменения?

В конце занятия дети исполняют песню Кота Леопольда «если добрый ты» на слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева.

На втором занятии дети продолжают знакомиться с понятием «добро» на примере детской художественной литературы.

Беседа № 2

Чтение и анализ рассказа В. А. Сухомлинского «ЧТОБЫ БАБОЧКА НЕ УКОЛОЛАСЬ».

Цель: На примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятие «добро».

Маленькая Зоя гуляла по саду. Она подошла к акации. На Акации острые-острые колючки.

Над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку, что же тогда будет?

Подошла Зоя к акации. Сломала одну колючку, вторую, третью.

Мама увидела и спрашивает:

- Что же ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь?

- Чтобы бабочка не укололась, - ответила Зоя.

Вопросы для анализа рассказа:

- Как вы оцениваете поступок Зои?

- Как вы думаете, добро или зло принесла Зоя акации? Бабочке?

- Как бы вы поступили в таком случае?

- Какие добрые дела может сделать человек?

Далее детям предлагается послушать рассказ К. Д. Ушинского «Сила – не право».

Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала.

Выбежал из дому старший брат Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь.

Миша побежал жаловаться отцу, а отец сидел у окна и все видел.

Вопросы:

- Рассудите, что сказал Мише отец?

- Как должен был поступить старший брат Сережа?

- Правы ли оба мальчика?

- Подумайте, где и как вы проявляете свою доброту?

Подводится итог занятия: совершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо. Хорошо бы научиться искренне дарить добро.

Беседа № 3

Рассказ Э. Шима «Жук на ниточке».

Цель: продолжать знакомить детей с понятием «добро» на примере детской художественной литературы.

Материалы: рассказ Э. Шима «Жук на ниточке» и иллюстрации к нему.

Ход: Детям внимательно предлагается послушать рассказ Э. Шима «Жук на ниточке» и затем ответить на вопросы.

«ЖУК НА НИТОЧКЕ».

Майские жуки обгрызают листочки на деревьях. А личинки майских жуков, жирные гусеницы такие, обгрызают у деревьев корни.

В общем, вредят как могут.

Мы этих майских жуков ловим хитрым способом.

Рано утром, пока еще прохладно, жуки не летают. Сидят на молоденьких березках, оцепенели.

Тряхнешь вниз дерево – и жуки вниз посыплются, только собирай. Вот мы их и собираем в ведро, а один мальчишка взял жука и привязал на ниточку. Поиграть захотел.

Жук согрелся, ожил, попробовал взлететь, а ниточка не пускает.

Крутится жук на ниточке. Мы хохочем, нам весело.

Вдруг дедушка как крикнет:

- Сейчас же бросьте! Нашли забаву!

Мальчишка, который жука привязал даже обиделся.

- Это же вредитель!

- Знаю, что вредитель.

- Чего же вам жалко?

- Мне, - отвечает дедушка, - тебя жалко!

- Меня!

- Тебя. Хоть ты не жук, а человек.

- Чего же меня жалеть, если я человек?

- а разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для забавы. Даже таких вот жуков. Даже вредителей?

Вопросы для анализа рассказа:

- какие чувства возникли у вас после прочтения?

- Поразмышляйте о поступке мальчика.

Итог занятия: В каждом из вас есть маленькая частичка доброты. Как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное солнышко.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если кому поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты счастлив, что не напрасно был прожит,

Что годы ты живешь не зря!

В конце занятия дети исполняют песню «Доброта» (муз. И. Лученка, сл. Н. Тулупова).

«ДОБРОТА».

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвете.

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость,

И взамен не требует награды.

На заключительной занятии детям предлагается проинсценировать произведение В. А. Сухомлинского «Рассказ».

«РАССКАЗ»

У маленькой Кати большая радость – поправился ее папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенес. Мама и Катя горевали. Не раз бывало проснется Катя ночью и слышит: мама тихо плачет.

А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый!

Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:

- Наш папа выздоровел.

Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч.

Катя подошла к девочкам, игравшим в «классики».

- Наш папа выздоровел, - сказала она.

Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:

- Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подступил тяжелый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому дереву и заплакала.

Вопросы для анализа:

- Какие качества проявились у Пети, гриши и девочек, когда Катя поделилась с ними радостью?

- Почему Катя заплакала?

- Как вы себя чувствовали бы, окажись на месте Кати?

- Как вы поступили бы на месте Пети, Гриши и девочек?

Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружен искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнить ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту нельзя купить за деньги. Добрый всегда найдет поддержку и утешение в радости других людей. Доброта – это как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Надо научиться быть добрым ко всему окружающему.

В конце занятия исполняется песня «Дарите радость людям» на слова Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой.

Публикации по теме:

Приобщение детей к прекрасному посредством игр-драматизаций и художественной литературы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад №3» «Чулпан».

Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста «Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста» Общеизвестно воздействие художественной литературы.

Деловая игра для воспитателей «Знатоки детской художественной литературы» Задачи: 1. Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми; 2. Развивать.

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей посредством художественной литературы» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 29 ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ.

Картотека бесед по воспитанию нравственности у детей в средней группе карточка-1 Зачем говорят «здравствуй»? Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия.

Консультация для родителей «Влияние произведений художественной литературы на экологическое воспитание детей» Влияние произведений художественной литературы на экологическое воспитание детей дошкольного возраста Проблемы экологического воспитания.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Презентация «Воспитание гуманных чувств у детей дошкольного возраста» Методический опыт по теме: «Воспитание гуманных чувств через произведения детской художественной литературы» Рыбинск, 2018.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы» В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного.

Роль взрослого в формировании у дошкольников гуманных чувств РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В ФОРМИРОВАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ Е. Н. Вельгорецкая, Е. В. Смоловая, МБДОУ «ЦРР – Д/С №168» городского округа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспекты бесед по воспитанию гуманных чувств посредством произведений детской художественной литературы
Опубликовано: 12 сентября 2018 в 11:39
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспекты бесед по воспитанию гуманных чувств посредством произведений детской художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бородинова (УИ 553075) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД