Трощенко Ирина
Влияние авторской сказки на развитие и воспитание нравственных качеств младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Авторские сказки занимают высокое место в рейтинге
популярности литературных жанров. Каждое новое поколение авторов
оставляет свои следы на этот незабвенный и вместе с тем прогрессивный,
изменяющийся жанр детской литературы.
Авторская сказка для детей формируется на базе современной,
быстроразвивающейся жизни, но при этом сохраняет связи с
установленными многовековыми народными традициями. Активная борьба с
людскими пороками, несправедливостью, угнетением, безнравственностью –
Публикация «Влияние авторской сказки на развитие и воспитание нравственных качеств младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
все эти принципы народной сказки неразрывно связанны с этическими
нормами общества. В этом смысле идейная связь между старыми и новыми
сказками естественна и органична. В то же время современные сказочники
стремятся расширить возможности традиционных жанров. Сказки все
больше переходят к более реалистичным прозаическим выводам, а сюжеты
все больше отрываются от окружающего мира, с которым они наиболее
тесно связаны. Сюжет все больше отрывается от окружающего мира, с
которым наиболее тесно связана сказка. Часто в сказках мы видим, что
чудесное становится «повседневным» и, наоборот, обыденное и привычное
становится «волшебным».
Авторские сказки обращены к читателям-детям разных возрастов и
чрезвычайно разнообразны тематически и художественно. Сказки, А.
Волкова, Е. Пермяка, Б. Заходера, В. Важдаева, Ю Томина, Э. Успенского, А.
Алексина, А. Митяева, Р. Погодина, В. Медведева, Ю. Яковлева, Э.
Мошковской, С. Прокофьевой, Е. Борисовой, В. Губарева, П. Катаева,
братьев Бондаренко, С. Сутеева, Ф. Кнорре, О. Чайковской и других активно
участвуют в воспитании юного поколения, «учат» его «забавляя, и
забавляют, уча» (Т. Габбе).
Отличительная черта сказки – создать настоящую волшебную
атмосферу, вызвать чувство удивления и небывалых эмоций. Автор сказки
достигает этой цели, подлинно воссоздавая сказочный мир в соответствии с
логикой, характерной для сказок. При этом действия героев сказки
приобретают особую достоверность и правдоподобность.
Веселые, увлекательные, пользующиеся верной любовью детского
читателя сказки Н. Носова о приключениях Незнайки и его друзей, А.
Алексина «В стране вечных каникул», С. Михалкова «Праздник
непослушания», Р. Погодина «Шаг с крыши», В. Медведева «Баранкин, будь
человеком», несут в себе весомый воспитательный потенциал. Действие,
происходящее в них, похоже на сказку, но напоминает реальную страну и,
главное, подчиняется действительным законам человеческих отношений.
Пользуясь правами сказочника, авторы выбирают в качестве героев
миниатюрных малышей и малышек (Н. Носов, превращают обычных
мальчишек в птиц и насекомых (В. Медведев, отправляют юношу в далекое
прошлое (Р. Погодин) или в Страну Вечных Каникул (А. Алексин). Такой
сказочный подход позволяет глубже исследовать характер современного
ребенка. Возводя в «сказочную степень» различные желания детей, авторы
ярко и с юмором высмеивают те из них, которые не подкреплены пока что
жизненным и нравственным опытом.
«Механизм» чуда, волшебства в этих сказках претерпевает
значительные изменения. По сути, это всего лишь литературный прием,
помогающий создать необычную, острую, исследовательскую ситуацию.
Многие авторские сказки изображают одновременно два мира –
реальный и сказочный – и связывают их различными сюжетами; особенно
остроумны в этом отношении сказки В. Каверина, начиная с его знаменитой
«Сказки о Мите и Маше, о веселом трубочисте и о мастере — золотые руки».
В сказках «Много хороших людей и один завистник», «Немухинские
музыканты», «Летающий мальчик», действие которых происходит в
соседних городах Мухине и Немухине, причудливо сопоставляются
фантастика и реальность. Два города у Каверина — символы обыденного и
скучного (Мухин, и чудесного, возвышенного и поэтичного (Немухин,
настоящего чуда. И наоборот: то, что сначала кажется воплощением
волшебства, не всегда является волшебство. Есть, например, у Каверина
волшебная страна Летандия, жители которой умеют летать, но не хотят;
соблюдая древние традиции, они, например, стоят в очереди в керосиновую
лавку, хотя керосин им совсем не нужен, и так далее. Получается, что само
по себе волшебство не выступает гарантом нравственности, красоты и
человечности. Таким его делают люди: взрослые герои сказок В. Каверина —
старый трубочный мистер, фея музыки, кузнец Гильдебрант — и ребята,
любимые герои не одной каверинской сказки — Таня Заботкина, Петька,
удивительный летающий мальчик Леня Караскин. В этом смысле Каверин
продолжает традиционную тему советской литературной сказки (Ю. Олеша.
«Три толстяка»; Е. Шварц. «Снежная королева» и др., где герои сами
решают свою судьбу и судьбу своих близких [3, с. 430].
Волшебные сказки А. Волкова, С. Прокофьевой и В. Губарева
несколько отличаются от современности, но они ярко воспитывают у
читателя-ребенка социальные симпатии и антипатии, изображают мир
жадных королей и других угнетателей, терпящих поражение в борьбе с
трудовым народом.
Среди авторских сказок успехом у читателей пользуются сказки -
«перевертыши», сказки – пародии, в которых герои и сюжет традиционных
сказок переосмыслены и наделены новыми, современными смыслами. Так,
например, поступил в своей игривой и веселой сказке «Вниз по волшебной
реке» Э. Успенский. Остроумно усовершенствовав традиционных героев
сказок — Василису Премудрую, Бабу Ягу, Кощея Бессмертного, Змея
Горыныча и других, объединив их в одной сказке, писатель легко и
непринужденно подводит юного читателя к классическому сказочному
выводу: добро побеждает зло, побеждает весело, озорно, увлекательно.
Любят дети и другую книгу Э. Успенского «Крокодил Гена и его
друзья», в которой реалистичные детали быта, увлекательный и динамичный
сюжет, эмоциональные образы главного героя Чебурашки, проходящие через
сознание ребенка, создают почву для важных глубоких открытий:
невозможно радоваться жизни в одиночку, только настоящие друзья
помогают человеку познать истинное счастье. Идея дружбы и взаимопомощи
лежат в основе сказок «Гарантийные человечки» и «Дядя Федор, пес и кот».
Кто бы ни был героями сказок Успенского – дети и их друзья-животные,
веселые игрушечные существа или современные «техники», живущие внутри
холодильников, телевизоров и телефонов и следящие за тем, чтобы их работа
не прерывалась, - все они созвучны человеческой волне взаимопонимания и
дружеской помощи.
Также юным читателям интересен жанр познавательной, в частности
природоведческой, сказки. Писатели Э. Шим, Г. Снегирев, Н. Павлова, С.
Сахарнов и другие, соблюдая все нормы советской природоведческой сказки,
и в первую очередь своего учителя и друга В. Бианки, не только дают детям в
поэтической форме самые разные знания о жизни природы и всех ее
обитателей, но прежде всего воспитывают у ребенка доброе чувство к
природе, учат бережно проникать в ее тайны.
Большой популярностью у малышей пользуются сказки С. Михалкова
(сб. «Упрямый петух», «Хочу бодаться», озорная сказка Н. Носова «Бобик в
гостях у Барбоса», лирические «Мамины сказки» С. Прокофьевой, в
особенности ее лирико-драматическая сказка «Не буду просить прощения».
О веселых приключениях девочки Али в стране букв рассказала, готовя
малышей к школе, поэтесса И. Токмакова в своей сказке-игре «Аля, Кляксич
и буква «А». Чувство интернациональной дружбы воспитывает сказка
«Шесть Иванов – шесть капитанов» А. Митяева.
Как о мастере прозаической сказки для малышей заявил о себе
известный поэт, талантливый переводчик Б. Заходер. Сказки его
разнообразны: откровенно познавательные, в основе которых научный факт,
образно проиллюстрированный автором («История гусеницы, «Почему рыбы
молчат», более сложные, где такой факт преображен и расцвечен авторской
фантазией, облагорожен лирической интонацией, а зачастую и
драматизирован («Отшельник и Роза», «Русалочка», «Ма-Тари-Кари»).
Оригинальные сказки для малышей в прозе и стихах создают Э.
Машковская, В. Сутеев, В. Лебедев, Б. Сергуненков.
Подводя итог всему вышеизложенному, процитируем утверждение
Первовой Г. М., которое ясно и четко характеризует влияние авторской
сказки на развитие и воспитание нравственных качеств младшего школьника :
«Сказка, народная и авторская, не знает над собой власти времени, ибо
педагогическая ценность жанра для детского чтения очевидна: только в
сказке всегда есть четкое деление на черное и белое, добро однозначно
побеждает зло, а противостояние хороших и плохих дает «добрым
молодцам» и «красным девицам» обязательные уроки морали. Веками
живущие, так называемые «бродячие» (сходные сюжеты, идеи, образы
сделали этот жанр самым популярным в мировой детской литературе»