Папки-передвижки

Влияние авторской сказки на развитие и воспитание нравственных качеств младших школьников

Трощенко Ирина
Влияние авторской сказки на развитие и воспитание нравственных качеств младших школьников

Авторские сказки занимают высокое место в рейтинге

популярности литературных жанров. Каждое новое поколение авторов

оставляет свои следы на этот незабвенный и вместе с тем прогрессивный,

изменяющийся жанр детской литературы.

Авторская сказка для детей формируется на базе современной,

быстроразвивающейся жизни, но при этом сохраняет связи с

установленными многовековыми народными традициями. Активная борьба с

людскими пороками, несправедливостью, угнетением, безнравственностью –

Публикация «Влияние авторской сказки на развитие и воспитание нравственных качеств младших школьников» размещена в разделах

все эти принципы народной сказки неразрывно связанны с этическими

нормами общества. В этом смысле идейная связь между старыми и новыми

сказками естественна и органична. В то же время современные сказочники

стремятся расширить возможности традиционных жанров. Сказки все

больше переходят к более реалистичным прозаическим выводам, а сюжеты

все больше отрываются от окружающего мира, с которым они наиболее

тесно связаны. Сюжет все больше отрывается от окружающего мира, с

которым наиболее тесно связана сказка. Часто в сказках мы видим, что

чудесное становится «повседневным» и, наоборот, обыденное и привычное

становится «волшебным».

Авторские сказки обращены к читателям-детям разных возрастов и

чрезвычайно разнообразны тематически и художественно. Сказки, А.

Волкова, Е. Пермяка, Б. Заходера, В. Важдаева, Ю Томина, Э. Успенского, А.

Алексина, А. Митяева, Р. Погодина, В. Медведева, Ю. Яковлева, Э.

Мошковской, С. Прокофьевой, Е. Борисовой, В. Губарева, П. Катаева,

братьев Бондаренко, С. Сутеева, Ф. Кнорре, О. Чайковской и других активно

участвуют в воспитании юного поколения, «учат» его «забавляя, и

забавляют, уча» (Т. Габбе).

Отличительная черта сказки – создать настоящую волшебную

атмосферу, вызвать чувство удивления и небывалых эмоций. Автор сказки

достигает этой цели, подлинно воссоздавая сказочный мир в соответствии с

логикой, характерной для сказок. При этом действия героев сказки

приобретают особую достоверность и правдоподобность.

Веселые, увлекательные, пользующиеся верной любовью детского

читателя сказки Н. Носова о приключениях Незнайки и его друзей, А.

Алексина «В стране вечных каникул», С. Михалкова «Праздник

непослушания», Р. Погодина «Шаг с крыши», В. Медведева «Баранкин, будь

человеком», несут в себе весомый воспитательный потенциал. Действие,

происходящее в них, похоже на сказку, но напоминает реальную страну и,

главное, подчиняется действительным законам человеческих отношений.

Пользуясь правами сказочника, авторы выбирают в качестве героев

миниатюрных малышей и малышек (Н. Носов, превращают обычных

мальчишек в птиц и насекомых (В. Медведев, отправляют юношу в далекое

прошлое (Р. Погодин) или в Страну Вечных Каникул (А. Алексин). Такой

сказочный подход позволяет глубже исследовать характер современного

ребенка. Возводя в «сказочную степень» различные желания детей, авторы

ярко и с юмором высмеивают те из них, которые не подкреплены пока что

жизненным и нравственным опытом.

«Механизм» чуда, волшебства в этих сказках претерпевает

значительные изменения. По сути, это всего лишь литературный прием,

помогающий создать необычную, острую, исследовательскую ситуацию.

Многие авторские сказки изображают одновременно два мира –

реальный и сказочный – и связывают их различными сюжетами; особенно

остроумны в этом отношении сказки В. Каверина, начиная с его знаменитой

«Сказки о Мите и Маше, о веселом трубочисте и о мастере — золотые руки».

В сказках «Много хороших людей и один завистник», «Немухинские

музыканты», «Летающий мальчик», действие которых происходит в

соседних городах Мухине и Немухине, причудливо сопоставляются

фантастика и реальность. Два города у Каверина — символы обыденного и

скучного (Мухин, и чудесного, возвышенного и поэтичного (Немухин,

настоящего чуда. И наоборот: то, что сначала кажется воплощением

волшебства, не всегда является волшебство. Есть, например, у Каверина

волшебная страна Летандия, жители которой умеют летать, но не хотят;

соблюдая древние традиции, они, например, стоят в очереди в керосиновую

лавку, хотя керосин им совсем не нужен, и так далее. Получается, что само

по себе волшебство не выступает гарантом нравственности, красоты и

человечности. Таким его делают люди: взрослые герои сказок В. Каверина —

старый трубочный мистер, фея музыки, кузнец Гильдебрант — и ребята,

любимые герои не одной каверинской сказки — Таня Заботкина, Петька,

удивительный летающий мальчик Леня Караскин. В этом смысле Каверин

продолжает традиционную тему советской литературной сказки (Ю. Олеша.

«Три толстяка»; Е. Шварц. «Снежная королева» и др., где герои сами

решают свою судьбу и судьбу своих близких [3, с. 430].

Волшебные сказки А. Волкова, С. Прокофьевой и В. Губарева

несколько отличаются от современности, но они ярко воспитывают у

читателя-ребенка социальные симпатии и антипатии, изображают мир

жадных королей и других угнетателей, терпящих поражение в борьбе с

трудовым народом.

Среди авторских сказок успехом у читателей пользуются сказки -

«перевертыши», сказки – пародии, в которых герои и сюжет традиционных

сказок переосмыслены и наделены новыми, современными смыслами. Так,

например, поступил в своей игривой и веселой сказке «Вниз по волшебной

реке» Э. Успенский. Остроумно усовершенствовав традиционных героев

сказок — Василису Премудрую, Бабу Ягу, Кощея Бессмертного, Змея

Горыныча и других, объединив их в одной сказке, писатель легко и

непринужденно подводит юного читателя к классическому сказочному

выводу: добро побеждает зло, побеждает весело, озорно, увлекательно.

Любят дети и другую книгу Э. Успенского «Крокодил Гена и его

друзья», в которой реалистичные детали быта, увлекательный и динамичный

сюжет, эмоциональные образы главного героя Чебурашки, проходящие через

сознание ребенка, создают почву для важных глубоких открытий:

невозможно радоваться жизни в одиночку, только настоящие друзья

помогают человеку познать истинное счастье. Идея дружбы и взаимопомощи

лежат в основе сказок «Гарантийные человечки» и «Дядя Федор, пес и кот».

Кто бы ни был героями сказок Успенского – дети и их друзья-животные,

веселые игрушечные существа или современные «техники», живущие внутри

холодильников, телевизоров и телефонов и следящие за тем, чтобы их работа

не прерывалась, - все они созвучны человеческой волне взаимопонимания и

дружеской помощи.

Также юным читателям интересен жанр познавательной, в частности

природоведческой, сказки. Писатели Э. Шим, Г. Снегирев, Н. Павлова, С.

Сахарнов и другие, соблюдая все нормы советской природоведческой сказки,

и в первую очередь своего учителя и друга В. Бианки, не только дают детям в

поэтической форме самые разные знания о жизни природы и всех ее

обитателей, но прежде всего воспитывают у ребенка доброе чувство к

природе, учат бережно проникать в ее тайны.

Большой популярностью у малышей пользуются сказки С. Михалкова

(сб. «Упрямый петух», «Хочу бодаться», озорная сказка Н. Носова «Бобик в

гостях у Барбоса», лирические «Мамины сказки» С. Прокофьевой, в

особенности ее лирико-драматическая сказка «Не буду просить прощения».

О веселых приключениях девочки Али в стране букв рассказала, готовя

малышей к школе, поэтесса И. Токмакова в своей сказке-игре «Аля, Кляксич

и буква «А». Чувство интернациональной дружбы воспитывает сказка

«Шесть Иванов – шесть капитанов» А. Митяева.

Как о мастере прозаической сказки для малышей заявил о себе

известный поэт, талантливый переводчик Б. Заходер. Сказки его

разнообразны: откровенно познавательные, в основе которых научный факт,

образно проиллюстрированный автором («История гусеницы, «Почему рыбы

молчат», более сложные, где такой факт преображен и расцвечен авторской

фантазией, облагорожен лирической интонацией, а зачастую и

драматизирован («Отшельник и Роза», «Русалочка», «Ма-Тари-Кари»).

Оригинальные сказки для малышей в прозе и стихах создают Э.

Машковская, В. Сутеев, В. Лебедев, Б. Сергуненков.

Подводя итог всему вышеизложенному, процитируем утверждение

Первовой Г. М., которое ясно и четко характеризует влияние авторской

сказки на развитие и воспитание нравственных качеств младшего школьника :

«Сказка, народная и авторская, не знает над собой власти времени, ибо

педагогическая ценность жанра для детского чтения очевидна: только в

сказке всегда есть четкое деление на черное и белое, добро однозначно

побеждает зло, а противостояние хороших и плохих дает «добрым

молодцам» и «красным девицам» обязательные уроки морали. Веками

живущие, так называемые «бродячие» (сходные сюжеты, идеи, образы

сделали этот жанр самым популярным в мировой детской литературе»

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Поликультурное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства Поликультурное пространство - это социальная среда, которая отражает специфические характеристики культурного многообразия и способствует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние авторской сказки на развитие и воспитание нравственных качеств младших школьников
Опубликовано: 29 августа 2024 в 16:41
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние авторской сказки на развитие и воспитание нравственных качеств младших школьников» (включая файлы) размещена пользователем Трощенко Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 октября. Всероссийский день ходьбы

В первые выходные октября проводится Всероссийский день ходьбы. Цель праздника — повысить популярность ходьбы как самого доступного и полезного вида физической активности, а также собрать всех любителей...

5 октября. С днем учителя!

5 октября отмечается День учителя — профессиональный праздник работников сферы школьного образования. Дата празднования установлена в честь принятия в этот день в 1966 году ЮНЕСКО рекомендаций о статусе...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД