Жорова Виктория
Вклад Нины Павловны Сакулиной в развитие сенсорных методов воспитания и обучения дошкольников изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
[
Консультация «О вкладе Н. П. Сакулиной в развитие сенсорных методов воспитания и приемов обучения дошкольников изобразительной деятельности» посвящена краткому описанию ее вклада в развитие сенсорного воспитания детей дошкольного возраста при осуществлении ими изобразительной деятельности
Публикация «Вклад Нины Павловны Сакулиной в развитие сенсорных методов воспитания и обучения дошкольников изобразительной деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
О важности вклада Сакулиной Нины Павловны видного российского педагога, крупного специалиста в области художественного воспитания дошкольников особенно важно вспомнить в канун ее 120 – летия со дня рождения. Нина Павловна родилась 15(27).07.1898г.
Новый подход к разработке проблемы методов и приемов обучения дошкольников изобразительной деятельности на основе сенсорного воспитания детей был подготовлен и развит множеством исследований.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики Я Коменский, Ф. Фребель, О. Декроли, М. Монтессори считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Наиболее важный вклад в исследование, развитие сенсорного воспитания и развития детей как системы дошкольного воспитания внесли такие известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии как В. М. Бехтерев, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, В. Б. Косминская, Е. В. Пчелинцева, Л. А. Раева, А. Г. Рузская, Н. П. Сакулина, А. П. Усова, Е. А. Флёрина, Н. Б. Халезова, Н. В. Шайдурова и др.
Сенсорное развитие ребенка (от лат. sensus – чувство, ощущение) - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного воспитания и развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Однако в последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, процессу сенсорного развития внимания уделяется явно недостаточно.
Развитая сенсорика - основа для совершенствования способностей в любой деятельности человека на всех этапах его жизни, практической деятельности. Начинать развитие ощущений и восприятий надо с раннего детского возраста. Поэтому сенсорному развитию дошкольников в воспитательном процессе сейчас должно уделяться значительно больше времени.
Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Сенсорное развитие связано не только с формированием умственных способностей ребенка, развитием его речи, оно оказывает сильнейшее влияние на становление эстетических и нравственных чувств.
В свою очередь эстетические впечатления должны рождать в ребенке доброту. Малыш знакомится с красотой окружающего мира, используя слух, речь и мышление, тактильные, кинетические (двигательные, кинестетические (связанные с положением и движением тела, вспоминаемые впечатления и эмоции, а также чувство равновесия) и другие ощущения и восприятия. Они находятся в единстве с духовным развитием ребенка. Доброта и красота – союзник нравственности.
Поэтому всегда существует необходимость исследования и обобщения опыта сенсорного воспитания в работах русских и зарубежных педагогов.
При этом, применительно к сенсорному воспитанию и развитию детей в детских садах, надо шире использовать результаты исследований и опыт ярких, талантливых отечественных педагогов и ученых, создавших оригинальную систему дошкольного воспитания развития сенсорного воспитания детей дошкольного возраста и, в частности, научный, научно-методический вклад в ее развитие Нины Павловны Сакулиной.
Среди трудов известных отечественных педагогов и ученых труды Нины Павловны по изобразительной деятельности занимают особое место.
Разрабатывая теорию дошкольного воспитания, она сумела творчески использовать классическое наследие. Считала, что воспитывать маленького ребенка нужно в гармоничной целостности всех природных способностей. Истоки развития – внешний мир, окружающий ребенка, предметы, средства, игра, труд, общение со взрослыми. Роль педагога – исследовательская. Педагог изучает личность ребенка в целом.
Сакулина Н. П. создала периодизацию развития изобразительной деятельности в детском возрасте.
Разработанная ею в 1950-е годы новая программа по воспитанию и обучению изобразительной деятельности детей в детском саду, предусматривала познание предметов и явлений на основе восприятия и наблюдения.
Теория и основные задачи сенсорного и эстетического воспитания Н. П. Сакулиной изложены в работе «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием» (1959) посвящена проблематике изобразительной деятельности как отражению окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Сакулина Н. П. создала периодизацию развития изобразительной деятельности в детском возрасте.
Теория и основные задачи сенсорного и эстетического воспитания Н. П. Сакулиной развиты в ее более позднем фундаментальном многолетнем исследовании «Сенсорное воспитание в процессе изобразительной деятельности».
Благодаря исследованиям Н. П. Сакулиной по сенсорному воспитанию детей обогатилось и уточнилось не только содержание, но и методика обучения изобразительной деятельности.
Процессы восприятия и представления рассматривались ею в качестве необходимых. В изобразительной деятельности, имеющей сенсорные основы, она считала наблюдение и обследование предметов – необходимыми ведущими наглядными методами обучения.
Наблюдение - это целенаправленное восприятие реального мира, предмета или явления в естественном окружении. Оно формирует яркое «живое» представление об окружающем мире.
Требования к наблюдению в изобразительной деятельности :
Целенаправленность наблюдения означает восприятие в первую очередь содержания, особенностей предмета, которые послужат основой для изображения, позволят наглядно представить художественный образ как результат изобразительной деятельности.
Эмоциональность, неравнодушие восприятия предмета и его окружения.
Осмысленность наблюдения: особого восприятия предмета, явлений, выделения и осознания свойств, которые надо изобразить (форма, цвет, пропорции и т. п.). Ребенок должен понимать многие видимые явления. Внешние признаки предмета осмысливаются на основе вскрытия внутреннего содержания, существенных связей внешних признаков и внутреннего состояния, влияния каких-то факторов. В этом случае процесс познания более глубок, чувства более осмысленны, возникает общее представление о явлении, позволяющее ребенку лучше ориентироваться при восприятии сходных или контрастных явлений.
Активность детей. В наблюдении необходимо обеспечить самую разнообразную активность детей: эмоциональную, мысли тельную, речевую, двигательную. Только при этом условии процесс наблюдения будет эффективен.
Повторность наблюдений особенно важна для создания детьми разнообразных, выразительных образов. В процессе неоднократных наблюдений дети могут видеть один предмет в изменяющихся условиях, а значит, с разными внешними характеристиками. В процессе неоднократных наблюдений можно увидеть разнообразие предметов одного типа. Таким образом, повторные целенаправленные наблюдения существенно обогащают представления детей, дают большой материал для продуктивного воображения. Последнее наблюдение должно быть максимально приближено к процессу изображения, так как в силу доминирующей непроизвольности всех психических процессов у дошкольников удержание на длительный срок «свежих», ярких впечатлений, необходимых для изображения, невозможно.
Учет возрастных возможностей детей и задач изображения при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения. Это требование реализуется и в содержании, и в методике ведения наблюдения с детьми.
Наблюдение осуществляется в ходе обследования предмета.
Обследование – это целенаправленное рассматривание предмета (объекта, который необходимо изображать. Смысл обследования в формировании представления об изображаемом предмете. Благодаря обследованию предмета у детей формируется представление о нем, которое ложится в основу изображения. Обследование это и метод обучения и, в то же время, одна из задач обучения детей.
Ниной Павловной Сакулиной разработана и проверена организация процесса обследования (восприятия) предмета – свойства (форма, строение, величина, цвет, которые нужно передать в изображении, накопления детьми сенсорного опыта. Обследовать можно игрушки, предметы быта (дом, мост, природы (деревья, кусты, цветы, животные). При изображении человека можно обследовать игрушку-куклу, можно рассматривать фигуры детей (на прогулке, гимнастике) и т. п.
Н. П. Сакулина выделяет следующие этапы в процессе обследования предметов.
Первый этап – целостное эмоциональное восприятие предмета ч/з выразительный признак.
Второй этап – аналитическое восприятие предмета :
выделяют и называют самую крупную часть предмета и её назначение;
определяют форму этой части;
определяют положение этой части в пространстве;
выделяют другую часть и выясняют положение, форму, величину её по отношению к основной;
выделение цвета.
Третий этап – эмоциональное восприятие предмета, как бы объединяющее представление в целостный образ.
Она показала, что в младшей группе – содержание обследования простое – вычленить форму, цвет, используется совместный жест, подведение детей к обобщению предметов по признаку формы (круглое – яблоки, мячи).
При обследовании предмета в средней группе обращается внимание на его строение, важна ориентировка в пространстве (наверху, внизу, используется жест, сопровождая речью.
В старшей группе необходимо еще обращать внимание и на отношение частей в предмете по ширине, длине, высоте. Используется приём сравнения.
Этот опыт дети затем свободно используют не только в изобразительной, но и в других видах деятельности.
Методика обследования Н. П. Сакулиной позволила отказаться от прямого показа способов изображения, применения дидактического образца, приемов, сковывающих детскую инициативу, подчеркивала роль обучения в развитии изобразительного творчества, начиная с младшей группы детского сада.
По результатам этих исследований ею в 1959 году впервые были создана «Программа воспитания в детском саду» по художественному воспитанию в дошкольных учреждениях сенсорного и эстетического воспитания.
Решение задач сенсорного и эстетического воспитания стремилась соединить с практикой умственного и нравственного воспитания на основе использования творческой художественной деятельности детей.
Она разработала четкую возрастную периодизацию дошкольного периода по годам жизни, выделение новых возрастных групп (первой младшей, второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе) поставили перед специалистами задачу: разработать и уточнить содержание обучения изобразительной деятельности в каждой группе, учитывая возрастные особенности детей.
Задачи обучения рисованию, лепке и аппликации включались в «Руководство для воспитателя детского сада» и делились на три возрастные группы: младшая (3–4 года, средняя (5–6, старшая (6–7 лет).
Особого внимания требовало содержание изобразительной деятельности детей этих групп : первой младшей, средней и подготовительной к школе. Перед учеными и методистами встала задача – выяснить, какими знаниями, навыками и умениями надо овладеть детям для создания изображения, какие психические процессы следует у них развивать.
Задачи, поставленные в программах детского сада, были разбиты на специальные разделы: изображение предметов, создание сюжетных композиций, составление узоров, технические навыки и умения по всем этапам изобразительной деятельности. Были определены задачи обучения для каждой возрастной группы и не только применительно к рисованию, но и, где можно, к лепке (предметная, сюжетная и техника лепки). Собранный эмпирический материал позволил дифференцировать задачи обучения в программе по кварталам, что давало возможность вести работу с детьми по изобразительной деятельности более планомерно. Надо сказать, из наблюдений на практике в детском саду, что эти разработки актуальны и сейчас.
Освоение детьми изображения предметов разных форм в каждой возрастной группе при изобразительной деятельности с постепенным усложнением было обеспечено Н. П. Сакулиной экспериментально проверенными их возможностями в ходе сенсорного воспитания и развития детей.
Нине Павловне принадлежит заслуга в определении основных сенсорных способностей детей, необходимых для успешного овладения изобразительной деятельностью, таких как:
целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие изображаемого предмета. Аналитико-синтетический тип восприятия наиболее распространен и характеризуется присутствием в нем восприятия как частностей, деталей (аналитическое восприятие, так и целого как совокупности всех его сторон, свойств, подчас отвлекаясь при этом от деталей (синтетическое представление);
обобщенное (синтетическое) представление, отражающее признаки и свойства предмета, которые могут быть переданы в изображении;
создание изображения предмета на основе имеющегося представления согласно материалу, технике и изобразительным возможностям;
выполнение движений под контролем зрения;
восприятие создаваемого и законченного изображения и сенсорная оценка его согласно имеющемуся представлению;
создание изображения на основе оперирования представлениями.
Нина Павловна дала содержательную характеристику каждой из них, показала как они взаимодействуют в процессе формирования изобразительной деятельности.
Она выделила в качестве центральной способность ребенка преобразовывать представление о предмете в его изображение. При традиционном подходе к обучению изобразительной деятельности вопрос о формировании этой способности вообще не стоял, поскольку на занятиях детям предлагались для изображения не реальные предметы, а дидактические образцы, выполненные из того же материала, которым располагали дети. В качестве такого образца использовался упрощенный рисунок, созданный воспитателем и дети легко его копировали. В результате заучивался способ изображения конкретного предмета, но не формировались обобщенные умения воспроизводить в рисунке другие предметы, схожие по форме. Необходимо учить детей выполнять изображение после ознакомления с реальными предметами и самостоятельно находить способы передачи их формы, строения и окраски.
Решение этой задачи явилось узловым моментом в разработке нового содержания и новых методов обучения изобразительной деятельности. Были найдены способы педагогической организации процесса восприятия детьми реальных предметов, обеспечивающие формирование представлений у детей для самостоятельного создания изображения.
В исследованиях Н. П. Сакулной рассматривается процесс формирования представлений о форме предметов, их строении и пропорциях, об их цвете, композиционном размещении в пространстве, как отражаются эти свойства в рисунках дошкольников.
Она показала, что детям доступно отражение внешних свойств предметов, но это возможно лишь при определенной организации изобразительной деятельности детей. Надо иметь отчетливое представление об изображаемом предмете. Требуется восприятие и владение ребенком техническими навыками и умениями.
Анализируя разные общественные функции рисунка и определяя среди всех две главные - изобразительную и выразительную, Н. П. Сакулина соответственно выделила две группы способностей к изобразительной деятельности : способность к изображению и способность к художественному выражению. Способность к изображению состоит из 3 компонентов.
1. Восприятие и связанное с ним представление. Надо овладеть особым способом восприятия : видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве, а форму - в сочетании деталей (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину).
2. Овладение средствами графического воплощения образа (комплекс умений и навыков по изображению, форма, строение, пропорциональные отношения, положение в пространстве).
3. Овладение техникой рисунка (технические умения, навыки графические умения, навыки).
Центральной способностью к изображению является вторая - овладение графическими умениями. Требуется владение мелкими и дифференцированными движениями рук (кисти руки, пальцы).
За показатель уровня развития способности к изображению она обосновала степень реальности изображения.
Н. П. Сакулина показала, что в самом процессе рисования дети руководствуются представлениями о предмете, графическими представлениями, которые у них накапливаются. В них фиксируется накопленный ребенком опыт рисования различных предметов. При правильном обучении овладение изобразительными навыками и умениями создает реальную почву для творчества, развития творческих способностей. Самостоятельному творчеству необходимо учить. Предоставление детям самостоятельности при отсутствии обучения не ведет к развитию творчества.
Фундаментальный труд Н. П. Сакулиной «Сенсорное воспитание в процессе изобразительной деятельности», издан в виде книги в 1965 году и удостоен премии К. Д. Ушинского.
За эту работу Нине Павловне Сакулиной была присуждена степень доктора педагогических наук. В книге обобщены результаты экспериментальных исследований, наблюдений, которые она вела в течение 40 лет.
В центре научных исследований Сакулиной Нины Павловны были задачи, содержание и методы сенсорного, эстетического воспитания в детском саду, формирование обобщенных представлений у дошкольников в процессе изобразительной деятельности, соединение их с практикой умственного и нравственного воспитания.
Книга, кроме указанного выше, интересна еще и тем, что в ней представлены многолетние наблюдения за отдельными детьми, выделены индивидуальные особенности развития детского творчества, даны глубокие, разносторонние характеристики детей, позволяющие сделать вывод о том, что изобразительная деятельность каждого ребенка имеет своеобразие, определяемое его индивидуально-психологическими особенностями. Эти наблюдения пригодны и в наше время.
Сакулина Н. П. убедительно показала, что основные изобразительные и выразительные средства реалистического искусства доступны пониманию детей и могут быть освоены ими в дошкольные годы. Овладение изобразительными средствами не «засушивает» детскую деятельность, а наоборот, вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой, так как помогает сделать рисунки понятными для окружающих, что далеко не безразлично для ребенка.
Велика роль ее исследований для совершенствования детского изобразительного творчества. С учетом требований и принципов сенсорного воспитания, развития детей она разработала методики занятий по рисованию, лепке, аппликации для отражения чувственно воспринимаемых свойств предметов – формы, величины, цвета. Н. П Сакулина понимала рисование не как свободное занятие детей, а «как предмет воспитания и учебной работы». Нина Павловна призывала, помнить о специфике изобразительной деятельности, ее эмоционально-образном, творческом характере, что это требует особого рода сенсорного воспитания и развития (обучения, учитывающего направленность на создание образа, воплощение творческих замыслов детей.
Более десяти лет Н. П. Сакулина возглавляла актив педагогов Москвы, в работе которого под ее руководством осуществлялась апробация методики и уточнялись вопросы, связанные с проведением занятий рисованием, лепкой, аппликацией. Была подготовлена группа высококвалифицированных преподавателей методики обучения изобразительной деятельности. Опыт занятий с детьми по этой методике широко освещался в 60-е годы на страницах журнала «Дошкольное воспитание», экспонировался на ВДНХ, демонстрировался на городских и районных конференциях и используется в наше время.
Доктор педагогических наук Н. П. Сакулина решение задач сенсорного и эстетического воспитания всегда стремилась соединить с практикой умственного и нравственного воспитания на основе использования творческой художественной деятельности детей.
Большую теоретическую работу провела Нина Павловна по созданию основ дальнейшей разработки проблем детского изобразительного творчества. В пособии «Изобразительная деятельность в детском саду», написанном в соавторстве со своей ученицей Т. С. Комаровой, которое было издано в 1973 году, раскрывается содержание обучения изобразительной деятельности во всех группах детского сада, даются рекомендации по обучению детей рисованию, лепке, аппликации, по отбору программного материала для занятий, установлению их последовательности и взаимосвязи, по использованию разнообразных методов руководства деятельностью детей.
В приложении имеются примерные планы и конспекты отдельных занятий. В предложенных циклах занятий дети отражали в рисунках, лепке общественные явления, трудовую деятельность людей (праздники, полеты в космос, работу на субботниках, уборку урожая и др.).
Н. П. Сакулина обратила внимание педагогов дошкольных учреждений на необходимость знакомства детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства и обучения декоративно-прикладной деятельности. Она заложила основы обучения детей декоративному рисованию, выделив главные элементы любого вида народного декоративно-прикладного искусства: орнамент, цветовая гамма и композиция, определяемая украшаемым предметом.
Нина Павловна Сакулина создала свою научную школу, многочисленные ученики внесли большой вклад в развитие содержания и методов обучения дошкольников и младших школьников изобразительной деятельности.
Одна из крупнейших ученых в области сенсорного, эстетического воспитания и формирования детского художественного творчества Н. П. Сакулина заложила теоретические основы и разработала методику обучения изобразительной деятельности дошкольников.
Последние годы работы в Институте дошкольного воспитания Н. П. Сакулина посвятила исследованию роли изобразительной деятельности в умственном развитии детей.
Педагогические, научные идеи и результаты Н. П. Сакулиной в настоящее время все активнее используются в практике современного дошкольного воспитания, как в России, так и в Беларуси.