Наталья Ляпина
Виртуальный музей в детском саду как инструмент успешного художественно-эстетического развития воспитанников ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Виртуальный музей в детском саду как инструмент успешного художественно-эстетического развития воспитанников ДОУ.
Возможно, у кого-то возникнут, вопросы, а зачем нужен виртуальный музей в детском саду. Во-первых, в групповых комнатах недостаточно места для размещения всех коллекций и экспозиций, во-вторых, экспонатами мини-музея, зачастую являются картины, поэтому мы просто переводим в электронный вид (фотографируем, сканируем) экспонаты и создаем интерактивный музей.
Публикация «Виртуальный музей в детском саду как инструмент успешного художественно-эстетического развития воспитанников ДОУ» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Использование в работе с дошкольниками виртуальных музеев, развивает познавательный интерес к искусству,чуткость души,бережное отношение и любовь ко всему прекрасному,художественный вкус,творческое воображение и творческую активность.
Вашему вниманию хочу представить опыт работы по созданию Виртуального музея в нашем детском саду. Он состоит из 5 композиций.
-Пейзажная живопись
-Натюрморт
-Портреты художников
-Сюжетная живопись Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от педагогов новых идей и подходов к организации воспитательно-образовательного пространства ДОУ. Одной из таких инноваций является информатизация дошкольного образования.
Бурное развитие информационных технологий и их широкое использование во всех областях человеческой деятельности с одной стороны и отсутствие во многих городах музеев различной тематики с другой стороны, привело к созданию виртуальных музеев. Согласно словарю, под виртуальным музеем понимается созданная с помощью компьютерных технологий модель придуманного музея, существующего исключительно в виртуальном пространстве, который воспроизводит некоторые составляющие реального музея : каталоги, коллекции, экспозиции,репродукции,картины и т. п. И дает возможность виртуального путешествия по экспозиции и даже ее самостоятельного моделирования.
-Картины по сказкам
Исходя из циклограммы мы разработали перспективный план по рассматриванию картин,как для художественного восприятя,так и для составления описательных рассказов,т к уверены,что обучая детей рассматриванию картин,мы развиваем их речь,обогощаем словарный запас,расширяем кругозор….
Пейзаж-это жанр изобразительного искусства,предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы.
Так,рассматривая художественную картину И. И Левитана «Золотая осень»мы подводим детей к пониманию того,что художник изображает реальную природу-то,что он видит,что вызвало у него радость,удивление
Стоит обратить внимание детей на то,что с помощью цвета можно рассказать о времени года,о своём настроении,на особенности цветовой гаммы золотой осени (сочетание тёплых и холодных цветовых тонов,взаимосвязь тёплых жёлтых,оранжевых,бордовых,зеленовато-коричневых цветовых тонов с холодными синими,фиолетовами).При рассматривании картин целесообразно использовать художественное слово,ведь
ЛЕС ТОЧНО ТЕРЕМ РАСПИСНОЙ
ЛИЛОВЫЙ ЗОЛОТОЙ,БАГРЯНЫЙ,
ВЕСЁЛОЙ,ПЁСТРОЮ СТЕНОЙ
СТОИТ НАД СОЛНЕЧНОЙ ПОЛЯНОЙ.
Следует обратить внимание на то,как красиво рассказывают об осени поэты,а художники берут мольберты,краски и идут на природу писать осень.
Рассматривая картину И. С. Остроухова «Золотая осень»для того чтобы вызвать у детей эмоциональное,радостное отношениек к художественному изображению яркой осенней природы,можно использовать фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года» композитора П. И. Чайковского.
Стоит обратить внимание детей на то,что с помощью рисунка,передающего особенности форм,строения деревьев,кустов,мы узнаём какие это деревья,кусты,видим,далеко или близко они расположены. Знакомя детей с форматом полотна этой картины мы уточняем,что он прямоугольный,вытянутый по горизонтали,т. к художник хотел показатьбольшое пространство земли,на которую пришла золотая осень.
Рассматривая и сравнивая эти 2 картины мы учим детей находить сходства и отличаи,активизируем словарь детей,обогащаем его словами,обозначающими эмоциональные состояния,сенсорные ощущения,эстетическими и искусствоведческими терминами (радостное,взволнованное,восхищённое,спокойное,умиратворённое,печальное,лёгкая грусть и т. д)
Вызвать у детей радостные чувства от прихода красавицы-зымы,эмоциональный отклик поможет нам картина И. И. Шишкина «Зима».Используя художественное слово :
«Здравствуй,гостья –зима!Просим милости к нам. Песни севера петь По лесам и степям»И. Никитина мы переносимся в зимний лес,но сначала «оденемся» потеплее (покажем как нам холодно,произнесём волшебные слова (По щучьему велению,по моему хотенью,пусть все мы очутимся в зимнем лесу,закроем глаза….И вот мы в лесу. Кругом тишина. Только кое-где от мороза потрескивает кора деревьев. Упадёт вдруг с ветки клок снега-и опять звенящая тишина. А понюхайте-ка воздух,он пахнет морозом,свежим снегом. В лесу свежо,холодно,морозно. Рассматривая данную картину мы закрепляем знания детей о пейзажной живописи,обогащаем речь детей эмоционально –эстетическими терминами. Как можно назвать этот лес? «Сказочный», «очарованный», «заснувший»
При знакомстве с картигой А. К. Саврасова «Грачи прилетели» я на занятии использовала загадку: «Дует тёплый южный ветер,солнышко всё ярче светит. Снег худеет,мокнет,тает,грач горластый прилетает. Что за месяц?кто узнает? Это март,это весна. Можно также использовать народную потешку: «Пришла весна-вёснушка,весёлая гостьюшка;водяная,ветряная,травяная,солнечная…Таким образом мы учим детей художественному видению пейзажной картины,стимулируем желание внимательно её рассматривать. Рассматривая данную картину следует обратить внимание на композиционную выстроенность картины,выделение главного (РАСПОЛОЖЕНИЕ БЕРЁЗ С ГНЁЗДАМИ ГРАЧЕЙ и вертикальное расположение полотна).Поможет понять настроение,выраженное художником в картине песня ЖАВОРОНКА из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.
Следущая композиция нашего вертуального музея –Натюрморт. Натюрморт,как правило,становится первым живописным жанром,с которым знакомят детей. «Неподвижная натура»-так переводится понятие «натюрморт» В предварительной работе над картиной К. С. Петров-Водкин «Яблоки на красном фоне»нужно дать детям возможность рассмотреть настоящие яблоки,попробовать их на вкус,ощутить их нежный аромат. Попробовать вместе с детьми составить натюрморт,разложив яблоки на столе,полюбоваться составленным натюрмортом. Можно поиграть в сенсорные игры: «Угадай на ощупь», «Чего не стало», «Определи по вкусу». А далее можно побеседовать с детьми по вопросам:-Про что эта картина?Что на ней нарисовано?Яблоки. А какие они?Нарядные,разноцветные,спелые,жёлто-зелёные,жёлто-малиновые. Есть даже белое,очень спелое яблоко,его так и называют-«белый налив»Если в младшем возрасте мы знакомим детей с простыми натюрмортами,то в старшем дошкольном возрасте мы познакомим с более сложным по содержанию натюрмортом,их видами (натюрморты смешанные,сюжетные-типа «десерт», «ужин», «накрытый стол».Рассматривая данные картины мы развиваем воображение детей,их образную память,ассоциативное мышление,имоцианальную отзывчивость на изображение,умение соотносить увиденное с собственным опытом и собственными чувствами. Так рассматривая картину И. Т. Хруцкий «Натюрморт»можно рассказать о яблоках,что они спелые,бело-розовые,с блестящими тугими бочками-соку спелого полны,так румяны и душисты,так нарядно золотисты!А потом уточнить что лежит около корзины?3 золотисто-спелых луковицы и они тоже очень красивы. А что возвышается над всеми фруктами,овощами и грибами на дальнем плане?Большая,высокая коричневая корзина с разной зеленью,а наверху-оранжево-красная морковь и петрушка с длинными зелёными хвостиками.
Следующая композиция нашего музея-это портреты художников,ведь знакомя детей с разными картинами,мы в первую очередь называем её художника и знакомим детей с интересными этапами жизни художника,тем самым развиваем познавательный интерес,память,монологическую речь детей…Знакомя детей с художниками,мы можем познакомить детей и с понятием «портрет».
Нельзя не сказать и о следующей композиции-это Жанровая живопись. Предметом изображения жанровой живописи является повседневная жизнь людей,их быт,будничные дела и занятия. Рассматривать репродукцию картины «Масленица» Б. М. Кустодиева можно после посещения детьми этого праздника. Обратить внимание детей,что это за праздник,чему он посвящён,что проводится он в канун Великого поста,рассказать об обычаях и традициях этого праздника (блины,название каждого дня масленницы).Также можно вспомнить пословицы и поговорки о Масленице и о блинах (Не житьё –бытьё,а Масленица,Не всё коту масленица,будет и Великий пост).
Ещё одна из композиций-это картины по сказкам. Воспитатель в качестве экскурсовода рассказывает детям: Сегодня в детском саду музей устаивает небольшую выставку своих картин (Дети и ведущий заходят в музыкальный зал, садятся).
Ведущий: Вот наша выставка. Ребята, подойдем поближе, познакомимся с картинами русских художников. Напоминаю вам, что рассматривать картины надо в полной тишине. Говорить может только экскурсовод. А экскурсоводом буду я (Играет музыка, дети подходят к картинам).
Экскурсовод: Дети, посмотрите, вот картина В. Васнецова: «Три богатыря». На ней изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. В центре на вороном коне Илья Муромец. Все они храбрые, смелые защитники Родины. Одеты они в железные кольчуги, на головах – шлемы. Они готовы к бою, готовы защищать свою Родину (Подходят к картине «Иван царевич на сером волке», ребенок читает стихотворение).
Ребенок: И начну у бабки
Сказки я просить
И начнем мне бабка
Сказку говорить:
Как Иван – царевич
Птицу – жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал…
И во сне мне снятся
Чудные края
И Иван – царевич –
Это будто я.
Экскурсовод: Эта картина нарисована В. Васнецовым к «Сказке об Иване царевиче, жар – птице и о сером волке» (Подходят к картине «Аленушка»)
Экскурсовод: Вечер, гаснет заря, сумерки спускаются на молодые сосенки и на потемневшую воду. На картине – одиноко сидит Аленушка. В ее поникшей фигуре и печальном лице выражено горе и страдание. Темные, широко раскрытые глаза застилают слезы. Каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам. Ей грустно. Природа созвучна настроению девочки. Ранняя осень, природа увядает. Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Картина очень поэтична.
В заключении хочется сказать, что виртуальный музей - это современная реальность, выходящая за рамки традиционного представления о музее : экспозиция виртуального музея постоянна лишь в своем развитии. Он, как и любой другой музей может постоянно пополнятся новыми материалами и развиваться дальше. Работа по созданию Виртуального музея сплачивает коллектив педагогов, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, что в результате ведет к обеспечению социально-воспитательного эффекта : содействию воспитания будущего поколения, обладающего гражданско - патриотическими чувствами, уважающими культурное наследие, развивает познавательный интерес к искусству,чуткость души,бережное отношение и любовь ко всему прекрасному,художественный вкус,творческое воображение и творческую активность,
Таким образом, виртуальный музей способствует развитию познавательных процессов, формирует социальную установку, делает жизнь всех участников воспитательно - образовательного процесса более насыщенной и интересной, поднимает культуру воспитанников, развивает их интеллект, дает в руки новый инструмент для познания мира, а для педагогов и родителей является центром сохранения ценностных ориентиров и педагогической культуры.