Комиссарова Екатерина
Виртуальные экскурсии в детский сад
▼ Скачать + Заказать документы
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предусматривает обновление содержания и форм работы с детьми. Проектирование современного 6 образовательного процесса в детском саду, в соответствии с ФГОС ДО, нацеливает педагогов на широкое использование информационных технологий. Основываясь на интересах дошкольников, учитывая возрастные возможности детей, применение информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе (в изобразительной деятельности) открывает новые возможности. В этом случае, информационные технологии становятся новым средством в формировании основ художественной культуры детей дошкольного возраста.
Публикация «Виртуальные экскурсии в детский сад» размещена в разделах
Одной из эффективных средств использования информационно – коммуникационных технологий в детском саду, в том числе и при организации изобразительной деятельности, является виртуальная, интерактивная экскурсия. В ходе виртуальных экскурсий детям предоставляется возможность пережить мир по-новому, увидеть его с иной точки зрения и научиться создавать красоту окружающего его мира. Данная технология актуальна тем, что позволяет увидеть те места, которые не доступны для реального посещения детьми (из-за географической расположенности, временных границ и др.).
Сегодня вашему вниманию я представляю свой мастер-класс, который называется: «Виртуальная экскурсия, как форма познавательной деятельности дошкольников»
- Скажите, уважаемые коллеги, какие формы работы можно использовать при изучении тем экологического содержания? экскурсии, путешествия, экспедиции индивидуальные и групповые.
- Уважаемые коллеги, как вы думаете, что такое «экскурсия»? Это посещение чего-либо с познавательной и образовательной целью. (коллективное или индивидуальное)
Да, действительно вы правы. В научной литературе экскурсия расшифровывается, как путешествие с научной целью.
- Если рассмотреть экскурсию с педагогической точки зрения, то она раскрывается как тематическая образовательно-игровая ситуация, которая помогает детям осваивать содержание образовательной программы.
Вопрос к фокус-группе
- А чем обычная экскурсия отличается от виртуальной? (виртуальная экскурсия не предполагает выход или выезд на объект, а проводится непосредственно в учреждении). Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально – существующих объектов)
Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.
Виртуальное общение с ценностями культуры рассматривается как подготовительный этап. Оно позволяет закрепить изучаемый материал, создать условия для комфортного вхождения в экскурсионную деятельность, как в качестве экскурсовода, так и экскурсанта.
По форме и содержанию виртуальные экскурсиимогут быть нескольких видов:
– фотопутешествие (знакомство с объектами и явлениями природы вместе с каким-либо героем). Оформляются в виде электронных презентаций и слайд-шоу;
– видеоэкскурсия, комментариями к которой служат рассказы детей или экскурсовода. Это могут быть видеозаписи семейного путешествия или видеоролики, размещенные на сайтах реальных музеев и в глобальной сети Интернет.
Этапы подготовки виртуальной экскурсии :
1. Выбрать тему экскурсии
2. Обозначить возрастную группу экскурсантов
3. Определить цель экскурсии («Я создам экскурсию для того, чтобы…»)
4. Определить задачи экскурсии («Для достижения цели я организую, я со дам, я предусмотрю… и т. д.»)
5. Отбор литературы, составление библиографии и определение других источников экскурсионного материала.
6. Изучение источников.
7. Определить содержание экскурсии («Моя экскурсия расскажет о…»)
8. Сканирование фотографий или других иллюстраций необходимых для представления проекта.
9. Составить маршрут экскурсии на основе видеоряда, который будет состоять из нескольких основных объектов (остановок).
10. Предварительно определить, какие возможности Power Point будут использованы (гиперссылки, анимация, триггеры, звук и др.).
11. Подготовка текста экскурсии.
12. Выбор методических приемов проведения «виртуальной экскурсии».
13. Показ экскурсии.
Сегодня мы попробуем пройти все этапы организации виртуальной экскурсии и докажем эффективность выбранной формы.
- Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам организовать виртуальную экскурсию в пустыню.
-Задание для первой пары: вам необходимо представить подготовительный этап. Подумайте и расскажите, какую предварительную работу вы проведете с детьми на этом этапе, кто и чем вам сможет помочь.
- Задание для второй пары: вам необходимо реализовать основной этап. Вам предлагаем провести виртуальную экскурсию по пустыне. (подобрать текст к слайдам, озвучить презентацию согласно инструкции, а также предложить другие средства проведения виртуальных экскурсий в ДОУ.
- Задание для третьей пары: вам необходимо организовать заключительный этап. Систематизировать знания, полученные в ходе виртуальной экскурсии по пустыне, составив синквейн. Правила составления синквейна находятся у вас на столе.
А также предложить другие варианты конечного продукта на данном этапе.
Пример:
Хочу обратить ваше внимание на организацию виртуальной экскурсии «Путешествие на морское дно».
(Основная задача подготовительного этапа — мотивация к деятельности, исходя из уже имеющегося опыта, формулировка цели и задач, постановка проблемы, которую необходимо решить в предстоящей экскурсии.)
Воспитанники обнаружили в группе посылку, в которой находилась странная модель рыбы и письмо от ученых, которые предлагали данный вид рыб изучить и сообщить им сможет ли она выжить в море. Мы вместе с детьми определили тему предстоящей виртуальной экскурсии, подобрали фотографии, видео, научную и художественную литературу при активном участии родителей. Продумали атрибуты, которые сделали вместе (батискаф, модели рыб, коробку для посылки с обратным адресом). Я подготовила текст и презентацию виртуальной экскурсии, подобрала и опробовала опыты
(Организация познавательной и практической деятельности. Этап, когда участники экскурсии активно действуют, исследуют, делают выводы.)
В ходе основного этапа. Участники погрузились на морское дно на батискафе, сделанном заранее, и в морской лаборатории провели опыты, доказывая какой рыбе легче жить в морских глубинах и почему. На протяжении всей экскурсии наблюдали за морскими обитателями и высказывали свои предположения, которые доказывались опытным путем. Обратили внимание на маскировку рыб и попытались самостоятельно замаскировать рыб. По окончанию экскурсии дети сами нашли решение проблемной ситуации.
(Заключительный этап. Он направлен на обобщение, закрепление, систематизацию, полученных в ходе виртуальной экскурсии знаний.)
Ребята, многое узнали об особенностях жизни рыб. В группе добавили страницу о морских обитателях в тематическую папку «Мир природы», подгруппа детей оформила макет «Морское дно», с использованием природного материала, совместно с детьми играли в игры, которые способствовали реализации впечатлений детей от виртуальной экскурсии.
-Коллеги вы готовы?
Работа с первой группой.
- Какую предварительную работу вы предлагаете провести перед виртуальной экскурсией в пустыню.
Беседы, сбор информации, поиск фото – и видео - фрагментов про пустыню и ее жителей, составление словаря экскурсовода, работа с картой и глобусом, составление маршрута экскурсии и др.
- Кто и как вам будет помогать?
В первую очередь родители в подборе информации, материала для изготовления атрибутов. Музыкальный руководитель – подбор музыкального сопровождения и др.
- Спасибо. Предварительная работа к виртуальной экскурсии проведена и мы переходим к основному этапу экскурсии.
Работа со второй группой.
- Уважаемые коллеги, предлагаем вам провести виртуальную экспедицию в пустыню, вы будете выступать в роли экскурсовода.
слайд – Пустыня это самое жаркое и сухое место на нашей планете. Здесь нет ни морей, ни рек, ни озер, дожди идут очень редко. Да и после редких дождей вода из-за жары испаряется очень быстро.
-слайд - Иногда в пустыне начинается песчаная буря. Сильный ветер поднимает песок так, что он оказывается повсюду. Если как следует не подготовиться к буре, песок может попасть в рот, глаза, уши.
-слайд - Самый известный обитатель пустыни – верблюд. Он может долгое время обходиться без воды.
-слайд - В пустынях растут в основном колючки и кактусы. Кактусы выживают в такой жаре благодаря тому, что запасают воду в стеблях.
- слайд - Иногда в пустыне встречаются оазисы. Это расположенный посреди пустыни водоём с раскинувшейся вокруг растительностью. Рядом с оазисом располагаются поселки и даже целые города. Пустыня это одно из загадочных мест на планете Земля.
Скажите, какие средства для виртуальных экскурсий еще можно использовать на данном этапе (видеоэкскурсия, фотопутешествие, слайд-шоу, видео-путешествие одной семьи)
- Спасибо, вам большое. Мы переходим к заключительному этапу нашей виртуальной экскурсии.
Работа с третей парой
- Коллеги составляла синквейн.
Зачитайте, пожалуйста, свой синквейн
Мы предлагаем такой синквейн
Пустыня
Песчаная, знойная
Высушит, нагреет, ослепит
Палящее солнце вокруг
Жара.
Скажите, пожалуйста, какие варианты конечных продуктов можно еще представить на заключительном этапе. (оформление тематических папок, создание макетов, составление и разгадывание ребусов, кроссвордов, оформление газет)
- Спасибо.
Сегодня мы «организовали» виртуальную экскурсию в пустыню.
Предлагаю нашей фокус группе высказать свое мнение об эффективности виртуальной экскурсии.
Подводя итог, можно сказать, что использование виртуальной экскурсии делает образовательный процесс в детском саду более интересным, результативным. Мои воспитанники стали более самостоятельными, активными и любознательными. Именно такими мы хотим видеть его в настоящее время.
- Уважаемые коллеги благодарю вас за помощь в проведении моего мастер-класса, за вашу активность и творчество.
Спасибо за внимание!
Список используемых источников.
1. Шмаро А. А. Экскурсии и путешествия на основе произведений художественной литературы. М., 1978.
2. Емельянов Б. В. Организация работы экскурсионного учреждения. - М. : Высш. шк., 1987
3. Емельянов Б. В. Экскурсоведение : Учебное пособие. М. : Высш. шк., 1992.
4. Столяров Б. А., Соколова Н. Д., Алексеева Н. А. Основы экскурсионного дела. - СПб. : «Паритет», 2001.
5. Савина Н. В. Экскурсоведение : Учебно-практическое пособие. Минск, 2001.
6. Ишекова Т. В. Экскурсионное дело : Учебное пособие - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006