Кузнецова Марина Владимировна
Виртуальная экскурсия для детей старшего дошкольного возраста «Новогоднее путешествие по странам мира»
непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми
Тема: Виртуальная экскурсия для детей старшего дошкольного возраста «Новогоднее путешествие по странам мира».
Культурная практика: игровая деятельность.
Публикация «Виртуальная экскурсия для детей старшего дошкольного возраста „Новогоднее путешествие по странам мира“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Новый Год в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Культурно – смысловой контекст: изготовление открытки «Новогодняя ель» (в технике аппликация «Скрапбукинг») для Снеговика, оформление ели для украшения группы к Новому году, украшение граблей новогодними атрибутами для создания праздничного настроения.
Цель: формирование представлений о праздновании Нового года в разных странах мира.
Задачи:
Образовательная. Обобщить знания детей о времени года – зима (загадки, беседа). Познакомить детей с новогодними традициями и обычаями в странах мира : Англии, Франции, Японии, России. Продолжать учить детей анализировать, делать выводы и находить выход из сложных ситуаций.
Развивающая. Развивать связную речь детей, продолжать учить отвечать на вопросы полными и развернутыми ответами. Активизировать словарь: виртуальная экскурсия, Англия-Лондон, Санта–Клаус, Франция-Париж, Пер Ноэль, Япония-Токио, Сегацу – сан. Развивать познавательный интерес к игровой деятельности через интерактивные игры «Наряди елочку», «Собери снеговика», через подвижные игры «Снежки», «Наполни башмак», «Укрась грабли». Развивать мелкую моторику рук, умение декорировать и располагать детали в порядке уменьшающейся величины, способствовать развитию художественно-эстетического вкуса, творческих способностей.
Воспитательная. Воспитывать уважение и интерес к новогодним традициям своей страны и других стран мира. Воспитывать интерес и аккуратность во время выполнения аппликации; самооценку, доброжелательность, усидчивость, желание прийти на помощь другим.
Предварительная работа с детьми: Проведение ситуативных бесед «Какое время года наступило», «Чем опасен сильный мороз», «Что такое Новый год?», «Елочные гирлянды - красиво, но небезопасно».
Заучивание стихотворений, загадок, песен о зиме, о празднике Новый год.
Рассматривание иллюстраций, репродукций художников: А. Пластов «Первый снег», И. Вельц «Украинская ночь», Всеволод Иванов «Вечереет. На прогулке», Карл Розен «Зимний лес».
Наблюдения в жизни, на участке детского сада за снежинками, снегом, льдом.
Чтение художественной литературы.
Участие в игровой деятельности.
Продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация на тему «Зима», «Новый год»; знакомство с новой техникой аппликации «Скрапбукинг».
Дидактические и интерактивные игры: «Наряди елочку», со счетными палочками «Выложи елку», «Найди елку», «Собери снеговика», «Продолжи ряд» (снежинки, новогодние шарики).
Настольные игры: «В гости к Дедушке Морозу»; пазл «Веселый снеговик»; «Лабиринт Дедушки Мороза» (конструктор Куборо); «Приключения Дедушки Мороза».
Просмотр мультфильмов: «Снежная королева», «Зима в Простоквашино», «Зимняя сказка», «12 месяцев», «Дед Мороз и лето», «Снегурочка», «Новогодняя ночь», «Ну погоди!» - Новогодний выпуск, «Снеговик-Почтовик».
Материалы и оборудование: сенсорный телевизор, презентация «Новогоднее путешествие по странам мира»; елка, елочные игрушки, бусы для игры «Нарядим ёлку к празднику»; 3 интерактивных стола; снежки; детские грабли (2 шт., мишура, елочные игрушки, атласные ленты для игры «Укрась грабли»; 2 фетровых чулка, конфеты, фрукты для конкурса «Собери подарок», упаковочная коробка, веревка; гирлянда, лазерный проектор «Звездный дождь», музыкальное сопровождение, портативный аудиопроигрыватель; для аппликации в технике «Скрапбукинг» : клей-карандаш на каждого ребенка, голубой картон с изображением елки из ватных дисков, декоративный снег, украшения – звезда из атласной ленты, «новогодние шары» - стразы, снежинки-пайетки, зефир на каждого ребенка для сюрпризного момента.
Установка для детей на предстоящую деятельность
Собрались все дети в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- Ребята, я знаю, что вы умеете загадки отгадывать.
- А сами знаете загадки?
Дети загадывают загадки.
Загадка №1
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила (Зима)
Загадка №2
Змейкой вьются по земле,
Воют жалостно в трубе,
Засыпают снегом ели.
Это – зимние… (Метели)
Загадка №3
Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес (Мороз)
Загадка №4
Без досок, без топоров
Чрез речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло (Лёд)
- О каком время года ваши загадки? (о зиме)
- Я предлагаю вам послушать музыку. О чем эта музыка? (педагог говорит «волшебным» голосом).
Звучит «новогодняя» музыка.
- Мы с вами послушали музыку.
- Какая по характеру музыку? (педагог спрашивает несколько детей).
- Что вам представлялось, когда слушали эту музыку?
- Какой праздник напоминает эта музыка? (Новый год)
- А что такое Новый год, сможете рассказать…
- Мне очень понравилось, как вы рассказали о празднике Новый год. Молодцы!
- А кто-нибудь из вас знает, откуда пришел Новый год? (Нет)
- Тогда я вам расскажу. Дети и педагог стоят в кругу.
Рассказ педагога сопровождается презентацией.
- Традиция отмечать Новый год 1 января появилась в России всего триста лет назад. Петр I издал указ, что Новый год необходимо отмечать 1 января. По царскому указанию москвичи впервые украсили свои дома ветками сосны, можжевельника и ели. Первоначально на Новый год украшали деревья конфетами, печеньем, фруктами, орехами и даже овощами. Но Деда Мороза и Снегурочки на тот период еще не было. Был Мороз старик с белой бородой, который повелевал зимними холодами. Именно этот персонаж и стал основой для рождения сказки о новогоднем Деде Морозе, который приносит подарки.
Традиционный костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. Дед Мороз умело прочищал дымоходы, через которые забрасывал детям подарки. Снегурочка тоже появилась немного позже. Впервые о ней узнали из сказки «Снегурочка». Персонаж так полюбился всем, что постепенно Снегурочка стала символом новогодних празднований. Вот таким образом и появился тот Новый Год, который мы привыкли встречать с самого детства.
- Ребята, а Новый год празднуют не только у нас в России, но и в других странах мира. У каждого народа есть свои интересные новогодние традиции. Вы хотите узнать, как празднуют Новый год в других странах?
- А мы сможем отправиться из детского сада в другие страны? Почему нет?
- Нам поможет в этом виртуальная экскурсия и мы узнаем о новогодних традициях в других странах.
- А что значит виртуальная экскурсия?
- Исходя из того, что вы сказали, я могу сделать вывод, что виртуальная экскурсия – это путешествие, не выходя за пределы нашего детского сада, страны мира мы можем увидеть на телевизоре, компьютере и даже на телефоне, т. е. через интернет.
- Закрывайте все глаза, а нас ждут чудеса.
Дети закрывают глаза, воспитатель включает «волшебную» музыку, в этот момент приглушает свет и включает световые эффекты (гирлянду, лазерный проектор «Звездный дождь»).
На экране появляется изображение столицы Англии – Лондона.
- Открывайте глаза. Это Лондон – столица Англии. Здесь на Новый год к детям прилетает английский Санта–Клаус, он путешествует на санях, в которые запряжены олени. Дети вешают на край своей кровати или камин чулок, в который через печную трубу должен попасть подарок.
- Давайте на память о своем визите в Англии, мы тоже оставим детям этой страны чулки, наполненные подарками, тем самым, пожелаем им счастья в Новом году!
Педагог включает веселую музыку.
- Чулки готовы, упакуем их в посылку. Попросим маму Вадима помочь нам отправить ее. Она работает на почте.
- В какой стране мы сейчас только что побывали?
- Отправляемся дальше в путешествие.
На экране появляется изображение столицы Франции - Парижа.
А это Париж – столица Франции.
Французского Деда Мороза зовут – Пер Ноэль. Как и все Клаусы, он стал лазить по трубам и собственноручно раскладывать подарки по башмачкам-носочкам. Подарки для детей он делит на две части: некоторые подарки оставляет в новогоднюю ночь, а более ценные кладет в подготовленные туфли.
- В какой стране мы сейчас только что побывали?
- Как называется столица Франции?
- Наше путешествие продолжается и мы оказались в …
На экране появляется изображение столицы Японии - Токио.
…Токио – столица Японии. Японского деда мороза зовут Сегацу – сан – Господин Новый год.
Японские дети встречают Новый год в новой одежде. Взрослые тоже предпочитают надеть что-нибудь новое, считается, что это приносит здоровье и удачу в новом году. В новогоднюю ночь дети кладут под подушку рисунок, где изображен парусник, на котором плывут семь сказочных волшебников-семь покровителей счастья. В Японии неотъемлемым атрибутом Нового Года считаются грабли. Их специально украшают разными драгоценностями. Существует такая примета, что именно в новогоднюю ночь такими граблями нужно счастье «загребать».
- Давайте ребята попробуем создать свои «грабли», которые помогут нам свое счастье «собрать».
Педагог включает новогоднюю японскую музыку.
- В какой стране такая необычная интересная традиция?
- Продолжаем путешествие.
На экране появляется изображение столицы России – Москвы.
Мы с вами вернулись домой, в нашу страну.
- Как она называется? Как называется столица нашей страны?
В России Новый год – это обязательно наряженная ёлка, праздничный ужин, бой курантов, Снегурочка и, конечно же, Дед Мороз, который кладет в новогоднюю ночь подарки для детей под ёлку. А какие подарки подарить детям на новый год, Дед Мороз узнает из писем, которые получает от детей перед самым праздником.
- Скоро наступит Новый год в нашей стране. Ребята, а у кого дома уже стоит нарядная елка?
- Посмотрите вокруг, чего не хватает в нашей группе?
- Давайте украсим елку к новому году.
- Никита, Арсений, вы украшаете эту елку, остальные работают у экранов.
Несколько детей играют на интерактивном столе в игру «Наряди елочку», остальные дети украшают искусственную елку.
- Какая красивая елка получилась у вас. Куда мы ее поставим?
- Красивая у вас получилась елка. Куда мы ее поставим?
Педагог прислушивается к мнению детей и размещает елку в том месте, где предложили дети.
- А кто же нашу елку будет охранять? (Снеговик)
Неожиданно приходит электронное письмо (звучит голос).
- Нам пришло письмо. Давайте посмотрим, от кого оно?
(открывает слайд, а там изображение конверта с Дедом Морозом).
- Правильно, от Деда Мороза пришло письмо. Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Поздравляю вас с наступающим новым годом! Я отправил к вам Снеговика, чтобы елку вашу охранял».
- Фотография есть в конверте (открывает фотографию).
- Не пойму, кто это на фотографии? (Снеговик).
- А как вы думаете, что с ним случилось?
- А как нам ему помочь?
- Давайте пройдем и соберем снеговика.
Педагог включает веселую музыку.
По завершению игры к детям выходит Снеговик (в роли педагог). Благодарит за чудесное спасение.
Снеговик: Спасибо вам, ребята, выручили меня из беды.
Педагог: Снеговик, а что у тебя в санках?
Снеговик: Я снежки для вас вез на санках, чтобы с вами поиграть, хорошо, что я по дороге их не растерял. Давайте поиграем в снежки.
Снеговик под музыку играет с детьми в снежки.
Снеговик: Помогите мне обратно в санки снежки сложить.
Снеговик: Меня отправил Дед Мороз елку вашу охранять. Какая она у вас красивая, нарядная (обращает внимание на елку в группе).
- Я так к вам спешил, что свою елку не успел украсить. Что же мне делать?
Педагог: Ребята, как помочь Снеговику?
- Снеговик, ты не переживай, сейчас ребята тебе помогут и украсят для тебя елку в технике «Скрапбукинг». Правда, ребята?
- Приступаем к работе.
Дети вместе с педагогом делают коллективный подарок (аппликация «Новогодняя елка» в технике «Скрапбукинг») для Снеговика. Звучит спокойная новогодняя музыка. В это время педагог заменяет снежки в санках на сладкий зефир.
Снеговик благодарит детей за подарок.
Снеговик: Спасибо вам, ребята! Теперь и у меня будет настоящий Новый год.
- Ой, ребята! А у меня нет для вас подарка, что же делать? О, придумал! Я ведь волшебный Снеговик, давайте вместе с вами сотворим чудо. Подуйте на мои снежки, помашите на них руками и…Звучит «волшебная» музыка…
Снеговик убирает сверху снежки, а там «сладкие снежки» (зефир). Угощает всех детей.
- Наша виртуальная экскурсия подошла к концу.
- О каком празднике мы сегодня говорили?
- В каких странах мы сегодня побывали?
- Что запомнилось больше всего?
Педагог благодарит и хвалит детей.