Лариса Нефедова
Сценарий викторины по экономическому воспитанию дошкольников «Путешествие в страну денег»
▼ Скачать + Заказать документы
Викторина по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы
«Путешествие в страну денег»
Задачи:
1. Развивать связную речь дошкольников, зрительное и слуховое внимание, память,сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования, развивать мелкую моторику рук.
2. Закреплять, активизировать словарный запас по теме «Финансовая грамотность»
Публикация «Сценарий викторины по экономическому воспитанию дошкольников „Путешествие в страну денег“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Викторины, интеллектуальные игры
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Финансовая грамотность. Сценарии развлечений
- Темочки
3. В игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания.
4. Доставить детям радость и удовольствие от участия в экономической игре и применения знаний экономического содержания.
5. Воспитывать эмоционально –положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера, уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги, а так же бережное отношение к их труду, к их увлечению, к традициям,
желание экономно относиться к деньгам и расходам.
Словарная работа: деньги, рубли, доход, семейный бюджет, зарплата, пенсия, стипендия, купля, продажа, расход, реклама.
Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно –эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:*в игровой деятельности использовались сюжетно – дидактические и развивающие игры «Семейный бюджет», «Доходы», «Расходы», «Сбыт товаров», «Беседа по телефону», «Маленькие покупки», «Магазин», «Аптека», «Банк», «Рынок», «Кафе», «Реклама-двигатель торговли», «Во саду ли, в огороде», «Домашние животные и птицы», «Что мы производим в своей семье и продаем на рынке», «Вкусно и полезно», «Бюджет моей семьи», «Товарный склад», «Автосервис";
* рассматривали схемы-модели семейного бюджета: доходов и расходов;
*проводились экскурсии в магазин, аптеку, банк, рынок, кафе и беседы с детьми,
*изготовление схем, денежных купонов, чеков, квитанций, этикеток, поделок для игры в процессе изодеятельности.
* Оформление помещения в соответствии с игрой: схема «Семейный бюджет» : «Доходы» и «Расходы» и денежные купоны»; загадки, ребусы, кроссворды на экономическую тему в папках или альбомах; детская газета «Школа юных бизнесменов»,
*атрибуты и элементы костюмов к сюжетно-ролевой игре «Магазин канцтоваров»,
*надутые шарики для создания праздничной атмосферы.
2. Приглашение родителей (воспитателей).
Используемые ресурсы:
игровые деньги: монеты «1 рубль», «2 рубля», «5 рублей»;
5 конвертов с заданиями (на конвертах –изображения «отправителей»); кошельки для капитанов команд;
модели «Доходы семейного бюджета» и «Расходование семейного бюджета» ;
валюта разных стран мира (макеты);
игровой магазин канцтоваров; медали для членов команды победительницы; волчок с прикрепленной стрелкой
бейджики для команд «философы» и «почемучки».
Информационный материал. Дети разбиваются на две команды, выбирают капитана и название команды. В состав жюри включают родителей, приглашенных на игру. Задания детям присылают в письмах герои сказок: Буратино, Петрушка, Дюймовочка, Незнайка, Чебурашка, Крокодил Гена. Жюри «платит» за каждое выполненное задание. За правильный ответ –2 «рубля» (2 монеты по 1 «рублю», если ответ неполный –1 «рубль», нет ответа –нет и денег. После выполнения задания команды получают возможность заработать дополнительный «рубль», ели правильно ответят на вопросы ведущего об экономических понятиях и отношениях. Команды рассаживаются на стульчики по обе стороны от круглого стола, являющегося игровым полем. Порядок выполнения заданий определяются по стрелке волчка, который по очереди заводят капитаны. Волчок с прикрепленной к нему стрелкой устанавливается в центре стола. Игровое поле стола разбито на 6 секторов, в которые кладут письма с заданиями. Команда –победительница, набравшая больше игровых денег, награждаются медалями. Всем участникам игры вручают сладкие призы. Ожидаемый результат: в результате викторины дети закрепляют полученные ранее знания мира финансов. Приобретают навыки командной игры в условиях соревнования.
Ход игры Игровая мотивация. Ведущий. Дети, вы любите смотреть телеигры? Я предлагаю вам поиграть в очень интересную игру -«Что? Где? Почем?», она напоминает веселые и увлекательные телевизионные игры КВН и «Что? Где? Когда?». Для игры нужно разбиться на две команды, выбрать капитана и название команды. Помните: капитан должен быть самым внимательным, находчивым и сообразительным.
Дети разбиваются на две команды, выбирают капитана и название одно из предложенных ведущим «Философы» и «Почемучки».
Ведущий. Команды, поприветствуйте друг друга и гостей.
Команда «Философы».
Капитан. Мы пришли на КВН
Помериться знаниями,
На вопросы отвечать,
И дружными стать.
Дети. Мы соперникам свои говорим:
«С вами мы сразимся,
Так просто не сдадимся!»
Команда «Почемучки».
Капитан. Вызов мы принимаем с почтением,
Есть у нас сноровка, опыт и уменье.
Дети:Команде «Философов» шлем пламенный привет,
От души желаем дать правильный ответ!
Ведущий. Представляю вам жюри, которое будет «платить» вам за выполненные вами задания.
Представитель жюри оглашает правила оценки заданий и дополнительных «премиальных» вопросов.
Ведущий предлагает обеим командам подойти к игровому полю, дети получают инструкцию к игре.
Ведущий. Вот игровое поле и волчок со стрелкой. Узнав о том, что мы с вами хотим поиграть, герои сказок прислали вам, ребята, свои письма с заданиями. Посмотрите, кто нам прислал письма?
Ответы детей
Чье задание выполнять первым, нам подскажет волчок со стрелкой. В конце игры мы подсчитаем заработанную сумму вами денег и узнаем, чья команда победила. Победителей ждут призы.
Считалкой выбирают, капитан чьей команды будет первым крутить волчок.
В поле мы нашли ромашку,
Василек, гвоздику, кашку,
Колокольчик, мак, вьюнок…
Начинай крутить волчок!
.Ведущий (читает первое письмо). Привет вам от Чебурашки! Я скоро подрасту, и буду выбирать профессию. Дорогие команды, познакомьте меня с профессиями. Посмотрим, кто назовет их больше.
Дети выполняют задания
Карточки с изображением людей разных профессий стопкой лежат на столе лицевой стороной вверх. Ведущий берет по одной, показывает игрокам и спрашивает, что делает человек, изображенный на карточке, как называется его профессия. Первый игрок, ответивший правильно, забирает карточку себе
Побеждает тот, кто собрал наибольшее количество карточек.
Результат: различают и называют профессии, знают характерные особенности внешнего вида, умеют соотносить предметы и техники, необходимые для работы людей данной профессии, пополнился словарный запас детей. Умеют контролировать свое поведение, соотносят свои действия.
Дидактическая задача: расширить представления о профессиях (их названиями, назначением, с характерными особенностями внешнего вида, предметами и техникой, необходимыми для работы, обогатить словарный запас детей.
Развивающая задача: развивать память и умение общаться
Воспитательная задача : воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Учить детей выполнять правила игры.
Ведущий. Дополнительные вопросы: зачем люди ходят на работу? Что такое профессия? (Главная работа человека, которой надо специально учиться, чтобы устроиться на работу). Где учат профессиям? (Институт, училище, колледж, академия, лицей, техникум, университет).
Ответы детей.
Ведущий (читает второе письмо). Здравствуйте, ребята! Привет вам от Незнайки! Я предлагаю конкурс для капитанов: кто расскажет о бюджете своей семьи правильно и быстро? Команды помогайте! ДОХОД СЕМЬИ
ответы детей
Воспитатель : Все верно. Вот это наш доход. Какая пословица больше подходит к нашей беседе?
Дети:
Копейка рубль бережет!
Без труда – не вынешь рыбку из пруда!
К копейке копейка – проживет семейка!
Рубль - трудовой, потому и дорогой
Кто долго спит, тот денег не скопит
Без нужды живет, кто деньги бережет
Деньги счет любят
В долг брать легко, да платить тяжело
Дурак деньги напоказ носит
Воспитатель : Спасибо! Все ваши пословицы мне понравились очень.
Капитан 2- команды
Это схема – модель расходов.
Воспитатель : Кто расскажет о расходах семьи по данной схеме?
примерно: Могу я рассказать. Обратите внимание – это расходы семьи. Расходы бывают общими и личными. Мы все покупаем еду, одежду, машину. Машину надо заправлять, ремонтировать. Надо платить за ЖКХ (это за воду, газ, свет). В отпуске хочется отдохнуть на море, что требует много денег. На личные расходы всем членам семьи нужны деньги: это проезд, обеды, оплата телефонов, игрушки, книжки, лекарства, подарки и т. д. Много денег уходит на все эти нужды.
Воспитатель :Дети, а расскажите о том, как вы можете помочь родителям экономить семейный бюджет - заработанные родителями деньги? (ДА) Хорошо.. Расскажи пожалуйста, как это ты сделаешь?
дети: Я думаю, мы можем помочь родителям экономить деньги : беречь и не ломать игрушки, не пачкать одежду, не рвать ее, не бегать по лужам в сандаликах, не царапать мебель. И тогда не придется покупать и тратить деньги на них.
Дети выполняют задания.
Ведущий. Дополнительные вопросы: что такое семейный бюджет? (Все деньги, которые получают члены семьи). Зарплата? (Деньги, которые получают люди за выполненную работу). На что тратятся деньги с семейного бюджета? (Деньги, потраченные на какие –нибудь нужды, потребности).
Ответы детей.
Ведущий (читает третье письмо).от Гены крокодила Здравствуйте уважаемые родители (Воспитатели) Помогите пожалуйста мне разгадать ребусы, я очень надеюсь на вашу помощь. Воспитатель предлагает родителям принять участие в игре. Родителям или Воспитателям двух команд раздаются конверты с ребусами для разгадывания. В то время пока родители работают, детям предлагается подсчитать заработанную ими сумму в игре.
Музыкальная пауза «___»
Ведущий (читает четвертое письмо). Привет, привет вам от Петрушки! Я путешествовал с концертами по разным странам мира. Посылаю вам деньги этих стран. Назовите денежные знаки. В каких странах я побывал? Желаю успеха!
Дети выполняют задания.
Ведущий. Дополнительные вопросы: как называются иностранные деньги? (Валюта).
Можно ли в чужой стране платить деньгами своей страны? (Нельзя). Где их обменивают? (В отделе валютных операций в банке).
Почему нельзя делать фальшивые деньги? (Это преступление, за которое могут наказать человека).
Ответы детей.
Ведущий (читает пятое письмо). Привет вам от первоклассника! От меня, Буратино! Пора готовиться в школу, запасаться школьными принадлежностями. А вы умеете делать покупки? Тогда отправляйтесь в наш магазин канцтоваров и приобретите понравившийся вам товар. Какая команда быстрее и правильно расплатится за покупки?
Два члена жюри временно становятся «продавцами» в магазине «Канцтовары». Цены на товары не превышают 10 «рублей». Каждую команду обслуживает один «продавец». Дети, покупают товар. Правило: платить без сдачи.
Ведущий. Дополнительные вопросы: как называются бумажные деньги? (Купюры).
Металлические деньги? (Монеты).
Какие деньги появились первыми? (Монеты).
Одежда, которую вы носите, -это товар? (Товар).
А мебель в доме? (Товар).
Ответы детей.
Ведущий (читает шестое письмо). Здравствуйте, дети! Пишет вам Дюймовочка. Мне бы хотелось узнать, кто из вас больше знает, я предлагаю вам дидактическую игру, по развитию речи «Кто больше знает?». В конверте есть слова — названия предметов, скажите для чего этот предмет может быть использован. Кто больше назовет действий, тот и выиграл. Удачи вам
Цель: развивать память, находчивость, сообразительность.
Ход игры. Воспитатель, держа в руке2 карточки - слова из конверта предлагает их прочитать и назвать действия, спрашивает, для чего он может быть использован.
Ручка (писать, открывать, здороваться, можно сделать мыльный раствор и через ручку пускать мыльные пузыри,дирижировать, указывать
Ключ (открывает дверь, течет, можно напиться из него,защищает программы компьютерные, Гаечным ключом открутить или закрутить, постучать им вместо молотка)
Дети выполняют задания. Жюри оценивают результаты команд
Ведущий.
Жюри объявляет, сколько «заработала денег» каждая команда и капитанам выдаются выигранные «деньги».Ведущий предлагает командам решить, как бы они поступили с деньгами: поделят их поровну, или дети примут какое –либо другое решение.
Ведущий дает нравственную оценку принятому решению, поощряет детей за самостоятельное, справедливое решение.
Жюри награждает значками и конфетами членов команды –победительницы, а проигравшую команду утешительными призами-шоколадные монеты.
Ведущий. И мальчишки, и девчонки, и взрослые –все были молодцы!