Елена Кустовская
Опыт работы по экономическому воспитанию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, сформированностью социальных, интеллектуальных, нравственных качеств (бережливость, рачительность (старательность, заботливость, смекалка, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности, готовностью принимать рациональные экономические решения. Она является фундаментом для формирования финансовой грамотности дошкольников. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Знакомство с миром экономики и финансов разворачивается в логике: от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий. От простейших экономических категорий «труд», «профессия», «потребность», «деньги» к более сложным финансово-экономическим явлениям «товарно-денежные отношения», «купля-продажа», «бюджет» и к пониманию законов финансового мира.
Использование изображений и картинок позволяет обобщить свой непосредственный опыт (например, в форме рассказов, выделить в действительности наиболее существенные для решения задачи стороны. Основной акцент при изучении финансовой грамотности должен быть сделан на применении наглядности и наглядных образов, что позволяет детям усвоить содержание основных экономических понятий и правил поведения в мире экономики и финансов для дальнейшего их эффективного использования.
Работа по финансовой грамотности в старшей группе «Звездочка» ведется согласно примерной парциональной образовательной программе дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников» и рабочей программы «От рождения до школы» Е. Н. Веракса. В разделе «Познавательное развитие» (ознакомление с социальным миром) обозначены следующие задачи:
1. Различает экономические категории : «труд», «деньги».
2. Проявляет трудолюбие, забота о ближнем, старательность, стремление к справедливости.
3. Различает экономические категории : купля-продажа, обмен, торговля, прибыль.
4. Имеет понятие «деньги», и операциями купли-продажи.
5. Имеет представления о роли денег в жизни людей.
6. Владеет элементарными умениями пользоваться деньгами.
7. Имеет первоначальные представления о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи.
Работа по реализации задач по данному направлению включает в себя:
-организацию предметно-развивающей среды;
-НОД;
-беседы;
-чтение художественной литературы;
-рассматривание сюжетных картинок;
-рассматривание иллюстраций художественных произведений;
-индивидуальные, дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры;
-драматизации сказок по данной теме;
-самостоятельная деятельность в уголке познавательного развития;
-стенгазеты по данной теме;
-культурно – досуговые мероприятия;
-работа с родителями;
-проектная деятельность.
В группе создана предметно-развивающая среда для формирования у детей финансовой грамотности, имеются разнообразные игры, наглядный материал, оборудование:
Дидактические игры на развитие – мышления, внимания, памяти, воображения: «Цифры», обучающие карточки «Профессии», «Все профессии важны 2», учись играя «Профессии», «Кому что нужно»
Дидактические материалы по экономическому развитию
Муляжи для сюжетно ролевых игр
Разные купюры и монеты денег.
Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов для финансовой грамотности дошкольников
Магнитофон.
Тетрадь экономических заданий для малышей «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»
Детская мебель для практической деятельности (работа в тетрадях, изготовление копилок, дидактических игр)
Атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Банк», «Рекламное агентство», «Кафе» (ценники, кассы, кошельки, банкомат)
Развивающие игры по математике, логике.
Различные виды театров для драматизации по данной теме «Лисичка со скалочкой», «Как старик корову продавал», «Крылатый, мохнатый и масленый».
Мультфильмы «Урок тетушки Совы»
Книжный уголок
Изучаемые
понятия
(темы) Перечень произведений детской
художественной литературы
с экономическим содержанием
Потребности С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Телефон»;
русские народные сказки: «Жадная старуха», «Как коза избушку построила;
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;
К. И. Чуковский «Телефон»
Товар К. И. Чуковский «Муха-цокотуха»;
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»;
Ф. Хагер «Продавец и лось»;
русская народная сказка «Как барин овцу купил»;
Г. Сапгир «Как лягушку продавали»;
С. В. Михалков «Как старик корову продавал»
Бартер, обмен Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»;
братья Гримм «Выгодное дело»;
В. П. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
Деньги Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены»;
А. Н. Толстой «Приключения Буратино»;
Г. -Х. Андерсен «Огниво», «Серебряная монета»;
Труд В. В. Маяковский «Кем быть?»;
Д. Родари «Чем пахнут ремесла»;
С. В. Михалков «А что у вас?», «Как печатали вашу книгу?»
Банк Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены»
Реклама Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены»;
С. В. Михалков «Как старик корову продавал»;
Ш. Перро «Кот в сапогах»;
братья Гримм «Три счастливца»
Семейный бюджет Э. Н. Успенский «Трое из Простоквашино»
Дети проявляют положительный эмоциональный отклик на предложение поиграть в дидактические игры по познавательному развитию и финансовой грамотности. Так же участвуют в изготовлении дидактического материала для занятий.
Дети с удовольствием слушают произведения детской литературы и рассматривают иллюстрации к ним. Активно работают в рабочих тетрадях. Умеют разворачивать содержание сюжетно – ролевых игр, договариваются между собой, кто кем будет в игре, подчиняются правилам игры, производят манипуляции с деньгами, благодарят за покупку. Дети приученные к аккуратности, бережливости, экономии (аккуратно складывают свои вещи в шкафчике; экономно пользуются салфетками, туалетной бумагой, мылом, обращают внимание, на то что, открыт кран, бережно относится к игрушкам детского сада).
В группе в декабре прошел проект «Ярмарка», итогом проекта было развлечение.
В январе прошел проект «Семейный бюджет», итогом проекта создание рукописного журнала «Маленькие экономы в семье».
В группе прошла викторина «Викторина знаний, или «Как накопить на новую игрушку».
В январе ходили на экскурсии в магазин «Магнит», «Цветы любимым» (знакомила детей с товаром и ценниками); в парикмахерскую (знакомила с услугами).
По четвергам, во второй половине дня в группе проводится кружок «Маленькие экономисты», по программе «Приключение кота Белобока или экономика для малышей» Н. Г. Бирина (2015 г).
За период сентября 2018г - январь 2019г. с родителями воспитанников проводилась и запланирована работа по экономическому воспитанию.
12 декабря прошло родительское собрание по теме «Воспитание социально – личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения детей в сфере экономики», где родители приняли участие в деловой игре.
Консультация «Экономическое воспитание ребенка в семье»
Полезные советы родителям по экономическому образованию. «Экономика – это актуально»
Проект «Семейный бюджет», где родители приняли активное участие в изготовлении рукописного журнала.
Консультация «Дети и деньги»
Семья Гладкова Дэниэля накапливают семейный опыт по теме «Приобщение ребенка к финансовой грамотности в семье».
ВЫВОД: Анализ педагогического наблюдения за индивидуальным развитием детей по экономическому развитию в группе «Звездочка» показал следующие результаты: на начало 2018 учебного года – 2,7 б. (68%, на период январь 2019год. - 3,1 б. (78%). Динамика составила - 0,4 б. (10%). Этому способствовала систематическая работа с детьми, используя разнообразные формы работы. Дети активно участвуют в играх, беседах, НОД, развлечениях, досугах по экономическому развитию. Индивидуальная работа с детьми планируется в течение всего дня по результатам данных педагогического наблюдения.
Прогнозирование:
1. Продолжать работу по экономическому развитию с детьми старшей группы «Звездочка», используя инновационный подход.
2. Проводить индивидуальную работу с детьми в течение всего дня, согласно результатам данных педагогического наблюдения.
3. Провести анкетирование по теме «Финансовая грамотность ребенка» и по анализу анкетирования дать родителям адресную консультацию.