Лариса Глебовна Вахрушева
Виды планирования музыкального руководителя в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Виды планирования музыкального руководителя в соответствии с ФГОС.
Планирование – необходимый элемент системы педагогической работы, способствующий её целенаправленности и эффективности. Система планирования по музыкальному воспитанию в соответствии с ФГОС предусматривает :
1. реализацию программных целей и задач;
Публикация «Виды планирования музыкального руководителя в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
2. реализацию содержания образовательной деятельности в адекватных
возрасту формах взаимодействия с детьми;
3. планирование различных образовательных ситуаций в соответствии с годовым планом образовательного учреждения на основе интеграции;
4. наличие картотеки музыкального репертуара по всем видам деятельности.
Закон об образовании Российской Федерации и Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляют к планированию учебно-воспитательного процесса новые требования. Передо мной стояли задачи – качественного преобразования планирования и выработки новых подходов к его осуществлению, а именно
• изучение нормативно-правовых документов;
• создания четкой, целостной системы, учитывающей федеральный компонент, компонент ДОУ.
Задачи методики музыкального воспитания не могут быть решены без тщательного планирования и учёта всей работы. Планирование позволяет установить связи между всеми видами музыкальной деятельности детей и всеми формами её организации. Планирование отражает темпы музыкального развития каждого ребёнка и продвижение всего коллектива детей в каждой возрастной группе. В планировании намечается что, когда и как целесообразно применить в воспитании и обучении детей.
Планирование преследует цель распределения всего материала программы по времени. Это касается музыкального воспитания на занятиях, в самостоятельной и повседневной жизни детей, быту.
Музыкальные занятия проводятся два раза в неделю. Поэтому при планировании можно наметить систему музыкального развития детей. Развлечения, праздники, использование музыки в быту проводятся эпизодически, но и это находит отражение в плане.
В плане можно наметить и далёкую перспективу, и конкретные задачи ближайших дней. У некоторых педагогов возникают сомнения – нужен ли перспективный план на длительный период, например на 2-3 месяца или полгода. Но имеется много доводов в пользу необходимости перспективного планирования в области музыкального воспитания. Ведь программа является лишь ориентиром, хотя и определяющим весь ход работы. Конкретные условия каждого детского сада – природное окружение, состав детей, помещение, в котором планируется занятие, - всё это и многое другое необходимо учитывать.
Планирование должно ясно представлять себе последовательность разучивания каждой песни, танца, хоровода, т. е. наметить задачи работы над ними в течение нескольких занятий и сроки их повторного использования. Музыкальное воспитание осуществляется главным образом музыкальным руководителем, но воспитатель принимает участие во всех музыкальных, воспитательно-образовательных мероприятиях, а в руководстве самостоятельной музыкальной деятельности детей является главным. Вот почему перспективный план должен составляться ими совместно, а календарный – преимущественно музыкальным руководителем.
Итак, целесообразно составление двух видов плана :
1. Перспективный, рассчитанный на 6 - 12 месяцев.
2. Календарный (ежедневный, рассчитанный на 1-2 недели.
В первом из этих планов планируется далёкая цель, во втором – планируются ближайшие задачи.
В календарном плане музыкальных занятий отражены воспитательные задачи, получаемые и формируемые навыки, а также репертуар и некоторые наиболее существенные методические приёмы. Календарный план составляется 1-2 недели, т. е. планируются 2 или 4 занятия. На музыкальных занятиях происходит смена материалов и видов деятельности, поэтому целесообразно отразить в плане ход занятия. Надо стремиться к тому, чтобы занятие было уплотнённым, чётким по своей организации.
В календарном плане отражается :
1. последовательность разучиваемого материала;
2. программные требования, над которыми ведётся работа в связи с намеченным репертуаром;
3. некоторые методические приёмы.
Чтобы оценить планирование музыкальной работы в детском саду необходимо рассмотреть общие тенденции, которые активно разрабатываются и являются основополагающими в современной музыкальной педагогике и должны найти отражение в работе по музыкальному развитию детей.
Первая тенденция – воспитание и обучение ребёнка в детском коллективе и через коллектив. Важно наблюдать и руководить коллективными действиями детей, таящими большие резервы для формирования личности каждого ребёнка, для его музыкального развития.
Вторая тенденция – создание проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной и музыкальной деятельности детей. Для этого необходимо использовать следующие проблемные методы, приёмы, особые задания, которые ставили бы детей в неожиданные ситуации, требующие от них самостоятельных решений и действий.
Индивидуально дифференцированный подход требует постоянного наблюдения за поведением каждого ребёнка. Для выявления специальных музыкальных интересов, способностей, уровня владения практическими навыками требуется более длительный период. Чтобы ускорить выявление нужных данных можно в занятия включать специальные задания, которые помогут раскрыть индивидуальные особенности детей. Обычно в занятие включается 2-3 задания, в зависимости от резерва времени. К концу сентября педагог уже должен иметь данные о музыкальном развитии ребёнка. Дети же воспринимают такие задания как часть общего занятия, не чувствуя, что их проверяют.
Однако эти проверочные задания не должны быть краткими и чёткими, не требовать много времени для выполнения. Например, выясняются особенности восприятия музыки и навык различения двух произведений. Разных по своему характеру и жанру у детей 4-5 лет. Для этого детям предлагают 2 карточки: на одной – пляшущий, на другой – марширующий ребёнок. Карточки раздаются сразу 7-9 детям. Произведения исполняются одно за другим, и ребёнок. Различая их, должен понять соответствующую карточку. Педагог отмечает, кто ошибся. Другой пример также для средней группы. Педагог проверяет, усвоен ли навык точно начинать пение после музыкального вступления. Опрашиваются сразу 4-5 детей, и дети должны начать петь хорошо знакомую песню точно после вступления. Легко определить, кто из детей справился. Подобные задания подбираются по каждому виду деятельности.
В результате накопленных наблюдений воспитатель или музыкальный руководитель имеет возможность условно отнести ребёнка к той или иной группе детей, отличающихся сходными знаниями и навыками. Дальнейшее руководство музыкальной деятельностью детей строится с учётом их индивидуальных особенностей, а также особенностей каждой группы.
Обычно дети разбиваются на три группы, различающихся по уровню своего музыкального развития : первая из них – слабоподготовленная, вторая – хорошо успевающая, третья – отлично выполняющая задания. Когда планируется календарное занятие, то можно отмечать, какое задание выполняется всеми детьми фронтально, какое – небольшой подгруппой, дифференцированно, какое – индивидуально.