Римма Алипова
Технологии планирования и реализации музыкального образования в ДОУ с учетом требований ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для воспитателей по развитию творческого характера музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Работа по развитию музыкального творчества детей проводится не только на занятиях, развлечениях, но и самостоятельной деятельности ребёнка. Для того, чтобы процесс музыкального восприятия имел развивающее, непрерывное воздействие на детей, воспитателю необходимо иметь в групповой комнате музыкальную библиотечку, музыкальный уголок. В муз. библиотеке должны быть собраны комплект дисков с записями произведений, соответствующих возрасту детей, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание инструментальных пьес или песен, муз. инструменты, муз. дидактические игры и т. п. Зная материал, имеющийся в библиотеке, дети рассматривают его, выбирают любимые произведения, слушают их. Иногда инициатива должна принадлежать воспитателю, который предлагает послушать музыку, отгадать музыкальную загадку, беседуя с ребятами о том или ином произведении. Для осуществления процесса по развитию творческого восприятия музыки требует от воспитателя большей активности. Воспитывая и развивая ребёнка средствами музыки, воспитатели должны хорошо понимать её значение в гармоничном развитии личности. Для этого воспитателям надо ясно и отчётливо представлять, какими средствами, методическими приёмами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.
Публикация «Технологии планирования и реализации музыкального образования в ДОУ с учетом требований ФГОС» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Работа музыкального руководителя
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Воспитателю для развития творческого характера музыкального восприятия детей необходимо:
- Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю не только на музыкальных занятиях.
- Углублять музыкальные впечатления детей путём прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
- Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
- Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребёнка.
- Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней зарядке, в самостоятельной деятельности.
- Создавать проблемные ситуации, активизируя детей для самостоятельных творческих проявлений.
- Включать высокохудожественную музыку в организацию занятий и режимные моменты.
- Быть артистичным, изобретательным, эмоционально отзывчивым.
Воспитателю необходимо личным примером воспитывать у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражать заинтересованность, оказывать всестороннюю помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.
Воспитателю необходимо знать задачи музыкального образования и воспитания детей. Вот несколько из них:
- Развитие музыкального восприятия.
- Воспитание музыкального и эстетического вкуса, интереса и любви к высокохудожественной музыке, желание слушать и исполнять её.
- Развитие интереса и любви к национальной музыке своего народа.
- Приобщение детей к народной, хороводной, классической и качественной современной песне, формировать интерес и любви к творческому исполнительству.
- Формирование умения использовать полученные знания и навыки в быту и на досуге.
Для реализации поставленных задач воспитателю необходимо помнить, что музыка в большей степени, чем любой другой вид искусства доступна ребёнку, Музыка должна стать радостью повседневной жизни ребёнка.
Музыка должна входить во все виды деятельности детей в повседневной жизни детского сада.
Примеры режимных моментов с привлечением в них музыки инструментальной и также пение вместе с воспитателем без сопровождения.
Утренняя зарядка. Во время проведения зарядки дети под музыку узнают музыкальные отрывки и делают упражнения, у детей сразу улучшается осанка, они становятся собранными, чётко выполняют все задания.
Занятия по ИЗО, конструированию. Можно включать тихую, спокойную музыку во время работы. Музыка настраивает на фантазию детей, успокаивает их.
Наблюдения на прогулке. Дети лучше усваивают то, что наблюдают, если сопоставляют это со знакомой им песней.
После сна. Можно включить тихую, спокойную музыку, чтобы дети под неё спокойно просыпались, делали гимнастику.
Другие режимные моменты. Одевание на прогулку, сюжетно-ролевые игры в группе можно петь песни по желанию детей.
Также можно предложить детям приносить диски с любимыми песнями или музыкой для прослушивания в группе.
Такие приёмы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки, творческого восприятия. При подборе произведения для слушания нужно опираться на то, чтобы музыка отвечала двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции. С помощью музыкального восприятия можно создать оптимальные условия для развития детей, воспитания у них эстетических чувств и вкуса, избавление от комплексов, раскрытие новых способностей, способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребёнка яркими переживаниями, воспитывает любовь к музыкальному искусству, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.
Включая музыкальные произведения в занятия по изобразительной деятельности, развитию речи и другие, воспитатель должен ориентироваться на программные требования и репертуар, стимулировать и организовывать занятия и игры, связанные с искусством (игра в концерт, музыкальную школу, «Рисуем музыку», включение в деятельность детей игры – инсценировки).
Воспитатель, обладающий широким кругозором, определённой музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детей. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияет на детей, создают здоровую, дружескую атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.