Людмила Евланова
Педсовет «Система планирования воспитательно-образовательной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения: «Деловая игра»
Цель:
- углубление знаний педагогов ДОУ о современных подходах к планированию воспитательно-образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО;
- активизировать интеллектуально творческую, культурологическую и профессиональную компетенцию педагогов;
- выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплочённость, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Подготовка к педсовету :
Публикация «Педсовет „Система планирования воспитательно-образовательной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
1. Консультация «Особенности планирования воспитательно-образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО»
2. Консультация «Формы планирования воспитательно-образовательного процесса»
3. Разработка положения о перспективном и календарном планировании учебно-воспитательного процесса в группах МКДОУ «Детский сад «Тюльпан»
4. Анализ планирования воспитательно-образовательного процесса в группах.
5. Подготовка сценария «Деловой игры «Знатоки ФГОС»
План проведения педсовета :
1. Выполнение решений предыдущего педсовета.
2. Актуальность проблемы
3. Выступление «Современные требования к планированию воспитательно-образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
4. Ознакомление с положением о перспективном и календарном планировании учебно-воспитательного процесса в группах МКДОУ «Детский сад «Тюльпан».
5. Анализ планирования воспитательно-образовательного процесса в группах.
6. Деловая игра «Знатоки ФГОС».
7. Проект решений педсовета.
Ход педсовета:
Актуальность проблемы.
Уважаемые коллеги!
Меняется мир, меняется образовательное пространство. Дошкольное образование, как мы знаем, первая ступень образовательной системы страны. Принят стандарт дошкольного образования, который не только расширяет образовательные свободы и услуги, но и требует постоянного повышения профессионализма в создании образовательной среды для развития личности, а именно:
- умение работать в команде единомышленников;
- умение планировать свою деятельность;
- грамотно и качественно работать с родителями;
- осуществлять отбор содержания, реализовывать его.
И всё это сверяя с требованиями «Закона об образовании в Российской Федерации» и ФГОС.
С введением ФГОС детский сад возражает свои добрые традиции, прежде всего, в образовательную деятельность возвращается игра как ведущий вид деятельности. Содержание режима дня в соответствии с ФГОС претерпело существенные изменения, и это, прежде всего, связано с формированием индивидуально-личностного развития воспитанников и решением образовательных областей по 5 направлениям развития ребёнка. В режиме дня должно быть рационально распределено время совместную, в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность детей.
Среди важных концептуальных положений ФГОС можно назвать комплексно-тематический принцип построения образовательных программ, принцип развивающего образования, сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости.
Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Основой образовательного процесса является планирование. План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.
Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что первостепенное значение при планировании имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей детей, сколько учет их личностных характеристик возможностей. Развивающее, личностно-ориентированное взаимодействие понимается как опора на личностные качества ребенка, что требует от воспитателя :
1. постоянного изучения и хорошего знания индивидуальных особенностей, темперамента, черт характера, взглядов, привычек детей;
2. умения диагностировать, знать реальный уровень сформированности личностных качеств, мотивов и интересов детей;
3. своевременного выявления и устранения причин, мешающих ребенку в достижении цели;
сочетания воспитания с самовоспитанием;
4. опоры на активность, развитие инициативы, самодеятельности детей.
Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.
Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько важных условий, которые руководителю ДОУ, старшему воспитателю или педагогу необходимо соблюдать при планировании :
1. объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
2. выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОО;
3. четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
4. выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.
Не менее важным условием реального планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.
План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.
План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.
Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:
основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОО должно основываться на комплексно - тематическом принципе.
В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями станут Российские праздники (Новый год, День семьи и др., международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.
Выбирается тема, рассчитанная на 2-6 недель;
Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему;
Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях;
Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т. д.).
Как мы понимаем "комплексно-тематическое планирование образовательного процесса"?
В первую очередь тематическое планирование - это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям (физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому). Какие задачи ставит автор? Какие условия? Какие результаты должны быть достигнуты?
Эффективность комплексно-тематического планирования
По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Так, с позиции старшего воспитателя оно позволяет систематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.
С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.
Ребенок не перенапрягается, т. к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т. к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать.
Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок (в данном случае неделя) имеет кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина. Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных знаний, навыков, умений в образовательных областях.
Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.
Данный способ планирования образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Воспитатель должен уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.
Ознакомление с положением о перспективном и календарном планировании учебно-воспитательного процесса в группах МКДОУ
Деловая игра для педагогов на тему: «Знатоки ФГОС дошкольного образования»
Цель: активизация мыслительной деятельности педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО.
Задачи:
1. Создать положительный эмоциональный настрой педагогов на работу согласно ФГОС.
2. Активизация мыслительной деятельности педагогов в пере осмыслении ценностей детства и закрепление знаний основных нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста в период введения ФГОС.
3. Развивать умение аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Все мы знаем и любим свою профессию, отдаем ей большую часть своей души. И мы рады приветствовать вас на деловой игре «Знатоки ФГОС ДО».
И так мы начинаем, а для этого вам нужно разделиться на две команды. Для каждой команды будет свое задание. А после его выполнения мы обсудим, правы или нет.
Компетентные судьи- жюри – вынесут решение об уровне профессиональной подготовки участников и дадут полезные советы и рекомендации.
1 задание. «Представление команд»
По русскому и калмыцкому обычаю положено друг друга приветствовать, представить себя. Но так, чтобы все догадались, чем вы занимаетесь, чем живёте, о чём мечтаете. Это может быть песня, стихотворение, афоризмы, рисунок, рассказ, инсценировка. (оценивается по 3-бальной системе)
2 задание (для всех).
-Что означают следующие аббревиатуры?
*ФГОС ДО.
*ООП ДО
*РППС
3 задание (для всех)
Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС? (5). Назовите их. (Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие).
4 задание.
Вставьте пропущенные слова:
ФГОС включает в себя требования к:
1. основной образовательной Программы и ее объему
2. условиям. основной образовательной Программы
3. основания основной образовательной Программы
(1.-структуре, 2-реализации, 3-результатам).
(Вопрос для всех.)
Содержатся ли в ФГОС принципы? Цели? Задачи?
5 задание.
Какие основные принципы заложены в Стандарте?
-поддержка разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности детства.
-личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
-уважение личности ребенка;
-реализации Программы с учетом возраста детей.
6 задание.
Восстановите правильную структуру документа:
а) Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему;
б) Общие положения;
в) Требования к результатам освоения основной образовательной Программы дошкольного образования;
г) Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
(б,а,г,в).
7 задание
Какие требования (принципы) к РППС необходимо учитывать при реализации Программы?
-Насыщенность
-Вариативность
-Информативность
-Полифункциональность
-Доступность
-Индивидуальность
-Трансформируемость
-Целесообразность
8 задание
К какому требованию относятся критерии:
1)соответствие среды возрастным возможностям детей и содержанию Программы; наличие средств обучения и воспитания, разнообразие материалов для всех видов активности воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
2)возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3)возможность разнообразного использования различных составляющих среды, пригодных для использования в разных видах детской активности,
4)наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и прочие, разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, периодически сменяемость и появления новых предметов.
(1-насыщенность, 2-трансформируемость, 3-полефункциональность, 4-вариативность)
9 задание
В каких видах деятельности реализуется содержание образовательных областей в дошкольном возрасте? Выберите правильные ответы:
-экспериментирование с материалами и веществами;
-двигательная активность
-общение со взрослыми;
-познавательно-исследовательская деятельность;
-рассматривание картинок;
-действие с предметами- орудиями;
-продуктивная деятельность;
-игровая деятельность;
-совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.
10 задание
Выберите верное:
на развитие личности оказывает влияние следующие факторы: наследственность, окружающая среда, воспитание. (Все верны).
11 задание «Домашнее задание»
Следующий конкурс мы посвятим песне. Вы должны творчески исполнить песню.
Песня для первой команды «Маленькая страна»
Песня для второй команды «Песенка мамонтёнка»
Упражнение для снятия напряжения и усталости:
-Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт- похлопайте в ладоши;
-Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая — по топайте ногами;
-Если вы уверены,что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения- дотроньтесь до кончика носа;
-Если вы считаете, что взрослые обучаются так же, как и дети-кивните головой;
-Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов- помашите рукой.
-Если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны- закройте глаза;
-Если вам нравиться обучаться и быть учеником- улыбнитесь.
Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали наши знания в области ФГОС ДО.
И напоследок хочу вам рассказать одну народную мудрость. Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая- я ее умерщвлю, скажет мертвая- выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность формировать личность- любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнера, уважающую свое и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Предлагаю каждому педагогу оценить свой вклад в работу группы. Благодарю, коллеги, за активность и проявленный профессионализм.
А сейчас - слово жюри.