Вера Ктиторова
Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста
ПЕРВЫЙ СЛАЙД
Этап дошкольного детства играет значительную роль в проявлении творческих возможностей малыша, пробуждении самостоятельности, становлении и развитии личности человека в целом. Решающим условием формирования индивидуальности ребёнка становится вхождение его в особое измерение детской деятельности. Ведущей моделью поведения и освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра. Во время игры он знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт, что такое хорошо и что такое плохо.
Публикация «Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В свете современных требований выделяются два возможных пути организации игры в детском саду. Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогике воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка. В соответствии со вторым путем - игра рассматривается как деятельность, в которой ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, то есть не только воспроизводить и повторять, созданное другими, но и сам выступать в роли творца.
Это когда взаимодействие взрослого с детьми строится на основе партнерских взаимоотношений, т. е. взрослый выступал для ребенка таким же партнером по игре, как и другой ребенок. Основными принципами концепции поэтапного формирования способов игры:
- для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.
- начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровых умений необходимо ориентировать его на взаимодействие с партнером-сверстником, «обеспечивать» способами согласования действий с партнерами.
- взрослый, играя вместе с детьми на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом из его этапов развертывать игру таким образом, чтобы ребенок «открывал» и усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построения того или иного вида игры.
ВТОРОЙ СЛАЙД Советский педагог Василий Александрович Сухомлинский подчеркивал, что "Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
ТРЕТИЙ СЛАЙД
Игра - ведущий вид деятельности
• Игра – ведущий вид деятельности дошкольников.
• В игре формируются психические процессы.
• В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта.
• В игре активно формируется способность становиться на точку зрения другого человека.
• В процессе игровой деятельности у ребенка формируется воображение.
• Игра создает благоприятные условия для организации движений дошкольника.
• Игра является ведущим средством психотерапии в дошкольном возрасте.
• Игра обладает большими возможностями для формирования «детского общества».
• В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника.
ЧЕТВЕРТЫЙ СЛАЙД
Классификация игровой активности дошкольников :
Игры, инициаторами которых становятся сами дети (творческие (самостоятельные игры) :
• сюжетно-ролевая игра;
• конструкторские;
• театрализованная импровизация.
Игры, рождающиеся по инициативе взрослых. Игры с ярко выраженным обучающим характером :
• дидактические игры;
• подвижные разного уровня интенсивности;
• дидактические игры с музыкальным сопровождением.
Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности:
• спортивные состязания;
• календарные и тематические праздники, карнавальные представления;
• игры-квест (путешествия);
• театрально-костюмированные.
Народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого.
5, 6, 7, 8 СЛАЙДЫ
Творческие игры - имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений.
Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре развиваются ценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизация.
• Сюжетно-ролевая игра — это игра, которую придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.
9, 10, 11, 12 СЛАЙДЫ.
Строительно-конструктивные игры
Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях. Строительно-конструктивные игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности.
Строительные игры напоминают сюжетно- ролевые, поскольку они также базируются на выстраивании взаимоотношений. Дети придумывают замысел будущей постройки (крепость, мост, городская улица и т. д., договариваются о распределении ролей, спонтанно сочиняют игровой сюжет (кто-то становится архитектором, кто-то водителем, а кому-то достаётся роль строителя, при этом иногда ссорятся, не сумев понять друг друга, и не желая никому уступать любимую игрушку.
Однако отличительной чертой строительной игры является её направленность на практическое освоение строительной деятельности, а не на игровое погружение в сферу человеческих отношений. Эти игры являются коллективными.
13, 14, 15 СЛАЙДЫ
Театральная деятельность – одна из видов творческой игровой деятельности, которая связана с восприятием произведений театрального искусства и изображением в игровой форме полученных представлений, чувств, эмоций. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, он раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности, что способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
Режиссерские игры
ребенок как режиссер и одновременно голос за кадром организовывает театрально –
игровое поле, актерами и исполнителями в котором является куклы;
актерами, сценаристами и режиссерами являются сами дети, которые во время игры договариваются о том, кто какую роль исполняет. Что делает.
Игры – драматизации
создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления;
план игры и последовательность действий определяется предварительно;
воспитатель является активным участником таких игр.
16, 17, 18, 19, 20, 21 СЛАЙДЫ
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка.
ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
• Игры с предметами.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
• Настольно-печатные игры
Содержание настольных игр очень разнообразно. Сюда входят: вкладыши, пазлы, кубики, пирамиды, мозаика, различные шнуровочки, конструктор, лото, домино.
У детей развиваются память, внимание, воображение, логическое мышление. В процессе игры развиваются все стороны личности ребё нка: уступчивость, толерантность, сотрудничество, а так же – сосредоточенность, усидчивость, умение доводить дело до конца, дисциплинированность – это те качества, которые необходимы детям при обучении в дальнейшем в школе. Настольная игра наиболее свойственна детям старшего возраста, т. к. младшей возрастной категории, всё-таки, более свойственна подвижность и предметная деятельность.
• Словесные игры
Одной из задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Чтобы приучить детей к умственному труду, необходимо сделать этот труд занимательным, интересным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых особое место занимает словесная дидактическая игра.
Словесные игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. Лишь незначительная часть игр направлена на развитие мыслительной способности детей
В старшем же дошкольном возрасте необходимо больше использовать словесные игры с другой целью, а именно: для развития самостоятельности мышления, для формирования мыслительной деятельности детей.
Словесная дидактическая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей.
22, 23, 24, 25 СЛАЙДЫ
Подвижные игры– сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижные игры развивают координацию движений. Повышают положительный настрой и укрепляют психо-эмоциональное здоровье. Развивают навыки общения. Умение оценивать ситуацию и делать соответствующие выводы. Развивают быстроту реакции. Игры подвижные направлены на решение задач по развитию и оздоровлению детей.
В многообразии детских подвижных игр выделяют несколько основных типов:
Игры, основанные на ловкости, физической умелости.
Игры, основанные на удаче (где результат не зависит от физической подготовки или умственной компетенции играющих).
Педагогические подходы организации детских подвижных игр:
Выбор игры.
Предложение игры детям.
Оборудование и оснащение игровой площади, ее архитектура.
Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре.
Развитие игровой ситуации
Правила игры.
26, 27, 28, 29 СЛАЙДЫ
Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности:
• спортивные состязания;
• игры – квест (путешествия);
• календарные и тематические праздники, карнавальные представления;
Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. На празднике дети ощущают себя личностью, членом коллектива. Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней.
Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.
31, 32 СЛАЙДЫ
Народные игры
• Народные игры - самая доступная форма развития художественного творчества. В игровых ситуациях формируются фольклорное, танцевальное творчество и элементы народного театра; ярко проявляется характер, темперамент.
• Игра рассматривается как развлечение, забава, канал для освобождения от избытка жизненной энергии, снятия эмоционального, психологического, физического напряжения. Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей.
Мастерство педагога красноречивее всего проявляется в его умении организовать самостоятельную деятельность своих воспитанников. Воспитателю необходимо умело направить каждого малыша на занимательную, но в то же время полезную игру, при этом важно опираться на инициативность, развивать любознательность ребёнка. Внимательный и заботливый педагог правильно распределит детей по игровым задачам так, чтобы они не мешали друг другу, проявит чуткость и справедливость в разрешении конфликтной ситуации, возникшей во время игры. Таким образом, от уровня профессиональной подготовки воспитателя зависит гармоничное творческое развитие детей.