Алина Шорова
Познавательно-творческий проект «Соленое тесто» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : Познавательно – творческий
Тема проекта : «Соленое тесто»
Продолжительность проекта : С 05 сентября 2019г. по 31 мая 2020г.
Цель проекта : Развитие мелкой моторики руки и творческих способностей воспитанников.
Задачи проекта :
• Обучать приемам лепки из соленого теста
• Развивать навыки лепки простых форм (цилиндр, палочка, диск, шарик)
• Формировать сенсорные эталоны: цвет, форма, величина, развивать тактильную чувствительность рук
Публикация «Познавательно-творческий проект „Соленое тесто“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Тестопластика. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
• Развивать мелкую моторику, синхронизировать работу обеих рук
• Воспитывать усидчивость
• Пополнить предметно – развивающую среду (Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр)
• Провести цикл занятий и мероприятий по теме;
• Организовать выставку детских работ;
• Обеспечение сотрудничества с родителями в интересах индивидуализации развития личности ребёнка.
Участники проекта : 19 детей, воспитатель,19 родителей.
Актуальность темы:
Тестопластика – лепка декоративных изделий из солёного теста, является одним из видов художественного конструирования и является мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.
В процессе занятия тестопластикой все выше перечисленные качества развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объём, он воспринимается ребёнком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Лепка из теста, как деятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предмета между собой, определяют их размеры (длину, толщину). Занятие лепкой способствует развитию чувство осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, причём чаще всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи.
Таким образом лепка развивает мелкую моторику, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления, способствует развитию трехмерного восприятия формы, умения чувствовать и передавать изобразительными средствами объем и пространство, воображение, снимает эмоциональное напряжение.
У ребенка формируются предпосылки учебной деятельности: умение ставить цель, искать и находить решения проблем, выбирать средства и реализовывать свой замысел, осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт.
Происходит развитие качеств творческой личности: любознательности, высокой познавательной активности, высокого интеллектуального потенциала, стремления к самосовершенствованию.
Поэтому в последние годы среди педагогов дошкольных учреждений возрос интерес к соленому тесту, как материалу для лепки с детьми. Этот интерес объясняется тем, что соленое тесто простой и доступный материал в условиях детского сада, который без особых хлопот и без обжига обеспечивает достаточную сохранность готовых поделок. Соленое тесто обладает высокими пластическими свойствами и дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы, возможность декоративного оформления изделий из него. Во время работы с этим материалом ребенок испытывает радость и наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки, от результатов своего труда. И хотя создание поделок из соленого теста часто сопряжено со сложностью технического выполнения, в преодолении трудностей дошкольники получают удовольствие и эмоциональное удовлетворение. Дошкольники с большим увлечением изготавливают поделки из соленого теста, которые затем охотно используют в своих играх, дарят родителям и друзьям. Детские работы украшают интерьер детского сада.
Новизна: Лепка из слоеного теста дает возможность расширить творческие возможности ребенка, повысить его интерес к созданию поделок. Нетрадиционная лепка играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, что соответствует концепции ФГОС ДО.
Ожидаемые результаты:
• Расширение детского кругозора, развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки;
• Высокую заинтересованность, удовлетворяющую потребность ребёнка в деятельности;
• Малую утомляемость, влияющую на общее психическое и умственное развитие ребёнка;
• Получение возможности фантазировать, изобретать;
• Творческое самовыражение воспитанников;
• Повышение заинтересованности родителей в развитии личности ребёнка ;
• Интерес данной технологией педагогами ДОУ.
Материалы:
Мука, соль, гуашь, акриловые краски, стеки, зубочистки, клей ПВА, бумажные шаблоны, доски для работы с тестом, ноутбук, методическая литература, ткань, рамки для оформления картин.
Этапы реализации проекта :
1 этап - Подготовительный
2 этап – Основной
3 этап – Заключительный
Перспективное планирование проектной деятельности работы с детьми
Месяц Темы Задачи
Сентябрь «Король Соленое Тесто приглашает друзей»
Познакомить детей с историей и особенностями тестопластики, с названиями и назначением инструментов и приспособлений. Вызвать интерес к лепке из соленого теста.
Вкусное печенье Познакомить детей с приемами лепки : сплющивание в диск и полусферу. Показать варианты оформления изделий из соленого теста.
Октябрь Хлебушек душистый,
теплый, золотистый
Познакомить детей с основными способами и приемами лепки хлебобулочных изделий из соленого теста : калачей, хлебов, караваев, батонов и т. д. Формировать положительное отношение к труду пекаря; воспитывать бережное отношение к хлебу, как продукту, особо почитаемому людьми.
Ноябрь Овощи и фрукты Продолжить знакомить детей со свойствами соленого теста. Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер, используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание и т. д.
Декабрь Ёлочные украшения
Учить детей лепить украшения для новогодней ёлки способом моделирования. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание. Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: по-разному изгибать колбаски и ленточки из теста, соединять их между собой, украшать свои изделия декоративными элементами, использовать в работе печатки, штампики и другие приспособления. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, стремление к творчеству.
Январь Солнышко Вызвать интерес к лепке. Продолжить учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Отрабатывать приемы скрепления частей с помощью соединительных деталей Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Развивать творческое воображение.
Февраль Валентинка Продолжить учить детей раскатывать тесто скалкой, прикладывать и обводить шаблон, вырезать изображение по шаблону из целого куска теста. Вызвать интерес к оформлению «валентинок» (налепы, процарапывание рисунка, использование печаток, дополнительного материала). Воспитывать эстетический вкус
Март Дымковская игрушка Продолжить учить лепить комби-нированным способом, самостоятельно сочетая скульптурный и конструктивный способы. Показать способы лепки объемной фигурки с помощью каркаса из фольги. Разнообразить варианты оформления поверхности игрушки.
Воспитывать любознательность, интерес к познанию природы и отражению представлений в продуктивной деятельности.
Апрель Красивые ромашки
(коллективное панно) Предложить детям самостоятельно выбрать материал и инструменты для художественного оформления своих изделий. Воспитывать художественный интерес к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в тестопластике
Май Улитка и змейки Продолжить учить детей лепить насекомых, передавая характерные особенности строения и окраски. Закреплять умение применять в работе знакомые способы лепки: раскатывание между ладонями, соединение частей путем прижимания. Создать условия для творческого применения всех освоенных умений, инициировать самостоятельный поиск средств и приемов декорирования образа
Выставка «Принцесса Солечка приглашает друзей» Учить детей организовывать выставку и презентовать свои работы, выступать в роли активных участников. Развивать творческую активность, инициативность и самостоятельность.
Перспективное планирование проектной деятельности работы с родителями
Месяц Мероприятия Результат
Сентябрь Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к творческой деятельности»
Выявлены знания родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительных навыков.
Ноябрь Рекомендации для родителей, занимающихся с детьми тестопластикой
«Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста»
Родители имеют информацию об организации творческой деятельности детей дома.
Февраль Семинар – практикум для родителей «Лепим, играем – речь развиваем».
Повышен уровень педагогической компетентности родителей в вопросах нетрадиционной лепки.
Апрель Консультация «Игры и упражнения с соленым тестом, способствующие развитию мелкой моторики детей»
Родители имеют информацию об организации творческой деятельности детей дома.
Май Организация выставки совместных работ детей и родителей по нетрадиционной технике лепки. Вызван интерес у родителей к совместной деятельности с детьми, увеличение взаимопонимания между родителями и детьми
Перспективное планирование проектной деятельности работы с педагогами
Месяц Мероприятия Результат
Сентябрь Особенности технологии лепки из соленого теста
(практические советы и рекомендации)
Повышена компетентность педагогов по вопросам нетрадиционной лепки
Ноябрь Консультация «Методы и приемы развития творческого воображения старших дошкольников в процессе занятий тестопластикой»
Повышена компетентность педагогов по вопросам нетрадиционной лепки
Февраль Методические рекомендации для педагогов
«Упражнения, содержание которых направлено на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста»
Повышен уровень педагогического мастерства по вопросам творческого развития детей.
Март Консультация «Особенности проведения интегрированных занятий с детьми по тестопластике» Повышен уровень педагогического мастерства по вопросам творческого развития детей.
Апрель Практические советы и рекомендации ««Аппликация на тесте» Повышена компетентность педагогов по вопросам нетрадиционной лепки
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : СОЮЗ, 1997.
2. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - М. : Академия, 1997.
3. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей от 5 до 6 лет. (Книга для воспитателей и специалистов по изобразительной деятельности работающих по программе «Из детства - в отрочество»). - М., 1998.
4. Зимина Н. В. Шедевры из соленого теста. – М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.
5. Ильина М. В. Воображение и творческое мышление: Психодиагнос-тические методики. – М. : Книголюб, 2004.
6. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. М., 1985.
7. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М. : Мозаика – Синтез, 2005.
8. Комарова Т. С. Изобразительное творчество в детском саду. М. : Педагогика, 1984.
9. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. М. : Издательский Дом «Зимородок», 2006.
10. Короткова Н., Кириллов И. Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1997. - №6. – с. 9-16.
11. Косминская В. Б., Васильева Е. И., Халезова Н. Б., Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М., «Просвещение», 1977.
12. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М. :ТЦ «Сфера», 2000.
13. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 4-е изд; испр. и доп. -М. : Мозаика - Синтез, 2006.
14. Халезова Н. Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1986.
15. Хананова И. Н. Соленое тесто. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 104 с. : ил. – (Золотая библиотека увлечений).