римма тимергазиева
Занятие для детей от пяти лет «Ветер-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: закрепить знания детей о таком природном явлении, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира; учить детей самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы, в дидактических играх и в играх – ТРИЗ: пополнить словарный запас детей такими словами, как «обжигающий», «свирепый», «пронизывающий», побуждать их активно использовать слова, характеризующие ветер; учить пользоваться при рисовании нетрадиционными приемами, оправданными изобразительными задачами.
Темочки:
Предварительная работа: организовать наблюдение детей за ветром во время прогулок; провести беседу о ветре; отмечать природные изменения в календаре погоды; учить детей определять направление ветра с помощью султанчиков, флюгеров, флажков, вертушек; познакомить детей с произведениями изобразительного искусства и литературы, в которых речь идет о ветре.
Оборудование и материалы: два больших обруча, два портрета ветра, набор карточек для д/и «Польза вред»; соломки – трубочки для рисования воздухом, баночки с гуашью разных цветов, стаканчики для воды, восемь рамок виньеток, таз с водой, клеенка, кораблик с парусом, веера для детей.
Занятие проводится с подгруппой детей.
Ход занятия
Дети входят в зал под спокойную музыку и садятся на ковер.
В. : Ребята, отгадайте загадку:
Он бескрылый, аа летает,
Безголосый, а свистит, хоть безрукий, но, бывает,
Груши с веток обрывает -
Так порою он сердит.
Только что он был везде,
Миг - и нет его нигде!
Что это?
Дети: ветер!
В. : Почему ветер называют Неведимкой?
Д. : Ветер нельзя увидеть глазами. Его можно только почувствовать.
В. : Какой бывает ветер?
Д. : ветер бывает сильный, слабый, холодный, злой, колючий, нежный, теплый.
В. : как можно узнать, дует ли на улице ветер?
Д. : Нужно посмотреть в окно: Если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит, ветер есть. На улицу можно взять с собой султанчики и вертушки. Если султанчики гнутся, а вертушки крутятся, значит, ветер дует.
В. : Давайте подойдём к окну и посмотрим, есть ли сегодня на улице ветер.
Дети описывают свои наблюдения и делают вывод, ветреная ли сегодня погода.
В. : А что умеет делать ветер?
Д. : Гудеть в трубе, свистеть, освежать, дуть, кружить листья, качать деревья, поднимать волны на воде.
В. : Много разных дел умеет делать ветер - и хороших и плохих. Вообще то увидеть сам ветер невозможно.
В. : Есть у меня картинки, на которых нарисованы дела ветра. Нужно догадаться, о каком ветре идет речь - о добром или злом.
Игра «Ветер добрый, ветер злой»
Выбираются двое детей. Одному нужно выбрать картинки с делами доброго ветра, другому с делами злого ветра. После выполнения задания другие дети проверяют правильность отбора картинок. Можно играть на скорость и повторить игру 2-3 раза.
В. : подул легкий ветерок- зашелестели листочки на деревьях. (Дети шевелят пальчиками). усилился ветер- затрепетали, закачались веточки. (шевелят кистями рук).
Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны (наклоняются из стороны в стороны).
Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. (Детти выпрямляются, шевелят только пальцами и руками).
В. : (взмахивает палочкой) Пусть деревья станут ребятами!
Дети снова рассаживаются на ковре.
В. : знаете ли вы, что такое ветер?
Д. : Это движение воздуха.
В. : можно ли создать искусственный ветер?
Д. : Да. Для этого нужно заставить воздух двигаться - помахать рукой, подуть друг на друга, помахать веером, включить вентилятор.
Воспитатель раздает детям веера.
В. : Легкий ветерок освежает нашу кожу. Попробуйте создать легкий ветерок, чтобы освежить себя. Пусть ваша кожа ощутит приятное дуновение (дети обмахиваются веерами). в некоторые времена богатые дамы никогда не выходили из дома, не захватив с собой веера. В присутственных местах, на балах, в театрах обязательно обмахивались веерами. Какие электроприборы в наше время заменили собой веера?
Д. : Вентилятор, кондиционер.
В. : А теперь отправляемся к нашему маленькому морю (все подходят к столу, на котором установлен таз с водой).
Какое сейчас море?
Д. : спокойное.
В. : Почему вы так решили?
Д. : на море нет волн, вода не движется.
В. : Можно ли сделать так, чтобы на море появились маленькие волны?
Д. : надо подуть на воду.
В. Предлагает детям подуть на воду. Образуются «волны».
В. : ветер заставляет воду двигаться, гонит волны.
В. Предлагает спустить на воду легкий игрушечный кораблик с парусами. Кораблик не тонет и не двигается. Стоит на месте.
В. : Почему же наш кораблик не плывет?
Д. : Потому что нет ветра.
В. : Что должно произойти, чтобы кораблик поплыл?
Д. : надо чтобы подул ветер.
Дети дуют на воду. Кораблик начинает двигаться.
В. :Парус - это ловушка для ветра. Ветер надувает парус и заставляет кораблик двигаться своей силой.
В. : но ветер не только друг морехода. Что может случиться с корабликом, если подует очень сильный ветер и на море начнётся шторм?
Д. : Ветер может перевернуть кораблик, может погнать его к скалам посадить на мель.
В. : Это так. На парусных кораблях плавали отважные люди, которые решались рисковать своей жизнью. Сегодня плавание под парусом превратилось в вид спорта.
Внезапно слышится шум ветра.
В. : Что это? Видно, ветер услышал, что мы о нем беседуем, и решил вмешаться в разговор. Прислушайтесь. Какой характер у этого ветра? Он сильный или слабый? А, если бы вам можно было на какое то время превратится в ветер, каким ветром вы бы стали? Представьте, что у вас есть, как у художника из сказки, появились волшебные очки и вы смогли бы рассмотреть невидимое. Нарисуйте свой ветер.
Дети устраиваются на полу и рисуют ветер. Выдувая из трубочки.
В. : подзывает детей к себе и предлагает закрыть глаза. Когда дети открывают глаза, перед ними открывается сундучок.
В. : Кто же здесь был? Кто мог оставить здесь этот сундучок?
Д. : Ветер наверное.
В. : Да в нем что то есть! Это же свистульки! Наверно втер захотел что бы мы не только рисовали но и свистели.