Надежда Попова
Конспект занятия «Весёлая дымковская ярмарка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета.
Задачи:
- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
Публикация «Конспект занятия „Весёлая дымковская ярмарка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
- Развивать навыки художественного творчества детей
Обогащение словаря детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись.
Основная часть:
Сюрпризный момент: Воспитатель достаёт старинное письмо, которое передано от мастеров из прошлого из города Вятка. (Читает письмо).
Воспитатель: «Ребята, мы мастера из старинного города Вятка. Хотим научить Вас чудесному мастерству, Дымковской росписи. Отправляйтесь скорее к нам в гости, мы расскажем и научим вас нашему мастерству. А для этого нужно произнести волшебные слова: «Раз, два, три – мастерство произойди!». (Повторение этих слов вместе с детьми).
Воспитатель:
Воспитатель предлагает ребятам осмотреться, рассмотреть игрушки, иллюстрации на доске.
Ребята послушайте стихотворение:
В родимый сторонке над Вяткой-рекой
Есть сказочный домик, известный такой.
Волшебницы в городе нашем живут,
На радость народу их солнечный труд.
Там руки художниц из глины простой
Готовят для нас хоровод золотой.
И дымковских кукол сверкающий ряд
Выходит на свет показать свой наряд.
Для счастья и мира наш вятский народ,
Как сказку, игрушку свою создает.
От доброй и щедрой прекрасной души
Игрушки затейливы и хороши.
Их яркие краски на солнце горят
И радуют взрослых и малых ребят.
Воспитатель: Глиняные игрушки лепили по всей России, там, где с давних времен жили и работали гончары. Я вам расскажу, как лепили Дымку, Дымковскую игрушку.
В городе Вятке, над крутым берегом реки Вятки, у городских белокаменных стен и древних башен, каждую весну шумела ярмарка - свистунья. Яркое солнце играло в праздничном раздолье. Солнечные блики и сейчас блестят золотой фольгой на дымковских игрушках.
Воспитатель: Я приглашаю вас побывать в музеи «Дымковской игрушки»
Игрушки эти непростые,
Они волшебно - расписные,
Простой казалось бы узор
Но отвести не в силах взор.
Приглашаем детей рассмотреть Дымковские игрушки.
Дети рассматривают Дымковские игрушки
Дымковские мастерицы, разминая руками послушный ком глины, вспоминали шумную ярмарку. Всю зиму лепили они игрушки – животных, всадников, дам, кавалеров и даже целые сценки. А весной открывалась ярмарка, и вновь спешили мастерицы удивить и обрадовать покупателей своим товаром.
Посмотри как хороша
Эта девица-душа:
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво,
Барышня, уж так красива!
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет
«Барыня» - Рассматривание расписанной Дымковской игрушки.
Воспитатель: Чтобы получилась такая нарядная куколка, нужно было знать секреты ее изготовления. Глину собирали после половодья, смешивали с мелким и чистым речным песком. Тогда сделанные из нее игрушки во время обжига в печи не трескались. Подготовив глину, приступали к лепке. Глину скатывали в комок, плющили блином, а затем сворачивали колоколом. Получалась юбка. Ручки, головку и туловище лепили отдельно и затем примазывали к юбке. Готовую фигуру обжигали в русской печи, отчего глина затвердевала.
Ребята, но сударыня-барыня еще не готова. После обжига фигурка по прежнему остается красно- коричневой, как кирпич. Дымку обязательно отбеливали-окунали в раствор мела с молоком, просушивали и только потом начинали раскрашивать.
Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.
После рассматривания Дымковской игрушки «Барыня», беседа с детьми.
Воспитатель: Какого цвета в дымковских игрушках больше?
Дети: Белого
Воспитатель: Какими цветами расписаны дымковские игрушки?
Дети: синий, красный, желтый, зеленый.
Воспитатель: Да, все игрушки расписаны яркими красками
Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами?
Дети: Да!
Прежде чем мы приступим к мастерству, нужно подготовиться, чтобы все наши движения получались красивыми и ловкими.
Физкультминутка «Мы на ярмарке побывали»
Мы на ярмарке побывали, очень многое узнали (шагаем на месте)
Хорошо все рассмотрели и, конечно, поумнели, (развести руки, дотронуться до головы)
Но пора нам отдохнуть, разомнёмся снова в путь (шагаем)
Для начала мы с тобой крутим только головой,
Корпусом вращаем тоже, это мы, конечно, сможем.
А теперь мы приседаем, мы прекрасно понимаем-
Ноги нужно укреплять, 1, 2, 3, 4, 5. (приседаем)
Напоследок потянулись, вверх и в стороны, прогнулись!
Воспитатель: А сейчас я приглашаю всех в нашу художественную мастерскую, где вас ждут дымковские барышни. Но перед этим мы должны размять наши пальчики!
Пальчиковая гимнастика: (дети выполняют имитационные движения руками в соответствии с текстом).
Глину мягкую замесим,
И получше разомнем.
На кусочки все разделим,
Барышню лепить начнем:
Мы скатаем голову,
Юбку - раскатаем.
Юбка словно колокол,
Их соединяем.
Прищипнём вверху кокошник,
Руки ей приладим,
А затем возьмем в ладошки,
Пальчиком загладим.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам расписать дымковскую барышню. Расписывать будем гуашью
Самостоятельная работа детей:
В процессе самостоятельной работы воспитатель дает творческую свободу для росписи фигурок, оказывая индивидуальную помощь и акцентируя внимание на правильном узоре. Включается негромкая народная музыка. В конце НОД устраивается выставка.
Вот он дымковский хоровод! Сколько в нём много разных игрушек! Но объединяет их цвета красок и узоры! А вам нравятся ваши работы?
Заключение воспитатель:
Пора нам возвращаться в садик. Давайте снова повторим наши волшебные слова, чтобы вернуться из Старинного города Вятка. «Раз, два, три – волшебство произойти!». (Повторить вместе с детьми).
Вот мы и в садике. Замечательно, вы прекрасно поработали сегодня и стали настоящими мастерами по Дымковской росписи! Выполнили все задания и узнали много нового. Понравилось вам путешествовать?
Дети:(ответы).
Педагог: А что больше всего понравилось? Что запомнилось больше всего?
Дети:(ответы).
Педагог: В какой старинный город мы сегодня отправлялись путешествовать? С каким ремеслом там познакомились?
Дети:(ответы).
Педагог: На этом наше занятие заканчивается. Спасибо большое.