Наталья Чулкова
Ознакомление детей дошкольного возраста с весенними явлениями природы
▼ Скачать + Заказать документы
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ВЕСЕННИМИ ЯВЛЕНИЯМИ ПРИРОДЫ
Весна — самое короткое время года, когда природа активно пробуждается. В результате фенологических наблюдений отмечено, что в разные годы в одной и той же местности весна начинается то раньше, то позже. Иногда весенние явления протекают ярко, бурно, иногда медленно, поэтому весну называют ранней, поздней, затяжной. Это зависит от многих факторов, в частности от движения циклонов, приносящих теплые потоки воздуха.
Публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста с весенними явлениями природы» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Погода и природные явления
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Этот сезон предоставляет широкие возможности для непосредственного восприятия детьми живой природы, углубляя и пополняя их знания об окружающем мире. Особое внимание нужно обратить на динамичность, яркость, красоту весенних явлений, формируя эмоционально положительное отношение ребенка к природе. Кроме того, воспитатель может отметить, что данное время года вносит ряд приятных изменений в жизнь самих дошкольников : они могут легче одеваться, больше времени проводить на воздухе, играть в интересные и разнообразные игры.
С целью формирования знаний о причинах смены сезонов можно провести игру, в которой отражаются действия, моделирующие движение Земли вокруг Солнца. Ребенок замечают изменение пути Солнца и делают вывод, что день стал прибавляться. Гуляя с ребенком в разное время дня, надо предложить им подумать, почему утром лужи замерзают, а днем оттаивают; понаблюдать за первым весенним дождем, первой грозой и появлением кучевых облаков. Объяснить, что они образовались при нагревании воздуха: чем больше тает снег, тем больше таких облаков.
Одно из ярких и интересных весенних явлений — ледоход. Если есть возможность, необходимо показать детям на нескольких прогулках, как лед трескается, посмотреть на ледоход и разлив. Во время экскурсии к реке, объясняя это явление, родитель опирается на имеющиеся у ребенка представления о таянии снега и льда от солнечного тепла. Во время прогулки обратить внимание на красоту весенней природы, прочитать стихи о весне.
Можно вспомнить с детьми, как с наступлением тепла почки на голых ветках деревьев начали оживать: набухли, увеличились и, наконец, раскрылись — из коричневых чешуек проглянули на свет молодые зеленые листочки. А затем в процессе наблюдения показать и рассказать, что не все растения одеваются зеленью одновременно. Например, осина, клен сначала цветут, а потом уже на них появляются листья. Липа, рябина, клен обыкновенный, наоборот, сначала зеленеют, а потом уже цветут. А вот береза, черемуха, бузина и зеленеют и цветут почти одновременно. Такие деревья, как дуб, ясень, липа, раскрывают свои почки только тогда, когда наступит настоящее тепло. Береза — любимое русским народом дерево, про нее сложено много стихов и песен, ветки белоствольной березки опушены молодыми листочками и увешаны продолговатыми сережками. Черемуха одевается зеленью раньше других деревьев. Среди листьев у нее спрятаны маленькие бутоны. Скоро черемуха оденется белыми пушистыми цветами. На ветках клена зеленовато-бурые кисточки, а на ветках осины серые, похожие на червячков сережки. Это цветы. Листья появятся потом, когда цветы созреют и рассеют с помощью ветра свою пыльцу. Почки дуба еще не проснулись. Им надо много солнца и тепла. Липа тоже оденется зеленью самая последняя, а зацветет в начале июля.
Весной дошкольникам важно показать, как заботятся люди о птицах, например, пойти в парк, где весят скворечники. Предложить им сделать аппликацию такого домика для птиц, который они хотели бы повесить на участке. Привлечь внимание детей к птицам, вернувшимся из теплых стран (грачи, скворцы, ласточки и др., рассказать о жизни этих птиц, о том, что весной, возвращаясь из теплых стран, они строят и исправляют гнезда. При этом дети устанавливают связь между весенними изменениями в природе и прилетом птиц (тает снег, обнажается земля, оживают насекомые, которыми птицы питаются). Желательно побывать в местах гнездования грачей.
Изменения внутри сезона предстают перед детьми во всем своем многообразии и красоте, непосредственно влияют на эмоции, вызывают желание смотреть, спрашивать, рассказывать. Следует подводить детей к выделению характерных особенностей начала и конца сезона, перехода одного сезона в другой, пониманию последовательности развития сезонных явлений, периодичности внутри данного времени года. От рассматривания ярких красочных явлений дети должны постепенно переходить к познанию их сущности. Это создаст благоприятные условия для развития познавательного отношения дошкольников к природе.