Татьяна Ушакова
Веселые упражнения для закрепления звуков в речи
▼ Скачать
Для успешной и быстрой автоматизации звуков речи необходимо организовать ежедневные, по несколько раз в день, тренировки по 5-10 минут. Лучше всего проводить их в форме игры, но не обязательно садиться за стол и раскладывать пособия. Автоматизируйте звуки даже во время прогулки на улице, по дороге в детский сад, дома на диване.
С этой целью возможно использование следующих упражнений :
КНОПОЧКИ. Малыш проговаривает слог (слово) с проблемным звуком и в это время нажимает пальцем на «кнопочку» (любой рисунок – кружок, квадрат, рыбку, цветок и т. д.). Сколько кнопочек – столько повторов.
Публикация «Веселые упражнения для закрепления звуков в речи» размещена в разделах
МЕТРОНОМ. Проговаривает слоговые ряды, слова, словосочетания под заданный логопедом или родителями ритм метронома.
ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ. Повторяет скороговорки, потешки или слоги, пока течёт песок в часах (1 или 3 минуты).
КОЛОКОЛЬЧИК. Озвучивает речевой материал с отрабатываемым звуком. Взрослый оценивает верное произношение звоном колокольчика.
ШАРИК. Во время произнесения слова перекладывает или передаёт из рук в руки шарик от пинг-понга, мячик.
ВОЛШЕБНАЯ ВЕРЁВОЧКА. Наматывает верёвочку на пальчик, проговаривая предложения, скороговорки.
ЛАБИРИНТ. По нарисованному лабиринту проводит пальчиком, произнося предложения, скороговорки.
ЗАБОРЧИК. Малыш рисует вертикальные палочки и говорит слоги, слова.
ДОРОЖКА. Кроха рисует или выкладывает поочередно вертикальные и горизонтальные палочки, одновременно произнося два заданных слова.
УЗОРЫ. Рисует или выкладывает чередующиеся фигурки и проговаривает слова. Каждая фигурка обозначает слово. ?
ПИРАМИДКА. Нанизывает колечки на стержень пирамидки, озвучивает слоговые ряды, слова.
ЧАСИКИ. Проговаривает слово, предложение столько раз, сколько показывает стрелка на часиках.
БУСЫ. Говорит и перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску.
СЧЁТЫ. Произносит слово столько раз, сколько косточек отложено на счётах, либо – с одновременным движением косточки.
УЛИТОЧКА. Проговаривает звуки, слоги, слова, проводя пальчиком по спирали – домику улитки.
ТИХО-ГРОМКО. Аккуратно «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, озвучивая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой – тихо.
ПЕСЕНКА. Поёт знакомую мелодию, используя вместо слов слоги с отрабатываемым звуком.
В помощь родителям и педагогам приводим примерный перечень шаблонов по звукам. Далее Вашему вниманию будут представлены слова, в которых звук находится в различных положениях в слове: в начале, в середине и в конце.
ПЕРЕЧЕНЬ ШАБЛОНОВ ПО ЗВУКАМ :
С – сом, сани, сова, совок, собака, самолет, санки, соска, коса, лиса, оса, сосна, стул, стол, стакан, слон, сыр, сосулька, скамейка, самокат, самовар, скрипка, смородина, фасоль, колесо, куст, мост, лист, аист, миска, коляска, капуста, весы, носок, лес, пылесос, кактус, страус.
СЬ – сирень, василек, письмо, апельсин, персик, велосипед, лисенок, поросенок, гусенок, лосенок, рысенок, лось, рысь, гусь.
Ц – цапля, цветок, циркуль, цыплёнок, полотенце, овца, курица, яйцо, мельница, ножницы, заяц, перец, ранец, огурец, месяц.
3 – замок, забор, зайка, зубр, змея, змей (воздушный, роза, береза, поезд, телевизор, кукуруза, кузнечик, Незнайка, коза, ваза, арбуз.
ЗЬ – зебра, зеркало, земляника, обезьяна, озеро, козел, корзина, резинка.
Ш – шуба, шина, шоколад, шкаф, шапка, шашки, шляпа, шкатулка, мышь, мешок, лошадь, машина, камешек, кошелек, мошка, мишка, мышка, пушка, шишка, вишня, кувшин, ландыш, шахматы, подушка, лягушка, кукушка, вешалка, кошка, катушка, хлопушка, шалаш, малыш.
Ж – жук, жаба, желудь, жеребенок, журнал, жираф, журавль, ножик, ужи, ежи, лужа, лыжи, ежевика, мороженое, флажок, медвежонок, крыжовник, пижама, баклажан, ножницы.
Ч – чайка, чайник, чашка, чемодан, червяк, Чиполлино, Чебурашка, черемуха, черепаха, черника, чучело, ручка, туча, облачко, пчела, бочка, бабочка, птичка, качели, девочка, мальчик, кузнечик, уточка, червячок, удочка, мяч, луч.
Щ – щавель, щегол, щетка (обувная, щетка (зубная, щетка (половая, щука, щипцы, ящерица, прищепка, ящик, клещи, плащ, плющ, лещ.
Л – лук, лось, лампа, лодка, луна, пила, юла, халат, молоток, одеяло, стол, стул, волк, флаг, метла, елка, белка, вилка, булка, палка, клоун, платье, солдат, клубок, платок, свекла, бутылка, облако, слон, галстук, полотенце, осел, козел, пенал, дятел, мел.
ЛЬ – лев, лейка, линейка, лес, леопард, лилия, лиса, лист, лягушка, лебедь, малина, колесо, апельсин, шляпа, хлеб, филин, улитка, тюльпан, телефон, дельфин, фасоль, бинокль.
Р – рак, рыба, рама, роза, радуга, ракета, ранец, расческа, рубанок, рубашка, ручка, рысь, ромашка, гора, горох, баран, ворона, сорока, воробей, боровик, барабан, муравей, Буратино, шарф, крот, груша, крыса, крыша, укроп, тетрадь, краски, арбуз, марка, парта, морковь, труба, кровать, виноград, смородина, пирамида, носорог, парашют, паровоз, пароход, торт, пирожное, таракан, помидор, ковер, забор, топор, тигр, трактор, шар.
РЬ – репа, редиска, резинка, река, ремень, ребенок, рюкзак, рябина, варежка, аквариум, гриб, матрешка, сирень, перец, мандарин, абрикос, дерево, теремок, тетерев, черепаха, черемуха, гиря, пряник, терка, тарелка, грелка, якорь, крючок, фонарь, дверь, снегирь.
Й – юла, юбка, ежевика, ель, елка, ежик, яблоко, ягода, яйцо, якорь, ястреб, ящерица, яма, зайка, майка, чайка, гайка, лейка, копейка, чайник, муравей, линейка, кофейник, скамейка, троллейбус, поезд, ручей, змей (воздушный, трамвай, соловей, улей.
Г – гусь, гайка, газета, голубь, гамак, галстук, гвоздь, гвоздика, гнездо, гном, гусеница, вагон, попугай, иголка, флаги, сапоги, рога, нога, огурец, бегемот.
К – кот, куст, ком, коза, коса, кувшин, кукушка, кузнечик, кукла, волк, галка, палка, ветка, белка, собака, булка, кубики, тыква, кнопка, лук, паук, индюк.
X – халат, хомяк, хлопок, хлопушка, хлеб, муха, черепаха, петух.
После отработки звуков в словах можно переходить к проговариванию фраз, коротких стихов, скороговорок, потешек, рассказов и т. д. Главное, чтобы весь материал был максимально насыщен закрепляемым звуком, а родители контролировали правильное повторение материала.
Автоматизация достигнута, если ребёнок сам, без напоминаний взрослого, контролирует новый звук в спонтанной речи.