Лариса Перфильева
Выступление «Результаты введения и реализации ФГОС дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
C 1 сентября 2014 года на основании приказа департамента образования и науки Костромской области наша образовательная организация была утверждена региональной пилотной площадкой по теме «Организация образовательного процесса в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».
Публикация «Выступление „Результаты введения и реализации ФГОС дошкольного образования“» размещена в разделах
Для введения ФГОС ДО в образовательной организации был разработан план введения ФГОС ДО, в рамках которого: приведены в соответствие с действующим законодательством все нормативно - правовые акты; разработана программа развития на 2014-2016 годы, проведена оценка готовности образовательной организации и педагогического коллектива к введению ФГОС ДО, создана рабочая группа по введению и реализации Стандарта с целью оказания методической помощи педагогам в вопросах планирования и организации образовательного процесса в соответствии со Стандартом, созданы условия для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов,
проведены педагогические советы «Введение ФГОС дошкольного образования», «Инновационные подходы к созданию и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования», «Современные формы и методы работы дошкольного учреждения в условиях ФГОС дошкольного образования»,
проводились открытые просмотры образовательной деятельности с детьми, взаимопосещения педагогами НООД и режимных моментов,
- был составлен план прохождения КПК, проведено родительское собрание «Введение ФГОС дошкольного образования в ДОУ», проведен анализ материально-технического обеспечения и соответствие санитарно-гигиеническим условиям.
В рамках работы пилотной площадки разработан проект инновационной деятельности, который был направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов Учреждения в области построения образовательного процесса в соответствии со Стандартом.
Проект предполагал организацию системы методической работы с педагогами, направленную на теоретические подходы к построению образовательного процесса и формирования практических умений по проектированию образовательного процесса в соответствии со Стандартом.
В учреждении разработана основная образовательная программа дошкольного образования.
Разработаны и утверждены формы календарного и перспективного планирования, педагогами групп разработаны рабочие программы.
Так как ФГОС ДО поддерживает точку зрения на ребнка, как на «человека играющего», многое нами в РППС пересмотрено на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент непременно соседствует с игровой оболочкой. Роль педагога заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка, при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов наших воспитанников.
Таким образом, РППС в нашем дошкольном учреждении выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионализма педагога. Отмечается, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Значительно возросла продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети создают и выполняют много рисунков, поделок, рассказов, о чем свидетельствуют наши выставки в ДОО, дипломы и сертификаты наших участников конкурсов разных уровней.
Образовательный процесс в нашей образовательной организации осуществляется на комплексно - тематическом принципе который является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Он позволяет нам систематизировать образовательный процесс и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.
Для воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.
Ребенок не перенапрягается, т. к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т. к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать.
Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок (в данном случае неделя) имеет кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина. Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных знаний, навыков, умений в образовательных областях.
Педагоги строят образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом стремятся к тому, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом дети делают шаг вперед в своем развитии.
Мы убеждены в том, что именно партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принимать решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту, обеспечивает развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитию способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Таким образом, в построении модели образовательного процесса мы сделали акцент на линию становления взросло-детской партнерской деятельности, которая позволяет осуществить реализацию образовательной деятельности детей дошкольного возраста на основе принципов гуманизации, т. е. обеспечить всем воспитанникам Учреждения особое психолого-педагогическое сопровождение и условия полноценного развития в соответствии с особенностями развития.
Основная образовательная программа дошкольного образования Учреждения сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей, что соответствует требованиям Стандарта.
Индивидуализация достигается за счёт учёта личного уровня развития каждого воспитанника и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантируют каждому ребёнку возможность добиться успеха. Для этого по результатам педагогической диагностики развития детей, проводимой в начале учебного года, педагоги разрабатывают карты индивидуального сопровождения воспитанников, выявляя проблемы и определяя пути их корректировок.
В конце учебного года, педагоги проводят итоговую педагогическую диагностику. Полученные данные позволяют составить графики достигнутых результатов, спланировать консультационную деятельность с родителями, определить задачи на летний период.
В Учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья созданы условия: разработаны адаптированные программы, введены в штатное расписание специалисты: учитель-логопед, учитель-дефектолог и педагог-психолог, которые ведут коррекционные занятия с детьми согласно составленного расписания.
Для одаренных детей в Учреждении разработана Программа, в соответствии с которой воспитатели и специалисты осуществляют индивидуальную деятельность с каждым ребенком. Одаренные дети одной направленности объединены в кружки: «Мукосолька», «Картины из пластилина», «Волшебный чемоданчик», «Разноцветный мир», «Королева иголочка», «Озорные ладошки».
Мы понимаем, что эффективность качества образования во многом зависит от материально-технического обеспечения и оснащённости образовательного процесса. Развитие материально-технической базы систематически и планово осуществляется в соответствии с программой развития Учреждения.
В Учреждении разработаны паспорта групп и имеющихся помещений, которые создают общую картину материально - технической базы и позволяют планомерно проводить работу по дальнейшему ее совершенствованию и обеспечению.
Материально-технические условия групп и помещений Учреждения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, требованиям безопасности, охраны труда работников, что позволяет оптимально обеспечить реализацию Программы.
В учреждении разработана и эффективно функционирует внутренняя система оценки реализации Стандарта и качества образования, результаты которой используются для принятия управленческих решений по оптимизации работы Учреждения, обеспечения информационной открытости образовательной организации (подготовка Публичного доклада и отчета по результатам самообследования, размещение на официальном сайте достоверной информации о деятельности Учреждения). О хорошем качестве результатов образовательной деятельности позволяют судить результаты итогового анкетирования родителей «Оценка степени удовлетворенности работой ДОУ».
В ходе реализации проекта :
• спроектирована модель построения образовательной деятельности Учреждения по реализации Программы;
• разработана система мониторинга качества образования и оценки эффективности образовательной деятельности в условиях реализации Стандарта;
• выстроена система взаимодействия с родителями, ориентированная на социализацию и индивидуализацию дошкольного образования;
• повысились показатели удовлетворенности родителей образовательной деятельностью Учреждения;
• повысилось качество образования детей по Программе.
Педагоги нашего Учреждения принимают активное участие в конкурсах различного уровня:
- региональный методический конкурс педагогов образовательных учреждений Костромской области: в номинации – авторские образовательные программы 2014-2015 уч. г - диплом III степени за «Программу обучения дошкольников правилам дорожного движения», в 2015-2016 уч. г программа «Юный патриот» - диплом II степени; в номинации исследовательский проект «Его величество дерево!» - диплом III степени;
-всероссийский конкурс «Из методической копилки» в номинации социальный проект «Знаю. Помню. Горжусь.»- диплом I степени;
- всероссийский конкурс с международным участием в номинации внеурочная деятельность педагога программа кружка «Народные игры» - диплом II степени;
- всероссийский конкурс с международным участием «Хорошо здоровым быть!» в номинации методическая разработка «План мероприятий по организации летней оздоровительной работы на 2015-2016 уч. г» -диплом II степени.
Предоставление Учреждением результатов реализации проекта региональной пилотной площадки по теме «Организация образовательного процесса в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» широкой общественности - это демонстрация тех позитивных изменений, которые произошли в детском саду с переходом на образовательный Стандарт.
Проведен для педагогов района Семинар «Алгоритм планирования организации и осуществления образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» и Семинар-практикум «Технология построения образовательного процесса».
Поделились опытом работы:
- по теме «Современная модель образовательного процесса» на научно-практической конференции «Введение и реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : стратегия развития образовательных организаций Костромской области», секция «Технология организации образовательного процесса : структура и планирование».
- на семинаре руководителей образовательных организации Солигаличского района «Преемственность в работе детского сада и школы по введению и реализации ФГОС дошкольного образования и начального общего образования» по темам «Организация работы региональной пилотной площадки по введению и реализации ФГОС ДО», «Применение ИКТ в развитии познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста» «Взаимодействие ДОО с родителями в условиях введения и реализации ФГОС ДО».
Разместили на сайте ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования» материала «Календарный комплексно-тематический план организации и осуществления образовательной деятельности с воспитанниками второй младшей группы общеразвивающей направленности» https://www.koipkro.kostroma.ru/koiro/CROS/default.aspx
Размещен материал о деятельности пилотной площадки в информационном сборнике и сборнике материалов «Вместе в будущее: результаты введения и перспективы реализации ФГОС ДО в Костромской области».
Итогом работы региональной пилотной площадки по теме стал день открытых дверей для педагогов района «Весна шагает по планете», где педагоги всех возрастных групп представили образовательную деятельность с детьми и в ходе обсуждения открытых просмотров участники отметили особенности организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Апробация всего нового - дело трудное, мы хотим пожелать всем педагогам терпения, креативности и оптимизма, смотреть на свою работу с новой точки зрения и обрести уверенность в собственных силах по воплощению нового федерального государственного образовательного стандарта, гарантирующей успех маленьким россиянам. Педагогический коллектив ДОО не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации образовательной деятельности продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия!