МААМ-картинки

Вариативная программа «Мы — Ханкайцы»

Елена Елтуховская
Вариативная программа «Мы — Ханкайцы»
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание

1. Введение…. 3

Актуальность темы…. 4

Приоритетное направление…4

Цели и задачи…. 4

Перечень программ и технологий…. 5

2. Содержание регионального компонента…. 6

Интеграция регионального компонента…7

2.1 Дополнительное образование…. 12

2.2 Мониторинг…. 13

2.3 Инновационная деятельность…15

2.4 Взаимодействие детского сада и семьи….16

2.5 Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами…17

Заключение….18

1. Введение

Публикация «Вариативная программа „Мы — Ханкайцы“» размещена в разделах

В настоящее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Все понимают: человек не любящий свое Отечество, немного стоит. Но все понимают и другое: ребенка легче научить решать задачи и правильно писать, чем любить Родину. Как это сделать? Скорее всего, начать с малого – рассказать о том месте, где ребенок родился, и где живут его близкие, познакомить с историей, природой, культурой родного края.

Систему по данному направлению можно представить как блочную: Семья – Детский сад – Село – Приморский край.

Работа по воспитанию любви к родному селу и родной стране является наиболее сложной. Любовь к селу, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше начать знакомить детей с малой Родиной – местом, где они живут. Дошкольники должны знать тот район, в котором они проживают, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем придет понимание того, что село – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Актуальность темы:

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Приоритетное направление: социально-личностное.

Цели:

• Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, селу, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края.

• Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Основные задачи программы :

1. Расширять представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного села, края.

2. Формировать патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

3. Формировать представления о том, чем славен родной край.

4. Способствовать физическому развитию ребенка, его оздоровлению.

5. Воспитывать доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему селу, стране.

Перечень программ и технологий

Перечень программ и технологий Программы :

1. «Я – человек». – Козлова С. А. М. : Школьная Пресса, 2004.

2. «Юный эколог» // Николаева С. Н. В кн. : Юный эколог: Программа и условия ее реализации в дошкольном учреждении. - М., 1998.

3. «Золотой ключик» / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, Е. Л. Бережняковская. – М., 1989.

4. «Наследие» /М. Ю. Новицкая. – М. : Линка-Пресс, 2003.

Перечень пособий

1. Белая К. Ю. Кондрыкинская Л. А. Патриотическое воспитание. (Учебно-методическое пособие). – М. : Элти-Кудиц, 2002.

2. Буре Р. Воспитание у дошкольников социальных норм поведения в деятельности на занятиях. Социальное развитие ребенка: Спецкурс. / Под ред. О. Л. Зверевой. – М., 2004.

3. Остапец А. А. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристкой деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». – М. : АРКТИ, 2003.-176с.

4. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. – М. : Айрис-пресс, 2009.-208с.

5. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. -80с.

6. Чебан А. Я. Знакомим дошкольников с народной культурой.

1. Содержание регионального компонента.

Реализация регионального компонента осуществляется в тесной взаимосвязи с социальными институтами села и при их поддержке, в совместной деятельности педагога и детей и в самостоятельной деятельности воспитанников в соответствии с возрастными особенностями через разнообразные формы работы. Предпочтение отдаётся культурно – досуговой деятельности.

Региональный компонент предусматривает:

• Воспитание у дошкольников уважения к своему дому, к родной земле, малой родине на материале о Приморском крае, Приханковье;

Приобщение детей к национально- культурному наследию: образцам национального местного фольклора, народным художественным промыслам, национально –культурным традициям, произведениям ханкайских писателей и поэтов, композиторов, художников, исполнителей, спортсменов, знаменитых людей Приморья;

• Приобщение дошкольников к ознакомлению и следованию традициям и обычаям предков;

• Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей и вероисповедования.

Интеграция регионального компонента

с образовательными областями основной общеобразовательной программы «Здоровячок» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №9» с. Камень-Рыболов Ханкайского муниципального района Приморского края

Образовательная область Формы работы

Физическая культура

-Беседы о видах спорта, просмотр мультфильмов спортивной тематики;

-Беседы о спортсменах –чемпионах, гордости Приморья и Приханковья;

-Беседы о предстоящей Олимпиаде в Сочи, ознакомление с символикой, просмотр фильмов о спорте и спортсменах;

-Проведение национальных, народных игр;

-Проведение спортивных праздников, развлечение, эстафет, соревнований, малых Олимпиад;

-Знакомство с ханкайскими и приморскими спортсменами:

Соколов В., Хомячук И. (волейбол, Ким Л. Э. (тхэквондо, Шевченко С. П. (автомотогонщик, почетный житель г. Уссурийска, Лагута А. (спидвей, Штыль И. (гребля – олимпийский чемпион)

Здоровье -Беседы о здоровье «Я и моё тело», «Уроки Айболита», «Уроки этикета», «Уроки Мойдодыра»;

-Оборудование в группах уголка здоровья;

-Экскурсии в поликлинику, аптеку (старшая и подготовительная к школе группа);

-Проектная деятельность, акции;

-Опыты и экспериментирование

Познание

Ознакомление с природой:

Формирование целостной картины мира (ознакомление с ближайшим окружением) :

Ознакомление с прошлым родного края:

Культура и традиции Приханковья : - Знакомство с животным и растительным миром Ханкайского заповедника, с наиболее охраняемыми видами:

Птицы

аист дальневосточный, беркут, дрофа, журавль даурский, лебедь малый, цапля белая малая

Рыбы костные

амур белый, амур чёрный, гольян амурский, краснопёр монгольский, окунь китайский, осётр амурский, сом амурский, толстолоб, толстолоб пёстрый, щука амурская

Млекопитающие

бурундук сибирский, волк, колонок, косуля, кот дальневосточный, лисица, медведь бурый, медведь гималайский, ондатра, собака енотовидная.

- Беседы, компьютерные мини-презентации, мультимедийные показы фрагментов фильмов о природе, передвижные выставки музеев по ознакомлению с животным и растительным миром Приморского края, с народными приметами;

-Сбор гербариев, коллекций;

-Опытническая и экспериментальная работа;

-Проектная деятельность, акции

-Экскурсии:

2-я младшая группа – по помещениям и территории детского сада;

средняя группа – по ознакомлению с достопримечательностями микрорайона;

старшая и подготовительная – пешие и автобусные экскурсии по селу, мини-походы в парк, сквер, в сад, на поле; походы в школу искусств, ЦДК, музей.

-Беседы: «Где живёт человек», «Дом, в котором мы живём», «Село моё родное», «Родина малая и родина большая», «Моя родная улица», «Мой любимый уголок в селе»;

-Ознакомление с символикой: флаг, герб; портреты руководителей;

-Просмотр фрагментов исторического кино, старых фотографий, передвижные выставки музеев, рассказ экскурсовода;

-Организация русского-народного уголка в группе;

-Встречи с родителями: посиделки, досуги, «круглые столы»

-Проведение детских фольклорных праздников;

-Беседы по ознакомлению с традициями в Приханковье, в Приморье; с духовно-нравственным укладом жизни многонационального Приморья;

-Празднование всех государственных и региональных праздников: День района, фестиваль «Ханкайские зори», фестиваль бардовской песни «Жареный карась», «Масленица» и т. д.

Социализация -Игры-инсценировки;

-Драматизация русских-народных сказок, произведений приморских писателей и поэтов;

-Показ всех видов театров (теневой, фланелеграф, ложечный, кукольный линейный, театр игрушек, настольный, пальчиковый);

-Оформление уголков ряжения (предметы старинного русского костюма) во всех возрастных группах;

-Встречи с артистами театров, с артистами филармонии;

-Организация в детском саду театральной студии

Коммуникация

Чтение художественной литературы -Народный фольклор: пословицы, поговорки, загадки, заклички, дразнилки, чистоговорки;

-Ханкайские легенды «Камень и рыболов», «Русалочка» и др. ;

-Знакомство с творчеством Ханкайских и Приморских писателей и поэтов (М. М. Медведева,Бабченко Д., Химич О., Прядун Л., Сикорский В., Антонова Т. К., Горячук В. Н., Селезнёв С. В. ;

-Тематические выставки, посвящённые творчеству Ханкайских и Приморских писателей и поэтов

Художественное творчество - Занакомство с творчеством приморских художников (Пирогов В. В., Воробьев В. С., Ткачев А. М., Чеботарев В. С., Жоголев Н. П.);

-Беседы, компьютерные презентации о творчестве приморских и ханкайских художников, скульпторов;

-Рассматривание репродукций картин, слайдов, открыток, буклетов, фотографий о Приморском крае и Камень-Рыболове;

-Оформление в ДОУ фото-галереи достопримечательностей села;

-Организация выставок из природного материала родного края «Умелые руки», «Дары осени», «Ханкайские рукодельницы»

Музыка -Музыкальный фольклор (детский, обрядовый, бытовой, военно-бытовой, строевой, плясовой, хороводный, исторический);

-Музыкальная культура: знакомство с творчеством композиторов исполнителей песен Приморья и Приханковья (Титок Г., Евланов С., Громовская О., Владимир Быков В, Гусаков А., Синенко В., Груздева М., Куница Л.);

-Проведение праздников, развлечений,

музыкально-литературных викторин,

фольклорные народные праздники и гуляния;

-Ознакомление с народными музыкальными инструментами: баян, лира, бандура, рожок, домра, жалейка, бубен;

-Использование в группе аудио- и видеозаписей концертов, детских праздников; грампластинок, музыкальных инструментов, портретов Приморских композиторов;

-Оформление музыкального уголка

1.1 Дополнительное образование

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №9» с. Камень-Рыболов реализует дополнительные образовательные программы и оказывает образовательные услуги за пределами, опережающих его статус образовательных программ с учетом потребностей семей.

Цель дополнительного образования: формирование социально-активной личности.

При реализации дополнительного образования решаются следующие задачи:

• Удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам

• Удовлетворение запросов родителей в получении детьми дополнительного образования.

• Повышение качества образовательных услуг детского сада.

• Повышение престижа дошкольного образовательного учреждения в микрорайоне.

Название кружка Цель Количество детей, возраст ФИО руководителя

1Туристический Средствами краеведо-туристкой деятельности учить ориентироваться в природной и социальной среде обитания. 10 детей от 6 до7 лет Т. В. Шаповал, инструктор по ФИЗО

2 «Сударушка» - Знакомить с русскими плясками, хороводами;

- Развивать умение исполнять русские-народные мелодии на детских музыкальных инструментах;

- Приобщать к народному творчеству. 12 детей

от 4 до 5 лет Ю. А. Койда, музыкальный руководитель

3 «Русский сувенир» -Приобщать к народному искусству;

- Знакомить с богатствами родного края, национальной культурой;

- Воспитывать чувство красоты и любви к народным художественным ремеслам. 12 детей от 6 до7 лет М. В. Канюка, воспитатель

4 «Я – артист» 12 детей от 5 до 6 лет Е. А. Полуэктова, воспитатель

5 «Балагуры» - Формировать интерес детей к русскому фольклору;

- Воспитывать умение слушать и заучивать русские-народные сказки, потешки, песенки, прибаутки. 10 детей от 3 до 4 лет Е. Н. Слинько

6 Секция по тхеквондо -Формировать интерес к здоровому образу жизни;

-Развитие физических качеств (скоростных, силовых, выносливости) 10 детей от 6-7 лет Л. Э. Ким

2.2 Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Содержание мониторинга тесно связано с образовательной программой обучения и воспитания детей.

Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.

Мониторинг

Содержание ФИ ребенка

Родной край:

1 Название края

2 Название района

3 Название села

4 Домашний адрес

5 Название достопримечательностей села

6 Название зеленых зон

7 Название улиц, площадей

Символика

1 Герб края

2 Герб района

История культуры и традиций села

1 Народные праздники и гулянья

2 Жилище человека и предметы быта

Историко- географический и природный компоненты

1 Природные богатства края и района

2 Животный и растительный мир Ханкайского заповедника

Личностный компонент

1 Отношение к окружающей среде

2 Забота о близких

3 Проявление дружелюбия

4 Умение управлять своими чувствами, договориться

5 Умение анализировать свои поступки и поступки других

Критерии:

Высокий уровень-

Знает название села, района, края, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны села, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб села, края; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства края, заботится об окружающей природе.

Средний уровень-

Знает название страны, села, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб села; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства края, заботится об окружающей природе.

Низкий уровень-

Не знает названия страны, села, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного села; плохо знает названия улиц. Не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства края, не заботится об окружающих.

2.3 Инновационная деятельность

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Цель проектного метода – развитие свободной, творческой личности ребенка.

Задачи:

1. Развитие коммуникативных навыков;

2. Развитие познавательных способностей;

3. Развитие творческого воображения.

Творческой группой педагогов ДОУ разработаны и внедряются долгосрочные проекты:

«С чего начинается Родина?»;

«Село будущего»;

«Село мое родное»;

«Моя семья»

2.4 Взаимодействие детского сада и семьи

Цель работы с родителями: установление доверительных деловых контактов между семьей и дошкольным учреждением, привлечение родителей к совместной практической деятельности.

Задачи:

• Пропаганда общественного воспитания;

• Повышение педагогической культуры родителей;

• Формирование положительного отношения к дошкольному учреждению;

• Изучение и распространение положительного семейного опыта.

Совместная работа детского сада, семьи, других социальных институтов, направлена на формирование базовой культуры личности, обеспечение каждому ребёнку условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворение его творческих и образовательных потребностей.

2.5 Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами

Заключение

Работа по социально-личностному развитию детей значительно расширяет знания дошкольника о родном селе, крае, стране, воспитывает в нем чувство уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.

Процесс ознакомления ребенка с родным краем, с его достопримечательностями, заводами и фабриками, памятниками и скверами – сложный процесс. Чтобы он был эффективен, необходимо соблюдать ряд условий. К таковым относятся:

• сотрудничество взрослого и ребенка, когда ребенок активно воспринимает знания, умения и навыки;

• партнерство между ребенком и воспитателем, готовым в нужный момент оказать необходимую помощь;

• положительная атмосфера в группе, когда между детьми складываются положительные взаимоотношения дружбы, поддержки, заботы, общения, уважения друг к другу.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Литература

1.«Я – человек». – Козлова С. А. М. : Школьная Пресса, 2004.

2.«Юный эколог» // Николаева С. Н. В кн. : Юный эколог: Программа и условия ее реализации в дошкольном учреждении. - М., 1998.

3.«Золотой ключик» / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, Е. Л. Бережняковская. –

М., 1989.

4.«Наследие» /М. Ю. Новицкая. – М. : Линка-Пресс, 2003.

5. Белая К. Ю. Кондрыкинская Л. А. Патриотическое воспитание. (Учебно-методическое пособие). – М. : Элти-Кудиц, 2002.

6. Буре Р. «Воспитание у дошкольников социальных норм поведения в деятельности на занятиях. Социальное развитие ребенка» : Спецкурс. / Под ред. О. Л. Зверевой. – М., 2004.

7. Остапец А. А. «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристкой деятельности» : Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». – М. : АРКТИ, 2003.-176с.

8. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. – М. : Айрис-пресс, 2009.-208с.

9. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. -80с.

10. Чебан А. Я. Знакомим дошкольников с народной культурой

Публикации по теме:

Программа «Ладошка»Программа «Ладошка» Авторская программа "Ладошка" Пояснительная записка "Ум ребёнка - на кончиках его пальцев" В. И. Сухомлинский. Программа «Ладошка» предназначена.

Досуговая программа .

Программа по ИЗО Программа по Художественному творчеству для детей младшего дошкольного возраста. Пояснительная записка В дошкольном возрасте у детей закладываются.

Программа работы по самообразованию. Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание у детей старшего возраста» Программа работы по самообразованию. Тема: «Нравственно- патриотическое воспитание у детей старшего возраста» Воспитатель МБДОУ Центр.

Программа самообразования Методическая тема самообразования : «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредствам дидактических игр и упражнений.

Программа самообразованияПрограмма самообразования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Радуга» Программа самообразования Жуковой Анны Александровны.

Программа «Тестопландия» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. В современных условиях модернизация дошкольного образования приоритетной становится проблема творчества, развития.

Вариативная часть «История одного листа» Пояснительная записка «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В. А. Сухомлинский). От чего зависит успешность обучения ребенка.

Вариативная часть ООП доо в условиях введения ФГОС до. Система работы ДОО по реализации регионального компонента. Вариативная часть ООП ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. Система работы ДОУ по реализации регионального компонента на основе авторской программы.

Вариативная программа по обучению дошкольников правилам дорожного движения «Я примерный пешеход» для детей от 3 до 7 лет РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате.

Автор публикации:
Вариативная программа «Мы — Ханкайцы»
Опубликовано: 27 мая 2016 в 04:31
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Вариативная программа «Мы — Ханкайцы»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Елтуховская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД