ЮЛИЯ ОНАШВИЛИ
Вариативная часть ООП доо в условиях введения ФГОС ДО Система работы ДОО по реализации регионального компонента.
▼ Скачать + Заказать документы
Вариативная часть ООП ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. Система работы ДОУ по реализации регионального компонента на основе авторской программы "Азовские родники Дона".
Чем лучше мы будем знать прошлое,
тем более глубоко и радостно
поймём великое значение настоящего.
А. М. Горький.
Образовательная Программа ДОО в соответствии с ФГОС ДО должна состоять из обязательной части (60%) и части, формируемой участниками образовательных отношений (не более 40%). Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
Публикация «Вариативная часть ООП доо в условиях введения ФГОС до, Система работы ДОО по реализации регионального компонента,» размещена в разделах
- Республика, область, край. Список городов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
• Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов, а так же отражать:
- специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- приоритетное направление деятельности ДОО.
В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. Значит, система образования должна быть переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества.
В настоящее время, принятый ФГОС ДО даёт возможность на
40 % внедрить национально-региональный компонент в программу дошкольной организации.
Мы считаем, что детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России.
Основными целями регионального компонента являются:
• создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;
• ориентация общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития региона;
• обеспечение единства образовательного пространства.
Введение регионального компонента направлено на решение следующих задач:
• развитие вариативности общеобразовательных программ и образовательных услуг;
• обновление содержания общего образования;
• овладение детьми знаниями в области истории и культуры своего региона;
• воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения.
Региональный компонент предусматривает:
• воспитание уважения к своему дому, к родной земле, малой родине;
• приобщение ребёнка к культурному наследию: образцами местного фольклора, народным художественным промыслам, культурным традициям, произведениям донских писателей и поэтов, композиторов, художников, исполнителей, знаменитых людей Дона;
• приобщение к ознакомлению и следованию традициям и обычаям предков;
• воспитание толерантного отношения к людям других национальностей и вероисповедания;
• эффективного взаимодействия ДОО и семьи, с социумом.
Содержательнаях сторона образовательной деятельности педагогов нашего ДОО по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей и культурой донского казачества, как реализации регионального компонента отражена в авторской программе «Азовские родники Дона» Л. Н. Примаченко, В. М. Елютина, Л. В. Музыченко. : Методическое пособие часть 2, под общ. ред. Л. А. Баландиной, Ростов-на-Дону, Издательство ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО 2012 г.
Цели программы:
- познакомить детей с историей, традициями и жизнью донского казачества;
- воспитывать любовь к родному краю.
Задачи:
- знакомить детей с историей, культурой Донского края, казачества с учётом их возрастных особенностей;
- формировать любовь к родному краю и интерес к его прошлому;
- приобщать к народной культуре посредством казачьего фольклора, художественных произведений всемирно известных писателей-классиков и талантливейших писателей и поэтов земляков;
- знакомить детей с высокой нравственной культурой воспитания в казачьей семье;
- знакомить с древнейшими городами Донского края;
- развивать речь детей, её выразительность, образность, обогащать словарь, развивать кругозор;
- развивать образное мышление, творческое воображение;
- воспитывать чувство гордости за свою Родину – Донской край, за подвиг героических земляков-казаков.
Программа направлена на всестороннее физическое, социально - коммуникативное, познавательное, речевое, художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста.
Образовательные области
Задачи
Социально-коммуникативное развитие
Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявление на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.
Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызвать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Азовского района и Донского края, стремление сохранять национальные ценности.
Познавательное развитие.
Приобщать детей к истории Азовского района и Донского края. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой.
Речевое развитие
Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой Донского края.
Художественно-эстетическое развитие.
Приобщать детей младшего дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь к родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций Донского края.
Формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.
Физическое развитие.
Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы Донского края.
Поэтому в образовательном процессе педагогами используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, игры с куклами в национальных костюмах, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, экскурсии, чтение детской литературы, театрализованные выступления, народные праздники, знакомство с народно-прикладным искусством и др.
Работа проводится в ходе режимных моментов, совместной образовательной деятельности педагога и детей, в самостоятельной деятельности воспитанников в соответствии с возрастными особенностями.
Данная Программа предполагает создание предметно-пространственной среды в группах ДОУ. Предметы казачьего быта, интерьер помогут довести до сознания дошкольников кто такие казаки, как они одевались, что являлось предметами казачьей доблести. Наборы иллюстрированного материала познакомят с древнейшими казачьими городами-крепостями, а фонотека – с песенным творчеством.
При реализации этой программы предусмотрено взаимодействие всего педагогического коллектива ДОУ, активное участие родителей, взаимосвязь с библиотекой и школой, краеведческим музеем, школой искусств.
Эта программа рассчитана на все возрастные периоды детей дошкольный возраста.
Содержание программы представлено тремя тематическими блоками:
• «Край донской – казачий»
• «Наш донской дом»
• «Казачья семья»
Программа «Азовские родники Дона» включает в себя перспективно-тематический план на младшую, среднюю, старшую и подготовительную группы, работа с родителями, оценка результатов освоения программы (см. программу).
Огромную роль в реализации регионального компонента оказывает принцип комплексно-тематического планирования образовательной деятельности всего ДОУ
(тематические недели: Край родной, Моя Родина, Там, где мы живём и т. д.