Елена Пахолок
Досуговая программа
▼ Скачать + Заказать документы
Программа досуговой площадки
(в том числе для детей «группы риска»)
«В движении…»
Оглавление
1. Паспорт программы ___ 3
2. Перечень организаторов программы___4
3. Обоснование программы ___4
4. Цели и задачи программы ___5
5. Основное содержание программы ___6
6. Профилактическая деятельность___7
7. Механизм реализации программы___7
8. Принципы реализации программы ___8
9. Условия реализации программы___8
Публикация «Досуговая программа» размещена в разделах
10. Кадровое обеспечение программы ___8
11. Ожидаемые результаты реализации программы___9
12. Нормативно-правовое обеспечение программы___12
13. Список литературы___13
14. Приложения___ 15
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное название программы Программа досуговой площадки детей и молодежи МАОУ ДОД ДЮЦ «Гайдаровец» «В движении…»
Название организации Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеский центр «Гайдаровец»
Авторы программы Е. Н. Пахолок, Н. В. Кадеева,
Цель 1. Создать условия для организованного, здорового отдыха и культурного досуга, улучшения физического и морально-психологического состояния детей, подростков и молодежи;
2. Формирование общечеловеческих ценностей и патриотических чувств, коммуникативных навыков.
Задачи 1. Подготовить детей, подростков и молодежь к совместному отдыху и досугу в условиях временного коллектива, формировать толерантные отношения в коллективе.
2. Развивать коммуникативные качества детей. Создать условия для формирования адекватной самооценки каждого ребенка.
3. Повысить интерес к деятельности учреждения и улучшить качество отдыха, организуемого ДЮЦ «Гайдаровец».
4. Привлечение к мероприятиям детей и подростков «группы риска».
5. Пропаганда здорового образа жизни и творчества.
Адресаты программы, количество участников Дети и молодежь в возрасте от 7 до 18 лет
200 человек, охват 66 человек в месяц
Место реализации Прилегающая территория по адресу: ул. Игримская, 34
Сроки реализации июнь-август 2015 года
Краткое содержание программы Программа «В движении.» ориентирована на активный отдых. Программа постоянно дополняется, корректируется. Появляются и воплощаются новые идеи и проекты, организованные самими участниками программы. Поэтому программа называется «В движении.» : В движении тела, в движении мысли, в движении духа!
В программу входят такие мероприятия как:
1-Организация спортивных игр, физкультурно-оздоровительных мероприятий, соревнований.
2-Проведение познавательных игр и тренингов, игр на сплочение и умение работать в команде.
3-Организация ролевых игр социально-развивающего характера. Ролевые и тематические игры.
4-Организация творческого досуга. Проведение различных выставок, концертов, творческих конкурсов и мини-фестивалей.
ОРГАНИЗАТОРЫ ПРОГРАММЫ
-Педагог-организатор дополнительного образования МАОУ ДОД ДЮЦ «Гайдаровец»;
-привлеченные специалисты (психологи, спорторганизаторы, лидеры и руководители молодежных объединений) отрасли;
-социальный педагог;
-волонтеры.
ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Лето…Долгожданное и незабываемое время для каждого ребенка, каждого школьника. Это время, когда дети чувствуют себя «свободными» от уроков и домашних заданий. Тем не менее, это самое продуктивное время для развития и становления личности ребенка. Хорошо организованное лето может принести много пользы. Для этого необходимо создать для ребенка благоприятную среду, в которой он мог бы разносторонне развиваться, а также приобрести много новых друзей. Традиционной формой организации каникулярного времени является игра, а еще сказки, приключения, легенды. Именно игровая ситуация пробуждает познавательный интерес, активизирует процесс познания мира.
ДЮЦ «Гайдаровец» находится в микрорайоне Тарманы, достаточно удаленном от центра города. Дети, подростки и молодежь микрорайона находятся в «замкнутом пространстве» не только с географической точки зрения, но и с общекультурной. Наблюдая уровень развития досуга молодежи и школьников микрорайона Тарманы уже несколько лет, педагоги ДЮЦ «Гайдаровец» пришли к такому выводу: детям крайне необходимо именно общекультурное развитие, развитие коммуникативных качеств. Необходима организация массового единого для всех интересного досуга, для того чтобы молодежь и подростки поближе познакомились друг с другом, научились взаимовыручке, взаимоподдержке, научились общаться друг с другом и решать конфликтные ситуации цивилизованно. Кроме этого, в поселке проживает много детей из неблагополучных семей. Эти дети особенно неуютно чувствуют себя в общении с окружающими людьми: некоторые из них ведут себя развязно, агрессивно, некоторые, наоборот, чересчур застенчивы. И то, и другое поведение – результат неуверенности в себе из-за отсутствия семейного воспитания. Такие подростки особенно нуждаются в психолого-педагогической поддержке.
Программа «В движении…» направлена, прежде всего, на формирование общекультурной и коммуникативной компетенций детей и подростков.
Программа призвана формировать чувство уважения не только к людям другой национальности, но и к людям с ограниченными возможностями (что актуально в наше время). Этому способствует специально разработанная игровая методика: тематические, спортивные, интеллектуальные, коммуникативные игры, трениннги.
Умение общаться подразумевает знание и учет интересов собеседника. Поскольку авторы программы ставят задачу развить коммуникативные навыки участников программы, а также ставится задача повышения культурного уровня детей и подростков в программу включены различные ролевые игры, викторины и тренинги по теме: «Национальности», «Профессии», «Особенности Тюменского края» и другие. В программу включены мероприятия по изучению национальных традиций народов разных стран, а также лучших образцов мировой культуры и Тюменского края.
Полученные навыки волонтерской деятельности помогут развить в подростках чувство сострадания и соучастия в жизни города, а также начать развитие и становление собственной гражданской позиции.
Программа может быть использована и в 2015, и в 2016 гг с внесенными коррективами).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: 1. Создать условия для организованного, здорового отдыха и культурного досуга, улучшения физического и морально-психологического состояния детей, подростков и молодежи;
2. Формирование общечеловеческих ценностей и патриотических чувств, коммуникативных навыков.
Задачи:
1. Подготовить детей, подростков и молодежь к совместному отдыху и досугу в условиях временного коллектива, формировать толерантные отношения в коллективе.
2. Развивать коммуникативные качества детей. Создать условия для формирования адекватной самооценки каждого ребенка, подростка.
3. Повысить интерес к деятельности учреждения и улучшить качество отдыха, организуемого ДЮЦ «Гайдаровец».
4. Привлечение к мероприятиям детей и подростков «группы риска».
5. Пропаганда здорового образа жизни и творчества.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется по следующим направлениям:
1. Познавательное
Цель: Формирование знаний о жизни разных народов и стран (национальные традиции, государственный герб, Флаг, столица государства, национальный костюм, кухня, культура страны, народы, населяющие государство). Формирование знаний о Тюменской области, о достпримечательностях и достижениях. Развитие логического мышления, внимания, умственной реакции.
Формы работы: Викторины, беседы, конкурсы, презентации, экскурсии, ролевые и постановочные игры-перевоплощения.
2. Социально-развивающее
Цель: Формирование уважения к народам разных государств, развитие чувства коллективизма и товарищества, формирование патриотических чувств, формирование адекватной самооценки. Развитие чувства взаимовыручки, взаимоподдержки, умения находиться и работать в коллективе, умение занять свою позицию в социуме. Работа в команде, развитие командного духа, коммуникабельности.
Формы работы: Экскурсии, деловые игры, сюжетно-ролевые игры, просмотр тематических видеофильмов, игры на сплочение, на командность, на определение лидера. Создание каждым участником или командами собственных проектов по заданной теме.
3. Физкультурно-оздоровительное
Цель: Пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья и физического развития, профилактика вредных привычек.
Формы работы: Спортивные игры, турниры, соревнования, конкурсы, беседы, тренинговые занятия.
4. Досугово-творческое
Цель: Создание системы организованного содержательного досуга, формирование общей культуры отдыха молодежи, вовлечение детей и подростков в творческую деятельность, развитие способностей и талантов каждого ребенка.
Формы работы: Конкурсы, презентации, выставки, игры, КВН, конкурсы, мастер-классы и творческие мастерские.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Цель: Пропаганда здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, в том числе учетных категорий посредством реализации программы досуговой площадки и путем вовлечения участников программы в профилактические мероприятия.
Задачи:
- Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни;
- Формирование позитивного отношения к совместному участию в оздоровительных, досуговых и профилактических мероприятиях;
-Развитие и активизация позитивных личностных качеств;
- Создание ситуации успеха.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Этапы реализации программы Основные мероприятия Сроки Ответственный
I этап
Подготовительный -Подготовка методических материалов (сценариев мероприятий и игр, положений о соревнованиях, литературы, наглядных пособий, оформления, атрибутов);
-Презентация программы;
-Набор участников программы. Апрель-май Заместитель директора по УВР, педагог-организатор, методист
II этап
Организационный
-Игры на сплочение и знакомство с личным составом;
-Инструктаж по ТБ;
-Введение участников в сюжетно-ролевую игру Июнь, июль,
август первые два дня Педагог-организатор
III этап
Основной -Реализация концепции программы через игру, спортивные и профилактические мероприятия, конкурсы, организацию выставок и тематических мастер-классов и тренингов для детей. август Педагог-организатор
IV этап
Итоговый -Подведение итогов работы площадки;
-Анкетирование;
август
Педагог-организатор
V этап
Аналитический - Обработка статистических данных (анкет);
-Анализ реализации программы;
-Обобщение опыта работы по программе;
-Обсуждение перспектив программы Август-сентябрь
Руководитель программы,
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
• Психологический комфорт;
• Учет личностных особенностей участников программы;
• Прочная связь теории с практикой;
• Ориентация на возрастные особенности и интересы участников программы;
• Создание ситуации успеха;
• Создание благоприятиной среды для развития способностей и талантов ребенка, подростка (спортивные, творческие, интеллектуальные);
• Сочетание коллективного и индивидуального включения участников в различные формы деятельности.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровые:
• Наличие необходимых специалистов для реализации программы педагог-организатор, волонтеры, социальный педагог, привлеченные психологи, спорторганизаторы.
Материально-технические:
• Наличие программы и сопутствующих методических материалов;
• Наличие помещений, оборудованной уличной площадки для спортивных игр;
• Наличие ПК, музыкальной аппаратуры;
• Спортивный инвентарь, канцтовары и другой подручный материал для игр, конкурсов, соревнований.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ п/п Задача Предполагаемый результат Формы отслеживания
Для воспитанников
1. Формировать нравственные, духовные ценности у подрастающего поколения через знакомство с традициями и культурой народов разных стран. С историей и достопримечательностями Тюменской области • Расширение кругозора;
• Осознание себя и других как граждан своей страны и края;
• Развитие патриотического чувства по отношению к своему краю и к стране в целом. Беседы, педагогическое наблюдение, тестирование
Организация самостоятельных выставок или презентаций.
Проведение ролевых и тематических игр.
2. Подготовить детей, подростков к совместному отдыху и досугу в условиях временного коллектива (с представителями других национальностей, формировать толерантные отношения в коллективе. • Умение применять полученные знания о правилах совместного проживания во временном коллективе на практике;
• Навыки конструктивного, бесконфликтного общения;
• Сплоченная команда
• Очевидная взаимовыручка и взаимоподдержка между участниками программы, умение работать и жить в коллективе. Педагогическое наблюдение, викторины, ролевые игры.
Игры на сплочение, на раскрепощение.
Интеллектуальные турниры.
Игры, конкурсы, соревнования.
3. Прививать чувство гордости, уважения и почитания символов Российской Федерации - герба, Гимна, Флага, а также достопримечательностей Тюменской области. • Наличие устойчивого интереса к «российскому», к теме родины;
• Развитость патриотических чувств;
• Сформированность знаний о государственных символах
• Знание истории и достопримечательностей Тюменской земли. Викторины, педагогическое наблюдение, беседы.
Игровые программы.
Презентации по заданным темам.
4. Развивать коммуникативные качества детей. Создать условия для формирования адекватной самооценки каждого участника программы.
• Благоприятный психологический микроклимат в группах;
• Адекватность самооценки каждого ребенка, подростка.
• Развитость чувства уважения к членам временного коллектива;
• Активное включение каждого участника программы в мероприятия;
• Проявление инициативы;
• Развитость чувства ответственности;
• Умение формировать свои мысли и выдвигать собственные идеи и проекты Педагогическое наблюдение, ролевые игры, беседы, проведение психологических тренингов.
Игровые программы, квесты.
Самопрезентации.
Совместные массовые игры и конкурсы.
5. Вовлечь в систематические занятия физической культурой и спортом всех участников программы.
• Наличие устойчивого интереса к занятиям спортом;
• Сформированное негативное отношение к вредным привычкам;
• участие детей и подростков учетных категорий в спортивно-оздоровительных мероприятиях Спортивные игры и соревнования.
Музыкальные и игровые зарядки.
Спортивные флешмобы
Массовые соревнования по разным видам спорта.
Туристические походы.
6. Привлечение к мероприятиям детей и подростков «группы риска».
• занятость подростков и детей «группы риска» в мероприятиях досуговой площадки;
• Наличие устойчивого интереса к деятельности ДЮЦ «Гайдаровец»;
• Сформированное негативное отношение к асоциальным явлениям. Проведение профилактической работы.
Анкетирование и анализ интереса.
Проведение игровых программ, соревнований, конкурсов и выставок.
Для семей воспитанников
1. Выполнение социального заказа по организации досуговой площадке.
• Педагогически организованный досуг и отдых детей, подростков решение проблем их занятости в каникулярный период
Анкетирование, беседы с родителями, совместное участие в мероприятиях по программе.
Собрание-беседы о проделанных работах, корректировка работы, согласно пожеланиям родителей.
Для учреждения
1. Повысить интерес к деятельности учреждения и улучшить качество отдыха, организуемого ДЮЦ «Гайдаровец».
• Заинтересованность детей и родителей в работе ДЮЦ «Гайдаровец»
• Наличие качественного анализа работы досуговой площадки в целях повышения качества летнего отдыха ДЮЦ «Гайдаровец» Анкетирование
2. Повысить воспитательный и образовательный статус учреждения • Увеличение количества желающих заниматься в ДЮЦ «Гайдаровец» Статистические показатели на следующий год.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Закон РФ «Об образовании».
3. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании» № 12-ФЗ от 13 января 1996 г.
4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г.
5. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
6. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Утверждено постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 233 с замечаниями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. № 212.
6. Перечень видов образовательных учреждений дополнительного образования детей. Приложение к Инструктивному письму Минобразования РФ от 24 марта 1997 г. № 12.
7. Положение о детском оздоровительном лагере. Приложение к постановлению Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 11 мая 1990 г. № 7-21.
8. Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ № 2688 от 13 июля 2001г.
9. Инструктивное письмо МО РФ «О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан» от 12.03.1996г. № КИТ 21\294-04\53.
10. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. №1860-р.
11. Стратегия развития физической культуры и спорта в российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р.
12. Стратегия развития молодежной политики в Тюменской области до 2020 года от 14.08.2008 года.
13. Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р.
14. Концепция развития детско-юношеского спорта на 2009-2015 годы, разработанная на основании Поручения Президента Российской Федерации от 02 октября 2007 г. ПР-1766 «Перечень поручений по развитию физкультуры и спорта в образовательных учреждениях Российской Федерации».
15. Детские внешкольные учреждения, летние оздоровительные учреждения Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.4.969-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 октября 2000 г.)
16. Распоряжение Правительства Тюменской области от 28 декабря 2012 г. N 2841-рп "Об организации отдыха, оздоровления населения и занятости несовершеннолетних в Тюменской области в 2013 году"
17. Программа развития учреждения до 2015 года.
18. Лицензия на образовательную деятельность.
19. Устав МАОУ ДОД ДЮЦ «Гайдаровец».
20. Положения, приказы и иные локальные акты учреждения.