Елена Гусева
Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Главная цель валеологии заключается в том, чтобы научить ребенка с раннего детства умно относиться к своему здоровью, уважать физическую культуру, закаливать свой организм, рационально питаться. Выполнение комплекса этих мероприятий обеспечит оптимальное физическое развитие и хорошее состояние здоровья детей и молодежи.
«Валеология» в детском садике - первый важный этап непрерывного валеологического образования человека, который должных обеспечить реализацию таких задач:
Публикация «Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Осанка. Конспекты занятий
- Темочки
• воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;
• установление гармонических отношений детей с живой и неживой природой;
• формирование личности ребенка;
• воспитание привычек личной гигиены;
• закаливание ребенка и его двигательная активность;
• профилактика и устранения вредных привычек;
• осуществление валеологического мониторинга.
Краткий обзор состояния здоровья детского и взрослого населения страны показывает прогрессирующие тенденции к росту заболеваемости, снижению уровня здоровья и к сокращению продолжительности жизни. Особенно тревожное положение складывается со здоровьем детей.
Поэтому, в настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, так как дошкольный возраст самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Поэтому, важным звеном в работе детского сада является валеологическое воспитание.
Валеология - наука о здоровом образе жизни сохранении, формировании здоровья, управлении ним. Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным правилам и норма укрепления здоровья и привития навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятия физкультурой и саморазвитием, рациональное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу.
Назначение валеологии учёными рассматривается как организационный процесс раскрытия потенциала здоровья, заложенного в каждом человеке. В контексте детского сада целями валеологического образования является:
• знакомство детей с понятиями «здоровый образ жизни», «основы безопасной жизнедеятельности»;
• воспитание культуры взаимоотношений мальчиков и девочек, эмоционального общения;
• приобщение к занятиям физической культурой и спортом;
• формирование навыков личной гигиены;
• воспитание бережного отношения к здоровью человека.
Задачи валеологического образования, как и цели, для разных возрастных групп едины, отличается лишь степень погружения в тот или иной аспект теории здоровья.
Виды образовательной деятельности по валеологии
Исходя из задач валеологического воспитания дошкольников, это направление работы реализуется не только в рамках непосредственной образовательной деятельности (НОД, то есть на занятиях (причём как узкоспециализированных, валеологических, так и других учебно-воспитательных направлений, например, на уроках физической культуры, но и при организации:
• досуговых мероприятий, развлечений;
• прогулок;
• утренников;
• режимных моментов (утреннего сбора, проведения гигиенических процедур до и после сна и пр.).
Методы и приёмы на занятиях по валеологии
Вне зависимости от характера образовательной деятельности педагог пользуется комбинацией из приёмов четырёх групп методов.
Словесный метод
В работе с дошкольниками речь важна не только в качестве способа изложения материала, но и как средство обучения: благодаря звучащему слову малыши быстрее осваивают речь (младшие группы) и расширяют свой словарный запас (средняя и старшие группы).
Объяснение
Беседа
Рифмовки и загадки
Всегда актуальный приём мотивировать ребят на работу действует и на занятиях по валеологии. Особенно в младших группах, когда произвольное внимание малышей, то есть способность включиться в деятельность за счёт сознательно поставленной задачи, развито плохо.
Сказкотерапия
Чтение
Как вид самостоятельной деятельности практикуется в группах, где есть читающие малыши. Материалами для чтения могут быть пословицы, поговорки о ЗОЖ. Например, в подготовительной группе дети читают карточки с афоризмами и комментируют их содержание:
• «Кто спортом занимается, тот силы набирается»;
• «Солнце, воздух и вода помогают нам всегда»;
• «Кто любит спорт, тот здоров и бодр».
Сказки
Этот приём обладает ещё и терапевтическим действием: сказочные сюжеты доступно объясняют детям те или иные вопросы здоровья (к примеру, почему важно высыпаться, как не простудиться в осенне-весенний период и пр.).
Наглядный метод
Наглядно-образное мышление детей вплоть до 6,5–7 лет требует обязательного использования наглядности в образовательном процессе. Так как дети до подготовительной группы воспринимают информацию только в сопровождении иллюстраций. И только с переходом на абстрактно-логический тип мышления после 6 лет способны понимать отвлечённые категории. Иными словами, не увидев плаката со скелетом человека, малыши средней и старшей групп не смогут разобраться, что такое кости, не поймут, почему пупок — это середина тела. А вот в подготовительной группе, рассматривая вопросы расположения внутренних органов, даже без картинок дети более или менее правильно сориентируются при определении месторасположения сердца, желудка. И всё же использование наглядности — это обязательное условие успешной реализации задач образовательного процесса.
Самыми продуктивными наглядными приёмами на занятиях по валеологии, кроме картинок и плакатов, являются:
• демонстрация — педагог показывает тот или иной аспект темы, способ действия личным примером (например, в подготовительной группе, рассматривая тему «Путешествие воздушных человечков» о механизме вдоха-выдоха, воспитатель показывает ход выполнения дыхательных упражнений – «Зима», «Ветер» и др.);
• показ — презентация информации из видеороликов, мультимедийных презентаций по теме (например, наглядной иллюстрацией соблюдения чувства меры и принципа постепенности в закаливании для детей старшей группы может серия мультсериала о семействе Барбоскиных «Закаляйся», которую малыши смотрят и обсуждают в беседе);
• наблюдения — планомерное, целенаправленное активное восприятие ребятами объектов и явлений окружающего мира, опирающееся и на опыт детей в том числе (малыши в течение какого-то отрезка времени наблюдают за тем или иным явлением, а затем вместе с педагогом или сами обобщают увиденное).
Игровой метод
Ведущий вид деятельности дошкольников позволяет осваивать целые блоки новых валеологических знаний, умений и навыков. Валеологические игры могут быть трёх видов.
Практический метод
Приёмы этого метода предполагают практическое освоение ребёнком действительности. К ним относятся:
• рисунки (задание может выполняться и в классе, и дома, тематика обычно сочетается с проблемой, рассматриваемой на занятии, к примеру, работая над темой «Прививки» в младшей группе, дети рисуют шприц);
• аппликации (к примеру, в средней группе, изучив строение внутренних органов, дети из отдельных картинок составляют макет тела человека);
• поделки (например, поделка в старшей группе «Макет проезжей части», который может использоваться для отработки ПДД);
• опыты — освоение окружающего мира через непосредственный контакт с ней.
Основным результатом работы по воспитанию потребности к здоровому образу жизни у детей является то, что к концу дошкольного возраста дети способны понимать здоровье значительно, широко, как красоту, счастье, успешность, а так же осознают, что здоровье находится в их руках.
Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.